поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
07 июля 2011  распечатать

История церкви имени св. бл. князя Александра Невского

Источник: Администрация Таицкого городского поселения

Церковь во имя св.блг.князя Александра Невского в селе Александровском, принадлежащем Демидовым, была построена в 1790-94 г. известным русским архитектором Иваном Егоровичем Старовым (1745-1808).

"Церковь каменная, теплая, однопрестольная. Построена на средства коллежского советника Александра Григорьевича Демидова. Находится в одной версте от Балтийской железной дороги и в семи верстах от Красного Села. При церкви Александра Невского имеется церковно-приходская школа".(Из книги "Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. Санкт-Петербургская епархия" СПб, 1908, вып.V, стр.128.)

Этот храм вплоть до начала XX века оставался единственным православным храмом, как для жителей села, так и для жителей соседних деревень Таицкой мызы. Пока не найдены сведения о том, каким был первоначальный облик этого храма, построенного приверженцем русского классицизма. В "Описании имения помещика флигеля-адъютанта гвардии ротмистра Петра Григорьевича сына Демидова за 1836 год" под п.23 значится "каменная пятиглавая церковь при селе Александровском благоверного князя Александра Невского, крытая железом с деревянными священно-служительскими домиками".

В 1901-1906 гг. храм был перестроен архитектором Александром Александровичем Степановым. К сожалению, до настоящего времени старинных изображений этого храма обнаружить не удалось. Сохранился лишь произвольный рисунок, выполненный в 1941 году художником Юргеном Бертельсманном, воинская часть которого была расквартирована в Тайцах. Художник погиб в 1942 году. Этот рисунок и другие, чудом сохранившиеся, в настоящее время находятся в частной коллекции его дочери в Брюсселе. Рисунок Ю. Бертельсманна, тем не менее отражает архитектурный облик храма. По рисунку видно, что колокольня имела высокие и узкие окна-бойницы и была увенчана шатровым куполом, а на самом храме боковые главки имели особое, необычное расположение. По словам старожилов, белый деревянный иконостас храма был увенчан овальной иконой "Тайной вечери", пилоны и своды храма были украшены росписью и орнаментом. Очень незначительные "пятнышки" росписи сохранились на колоннах до сих пор. Около десятка находившихся в церкви образов были украшены серебряными ризами (вспомним серебряные рудники Демидовых). Наиболее заметными из них были иконы Св.блгв.князя Александра Невского, Казанской иконы Божией Матери, Святых Петра и Евлампия, а также двухсторонний образ с изображениями Божией Матери "Всех Скорбящих Радосте", Свт. Григория Богослова и Свмч. Парамона, украшенный массивной 2,5 фунтовой серебряной ризой, с этим образом проходили крестные ходы. К сожалению, пока не удалось установить, кто был первым настоятелем храма, и восстановить весь список служивших в нем. Более подробные сведения имеются о служивших в нем священниках Димитрии Шишове и отце и сыне Белавских.

Отец Димитрий (Шишов) был настоятелем этого храма на протяжении 55 лет. В 1889 году с семьей Шишовых познакомился Иван Петрович Белавский (1855 – 1927). Закончив Тверскую семинарию, он преподавал русскую словесность в духовных училищах В. Волочка и Старицы. Знакомство с Шишовыми закончилось его браком с Екатериной Димитриевной. Приняв сан, о. Иоанн в том же 1889 г. возглавил приход, создал в Александровке церковно-приходскую школу, стал в ней законоучителем. Преподавал он Закон Божий и в Таицкой земской школе, будучи всей душой привязан к учительской работе. К тому же он был назначен помощником благочинного Второго Царскосельского округа. По решению Синода он был награжден орденом Анны III степени, в 1904 г.-наперсным крестом, а в 1911 году возведен в сан протоиерея.

В семье о. Иоанна было пятеро детей: Федор (скончался в блокаду в Ленинграде), Петр (31.12.1892-30.03.1983), Александра (скончалась в возрасте 14 лет), Димитрий (убит в 1941 г.), Екатерина (скончалась в 1942). Уже совсем в преклонных летах о. Петр часто и с большой теплотой вспоминал свое детство в родительском доме в селе Александровском.

