Пастор Владимир Солодовников Вирус воинствующего невежества поразил российское протестантское сообщество Источник: Сайт "Умная вера" Создание респектабельного образа российских протестантов в глазах общественного мнения нынче терпит очевидный крах. Как бы ни старались ушлые имиджмейкеры на ниве лакировки церковной действительности, оная проступает через елейный лак в чрезвычайно неприглядном виде. Эта неприглядность проявляется, прежде всего, в вопиющем невежестве, которое грозит стать массовым.
Дремучее невежество присуще, прежде всего, голове протестантской рыбы. Именно с головы гниение распространяется по всему ее организму, вплоть до хвоста. Примеров тому – масса!
Достаточно просмотреть относительно недавние публичные выступления протестантских предводителей или верных им до гроба публицистов.
Начнем, пожалуй, с характерных "ляпов" Первого заместителя Председателя РС ЕХБ Евгения Бахмутского.
В июне 2011 года он заявил: "Ближайший конгресс "Преображение" планируется провести с 25 по 29 июля 2012 года. Известно также, что форум будет посвящен Благовестию. Сейчас разрабатывается идейно-идеологическая основа конгресса, а к октябрьскому Совету РС ЕХБ планируется подготовить подробную программу мероприятия..." http://baptist.org.ru/news/broadcast/2983/
Любопытная конструкция используется г-ном Бахмутским – "идейно-идеологическая основа конгресса".
Настоящее масло масленое!
Наверное, "вице-президенту" хотелось ввернуть нечто ученое!
И ввернул!
По самое не балуйся!
Продемонстрировав не ученость, а невежество!
Ведь идеология это – по сути совокупность идей. Идей, концептуально оформленных.
По смыслу созданного "виртуозом новояза" термина, выходит, что в основу конгресса будут заложены как сырые, высосанные из пальца, идеи, так и некая совокупность идей, концептуально оформленных коллективным гением РС ЕХБ.
Несколько раньше, в апреле 2011 года, Евгений Бахмутский дал интервью известному российскому религиоведу Роману Лункину, в котором он... отрекается от термина "протестантизм" применительно к истории Евангельского Движения в России: "...я бы отказался от употребления слова "протестанты", потому что Россия не была затронута Европейской Реформацией напрямую так, как это происходило например, в Прибалтике, Украине, Польше, у наших ближайших соседей. Протестантская Реформация не дошла до России в ее сегодняшних границах. Евангелие не пронизывало и не пронизывает пока что наше общество и общественное сознание. Россия еще ждет этого часа, и, по моему мнению, нуждается в духе Реформации. Надо говорить не о протестантизме как таковом, а о протестантской мысли и философии". http://baptist.org.ru/news/broadcast/2943/
Отречение от термина "протестантизм" само по себе выглядит нелепо, ибо произносится одним из лидеров именно протестантской деноминации!
Автор настоящей статьи не отрекается от протестантизма и принадлежности к нему, хотя и критикует его.
Критикует потому, что не отрекается!
А вот протестантскому вожаку, похоже, стыдно причислять себя к протестантам.
Только почему?
Смею предположить, что – вследствие исторического нигилизма, с одной стороны (у баптистов в ходу идейка, что они – единственные прямые наследники Христа – Прим. Авт.), а с другой стороны из тактических соображений (у российского обывателя протестантизм ассоциируется с пресловутой "заграницей, поэтому баптистское братство пытается доказать свою автохтонность – Прим. Авт.).
Чтобы прикрыть очевидный исторический нигилизм, а заодно продемонстрировать личную "почвенность" г-н Бахмутский с присущей ему ненавязчивой скромностью замечает: "Я являюсь верующим в четвертом поколении". Будто сей факт обеспечит ему льготный билет в Небесный Иерусалим!
Смехотворна фраза потенциального (такой возможности исключить нельзя – Прим. Авт.) Председателя РС ЕХБ: "...Россия не была затронута Европейской Реформацией напрямую так, как это происходило например, в Прибалтике, Украине, Польше, у наших ближайших соседей. Протестантская Реформация не дошла до России в ее сегодняшних границах".
Евгению Бахмутскому следует записаться в Государственную публичную историческую библиотеку России (благо она находится неподалеку от Московской Центральной церкви ЕХБ – Прим. Авт.) и проштудировать труды российских дореволюционных историков протестантизма как раз о прямом воздействии Реформации на Московию.
И еще. Удивляет следующий призыв г-на Бахмутского: "Надо говорить не о протестантизме как таковом, а о протестантской мысли и философии".
Неужели он не понимает, что не корректно противопоставлять протестантизм и протестантскую мысль??!
Это попросту – абсурд!
Разумеется, не один Евгений Бахмутский претендует на мишурные лавры "мастера парадокса".
Его по многим параметрам оставил позади себя набирающий популярность в протестантской среде публицист Дмитрий Узенцев.
В многосерийной статье "Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) он, в частности, пишет: "Самым важным является поклонение Иисусу Христу, а служение – вторично. Служение как замещение поклонения, – это идолопоклонство, даже если предыдущие заслуги перед Господом просто невероятны и "совершенны". Делами нельзя ничего заработать или заслужить у Бога, даже собственную "святую форму богослужения". Этот путь всего лишь канонизирует традицию и, всё больше и больше со временем, лишает людей возможности воспринимать поклонение Богу на языке привычной им культуры. А значит, все меньше и меньше со временем, люди будут поклоняться там Богу... Мы должны подражать евангельскому духу братьев переживших гонения и лишения не традиции мы должники и не ей мы должны подражать. Традиция всегда актуальна только в своё время – в свою современность" http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=6103
При внимательном прочтении этого пассажа нетрудно выявить, что автор противопоставляет поклонение Богу – служению Богу.
Бесспорно, что поклонение идет, в том числе, и посредством служения.
Ясно также, что т.н. "традиция" не единственная опора в жизни.
Но Дмитрий Узенцев ее явно недооценивает.
Ведь традиция это, прежде всего, наработки. И не всякая традиция плоха только потому, что она – традиция.
Есть традиции, которые пережили свое время, но ничуть не утратили актуальности!
Только воинствующее невежество может презирать традиции! Их не нужно возводить в культ, но знать их, уважать их, своевременно и творчески использовать просто необходимо!
В противном случае мы уподобимся иванам, родства не помнящим, и будем наступать на одни и те же грабли.
Таким образом, перед нами возникает тяжелая задача преодоления невежества и темноты.
Полагаю, что ликвидировать невежество в обозримом будущем вряд ли удастся даже протестантским учебным заведениям, ибо подбор преподавателей осуществляется там, как правило, по этическим, а вовсе не по профессиональным качествам. Как говорилось в бородатом советском анекдоте о летающих кирпичах – "Был бы человек хороший!" Читатель не должен обольщаться: "хороший человек" это – не живой образчик христианской нравственности, а тот, кто лично предан ректору, проректору, академическому декану или... девочке-администратору, составляющей расписание на семестр. При подборе кадров учитывается, разумеется, тот фактор, сможет ли преподаватель в случае надобности – организовать проректору отдых в Анталье etc.
Вследствие хронического недобора абитуриентов, во многие христианские вузы берут – мягко говоря – странных персонажей.
А посему нормой становятся такие заявления учащихся: "Мы, студенты, знаем чему и как именно нас должны учить преподаватели!"
В некоторых учебных заведениях великовозрастные – специально назначенные академическими деканами – студиозусы пытаются выявить "степень еретичности" редких уже, действительно, профессиональных лекторов и ученых: все, что им "показалось еретичным" христианские осведомители в виде диктофонных записей приносят начальству (семинарии, академии, института и. т.п.).
Скажите на милость: как после этого нормальный педагог будет работать в т.н. "христианском" учебном заведении?
Я намеренно не пишу о результатах подобной порочной практики.
Приведу лишь один пример того, кого выпускают нынче протестантские "заведения":
В июне 2011 года на сайте "Новосибирские Церкви Евангельских Христиан-Баптистов" было выставлено сообщение о выпуске в Новосибирской Библейской богословской семинарии (РС ЕХБ):
"Сегодня, 18 июня 2011 года, Божий народ собрался в стенах Новосибирской Библейской богословской семинарии, чтобы праздновать, молиться и благодарить Бога за 13 выпускников заочной богословской программы и 5 выпускников программы "Регент церковного хора". Этот день был особенным. Один из выпускников, Дмитрий Желтов (Минусинск, Красноярский край) поделился коротким и очень ярким свидетельством: "Когда-то я был в тюрьме и носил полосатую робу. Господь изменил мое сердце и дал мне новую робу, а на небе Он готовит мне славную белую робу". http://baptistnsk.ru/news/item/195-presentation-of-diplomas-in-nbbs.html
Показательна фраза выпускника семинарии о смене тюремного одеяния.
Тюремное одеяние (робу) только белого окраса! недавний студент-богослов намеревается носить и в Царствии Божием!
Перечитывая бодрую баптистскую реляцию о белой робе, почему-то на память пришли строки из популярной в нэповской России песенки: "И выдали Ванечке клифт полосатый с бубновым тузом на спине".
Весь учебный процесс закончился спичем о робе!
Это – закономерный его итог.
Так и хочется процитировать сетования влиятельного московского пастора Сергея Золотаревского о том, что "сегодня сокращается количество членов Церкви, по разным причинам люди уходят из Церкви, меньше стало людей обращаться к вере в Бога, и, как следствие, меньше совершается водных крещений, хотя сегодня много возможностей узнать о Боге и Его учении..." http://www.mbchurch.ru/news/church/4825/
Не секрет, что одна из этих причин – агрессивное невежество, прикрываемое Библейскими цитатами и приторным морализаторством.
Современный российский протестантизм напоминает вечно молодого (как тут не припомнить внеисторическое сознание доморощенных баптистов, евангельских христиан и т.п.! – Прим. Авт.) Дориана Грея из нашумевшего некогда романа Оскара Уальда. Так же как Дориан российские протестанты могут КАЗАТЬСЯ привлекательными, но их портрет, который хранится в "тайной комнате", увы, некрасив, так как он отражает их внутреннюю опустошенность.
По сути дела, это – настоящая трагедия, которую сами протестанты обычно предпочитают не замечать. Тех же из протестантской среды, кто бьет в набат, принято обвинять в клевете на Церковь Божию и непогрешимых деноминационных лидеров, которые "после Бога – первые".
Впрочем, всему сему надлежит быть.
|