Настоятельский дом находится слева от входа в церковь (с запада). Сохранился до сих пор, но в очень плачевном состоянии, будучи с некоторых пор собственностью семьи Макаровых. Дом отца Иоанна отличался широким гостеприимством, что типично для русского православного духовенства. Особенно оживленно бывало здесь летом. Приезжали погостить многочисленные родственники. В окрестностях Красного Села проходили военные учения и смотры, нередко в Высочайшем присутствии. Две артиллерийские бригады стояли в Александровке. В праздничные и воскресные дни офицеры считали своим долгом зайти поздравить батюшку и гостей. Особенно памятны семейные торжества по случаю именин о. Иоанна – в день рождества Иоанна Предтечи (7 июля по н. ст.). В этот день накрывался щедрый стол с разнообразными рыбными блюдами. Вторым священником в семье Белавских стал о. Петр. Закончив в 1911 г. семинарию, он поступил в юнкерское училище, но оставил его и вернулся на духовное поприще. События 1917 года вынудили его поступить на гражданскую службу: он стал работать на Таицком водоводе, все свободное время помогая отцу в храме и готовя себя к принятию сана.

Наступил 1920 год. Как-то летом в дом Белавских приехала Елизавета Александровна Бондырева с дочерью Ксенией. Отец Ксении протоирей Василий Бондырев служил тогда в Троицком соборе Красного Села. Он не был потомственным священником. Выходец из старинной семьи московского дворянства, он успешно продвигался по службе. Поэтому, когда уже в чине полковника он принял сан священника, это вызвало недоумение родных и знакомых. Отец Василий сначала служил священником в военном ведомстве, а с начала войны 1914г. в действующей армии. Революция застала семью Бондыревых в Петергофе, где о. Василий преподавал Закон Божий в гимназии и в кадетском корпусе. Затем он получил назначение в Красное Село. Дочь его Ксения окончила гимназию с золотой медалью. Всей душой она тянулась к монашеству. Но встреча в Александровке определила ее выбор. Она сознательно шла на крестный путь жены священника в столь трудные для Православия годы. Перед свадьбой Петр Иванович Белавский и Ксения Васильевна Бондырева поехали к митрополиту Петроградскому Вениамину, который ласково их принял и благословил образом Спасителя "на долгую и мирную жизнь". Венчание состоялось в Александровской церкви.

В ноябре 1920 г. митрополит Вениамин рукоположил Петра Ивановича в сан диакона, а 1 января (по н. ст.) 1921 г. владыка совершил священническую хиротонию в церкви Покрова Божией Матери на Боровой (в Петрограде). Так под Покровом Божией Матери началась подвижническая жизнь о. Петра, которой Божиим Промыслом было суждено завершиться также в церкви Покрова Божией Матери в Мариенбурге. Владыка Вениамин ныне причислен к лику святых. Отец Петр и матушка Ксения Белавские покоятся в Мариенбурге за алтарем церкви.

С Тайцами о. Петра роднит его двухлетняя служба вместе с отцом в Александровском храме, а с 1922 г. вплоть до ареста в 1929 г. – в церкви свт. Алексия в самом поселке. Отец Иоанн Белавский оставался настоятелем церкви в Александровке вплоть до своей кончины в 1927 г., прослужив здесь 38 лет. После него и до своего ареста в апреле 1931 года в церкви во имя Александра Невского служил иеромонах Ново-Афонского подворья в Санкт-Петербурге Никострат (Лаврешов) – строгий иосифлянин, живший при храме в коморке под колокольней. Бывшие прихожане храма вспоминали о том, как строго, по каноническим правилам, служил он, как благоговейно, при большом стечении народа проходили богослужения. В октябре 1931 года иеромонах Никострат был приговорен к трем годам лагерей и бесследно исчез в чреве ГУЛАГа.

О том, кто служил в храме после о. Никострата, неизвестно. Возможно службы совершал священник из Алексиевской церкви. О том, когда был закрыт храм, документы тоже умалчивают. По словам старожилов, в период 1932-33 г. Во время закрытия его староста Иоанн Марков оказал властям сопротивление, после чего с ним случился инфаркт и он вскоре скончался.

После закрытия церкви власти долго не могли приспособить ее под что-либо. Поэтому вплоть до конца войны сохранялся иконостас, а купола оставались увенчанными крестами. Также на пригорке перед входом на сельское кладбище сохранялась деревянная часовня – покойницкая. В августе 1941 года Тайцы были заняты немецкими частями. По просьбе местных жителей немецкое командование открыло церковь во имя свт. Алексия. Из Александро-Невской церкви туда были перенесены сохранившиеся иконы и церковная утварь. Затем часть икон и даже часть клиросного ограждения были взяты в Красное Село в Александро-Невскую церковь, где и находятся по сей день.

В настоящее время церковь во имя св.блг.князя Александра Невского в с. Александровка находится в довольно плачевном состоянии. Но, по заключению специалистов, ее можно и нужно не только сохранить, но и восстановить. Еще в 1990-91 г. усилиями жителей поселка Тайцы, с. Александровка и добрых людей из других мест было проведено несколько субботников: внутренность церкви и территорию вокруг нее расчистили от хлама. В 1992 году была проведена частичная консервация здания: заделаны трещины в стенах, заложены кирпичом проломы, крыша была покрыта рубероидом, с южной стороны сделана массивная входная дверь, окна забиты. Внутри была установлена печь-"буржуйка", и по памятным датам в храме и на церковном погосте стали проходить молебны. В том же году на средства, отпущенные поссоветом, вокруг погоста из семи могилок у северной стены храма была установлена железная ограда, заменены подгнившие деревянные кресты. В 2004 г. на могилках установлены цветники, подаренные похоронным бюро "Ритуал".

На церковном погосте покоятся отец Димитрий, отец Иоанн, матушка Евдокия, матушка Екатерина, отроковица Александра, Екатерина Дмитриевна Шишова. Екатерина Петровна и Дмитрий Петрович похоронены на сельском кладбище. Из рода Белавских ныне здравствуют дочери о. Петра Ксения (родилась в 1923 г.) и Александра (родилась в 1928 г.). Летом и осенью 2005 года силами не равнодушных к судьбе исторического места помощников, на добровольные пожертвования удалось обновить церковный погост, купить металл и произвести стяжку стен храма. На очереди срочные работы по сохранению свода церкви: установка новой крыши (желательно сразу с куполом), покрытие ее рубероидом (над алтарем, можно и железом); расчистка фундамента и устройство отмостки вокруг церкви, решение вопроса с отоплением (хотя бы временным), благоустройство территории и внутренние работы. Да будет сие по молитвам Святого Благоверного князя Александра Невского.

Вот такова очень краткая история одной из святынь нашей малой родины и судьбы, пусть кратко описанные, наших земляков. Хочется преклонить головы в знак памяти к ним и благодарности к тем, кто в меру сил и возможностей помогает возрождению этого святого уголка.

Всех заинтересовавшихся людей просим обращаться с предложениями к главе администрации пос. Тайцы Павловой Тамаре Павловне по адресу: ул. Пушкина, д.35, тел.52-877.

Из воспоминаний старожилов:

Марина Николаевна: Церковь в Александровке была удивительно красивой и очень теплой. Поэтому именно там, а не в Алексиевской, всегда крестили младенцев. В том числе и меня, родившуюся в 1917 г., так говорили мои бабушка Дарья и мама Мария. Традицией в Тайцах были крестные ходы по поселку. А в Алексиевскую церковь в день Параскевы Пятницы (10 ноября н. ст.) из Гатчины приносилась ее икона.

Екатерина Федоровна: Старостой церкви был мой дядя Иван Марков. Он имел лошадь. Был внимательный, терпеливый, безотказный. Возил на лошадке воду, дрова, людей, помогал пахать землю. Очень болел за судьбу храма, берег его, охранял. Скончался от потрясения. Похоронен возле храма.

Зинаида Дмитриевна: 7 июля (по н. ст.) у нас здесь был очень большой праздник. Это день Ангела о. Иоанна Белавского. Хорошо, что и сейчас в этот день на его могилке служится панихида священником из Мариенбурга.

Слово молодежи: Мы, учащиеся из Красного Села, Валерия и Елена, ощутили важность исследования храмов пригородных районов. Именно здесь еще теплится та историческая память, которая передается поколениями, ощущается, что жизнь и храм составляют единое целое...

СМ.ТАКЖЕ

территория церкви:

Церковь св. благ. кн. Александра Невского в Александровке (Тайцы, Ленинградская обл)

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты