поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
30 июня 2011  распечатать

Благотворительностью занимается каждый второй верующий россиянин и каждый пятый неверующий

Опрос общественного мнения

Источник: Благовест-инфо

Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного Службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-Пента, выборка 1500 человек)[1].

39% россиян принимают участие в благотворительных мероприятиях, причем безвозмездно помогает нуждающимся каждый второй верующий и один из пяти неверующих граждан России. Большинство россиян считают благотворительность полезной, однако 14% от числа опрошенных считают, что она приносит больше вреда, чем пользы. Что интересно, чаще других так полагают малообеспеченные граждане.

Завтра, 1 июля, Католическая Церковь отмечает праздник, посвященный почитанию Святейшего Сердца Иисуса Христа. Насколько россияне готовы раскрыть свое сердце для ближнего?

Согласно всемирному опросу компании Gallup, Россия заняла 138-е место в рейтинге благотворительности, – сообщает портал "Православие и мир" со ссылкой на британский благотворительный фонд CAF.

Как показал проведенный службой "Среда" всероссийский опрос, личное участие в благотворительных мероприятиях принимают 39% опрошенных, назвавших верным (скорее, верным) утверждение "Я по возможности принимаю участие в благотворительных мероприятиях". Женщины (44%) занимаются благотворительностью чаще, чем мужчины (32%). Также чаще других участвуют в благотворительных акциях предприниматели, респонденты с высшим (неполным высшим) образованием и те из опрошенных, которые считают себя счастливыми.

Верующие респонденты – христиане и мусульмане – заметно чаще вносят свой вклад в дела благотворительности, а вот неверующе граждане, наоборот, реже занимаются благотворительностью. Так, в благотворительных мероприятиях принимает участие каждый второй из числа верующих россиян, и только один из пяти неверующих.

Больше половины граждан страны (53%) благотворительностью не занимаются. Чаще об этом говорят представители наиболее социально незащищенных групп: россияне, имеющие низкий материальный достаток и безработные, занятые поиском работы. Также чаще не принимают участие в благотворительных мероприятиях малообразованные россияне.

Что касается федеральных округов, самые отзывчивые россияне живут в Центральной России. Заметно реже остальных благотворительностью занимаются опрошенные из Северо-Западного и Сибирского федеральных округов (около 30% занимаются, более 60% не занимаются).

Заметна разница по отношению к благотворительности между разными типами населенных пунктов, в которых проживают респонденты. Так, жители сел, поселков городского типа и городов с населением менее 50 тысяч человек реже других занимаются благотворительностью. Напротив, в городах-миллионниках благотворительные мероприятия привлекают к себе больше всего участников (как ни странно, это не относится к Москве).

Практически не сказывается на активности участия в благотворительности возраст опрошенных (за исключением тех респондентов, которым больше 65-ти лет: они, что понятно, реже принимают участие в благотворительных мероприятиях).

В продолжение исследования участникам опроса предлагалось оценить свое отношение к утверждению: "От благотворительности больше вреда, чем пользы". Отказались согласиться с этим утверждением 72% россиян. Однако 14%, как оказалось, действительно считают благотворительность вредной.

Чаще всего считают, что польза от благотворительности превышает возможный наносимый ей урон, – студенты и учащиеся (83%), а также не православные христиане. Что касается православных, заметно чаще других не видят в благотворительности вреда те из респондентов, которые не участвуют в приходской жизни, но хотели бы в ней участвовать (84%; всего же данная группа респондентов включает в себя 17% от числа опрошенных, 255 человек). Также чаще других считают благотворительность полезной: россияне с высшим образованием; счастливые по самооценке россияне; опрошенные со сравнительно высоким доходом; респонденты, высоко оценивающие деятельность Святейшего Патриарха Кирилла.

Согласные с утверждением о том, что от благотворительности больше вреда, чем пользы, чаще других не принадлежат к какому-либо вероисповеданию, хотя и верят в Бога (из них вредной считает благотворительность каждый пятый опрошенный). Также чаще, чем в среднем, считают вредным оказание безвозмездной помощи нуждающимся: респонденты, которые не собираются принимать участие в приближающихся всероссийских выборах; низко оценивают деятельность Патриарха; проживают в Уральском федеральном округе.

Москвичи заметно чаще соглашаются с утверждением о вреде, приносимом благотворительностью, и, напротив, реже с ним не соглашаются: похоже, в глазах столичных жителей благотворительная деятельность успела себя не очень хорошо зарекомендовать.

Как ни странно, чаще других вред в благотворительной деятельности видят самые малообеспеченные респонденты, которым не хватает денег даже на еду: среди них каждый четвертый говорит о том, что вред от благотворительности превышает пользу от нее.

От пола и возраста опрошенных отношение к возможной пользе или вреду от благотворительности выражено не зависит. Чаще всех не могут определиться со своим отношением к утверждению о сравнительной пользе или вреде благотворительности малообразованные россияне, имеющие за плечами лишь школу.

КОММЕНТАРИИ К ИТОГАМ ОПРОСА

Бывает, что человек, получая помощь, не способен увидеть в ней проявление любви

Священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве.

Праздник Святейшего Сердца Иисуса появился в календаре Католической Церкви недавно – в середине XIX века. Тем не менее, в нем выражается та глубочайшая христианская вера, которая была сформулирована еще на Халкидонском Соборе 451 года – единство Божественной и человеческой природы во Христе. Сердце Христа – это именно образ соединения Божественной и человеческой любви. Сердце – не как просто внутренний орган, но как образ личности, глубинной сущности человека. Сердце Христа является вместилищем той великой любви, о которой говорит евангелист Иоанн: "Бог есть любовь". В молитве, которая читается за богослужением Сердцу Иисуса есть слова: "Иисусе, кроткий и смиренный сердцем, сотвори сердца наши подобными Сердцу Твоему". То есть, смысл этого праздника в том, что прославляя любовь Бога, мы просим одновременно нас приближать к этой любви, изменять наши сердца, делая их подобными Сердцу Христа. У этой любви, как известно, двоякое измерение: любовь к Богу, и – любовь к ближнему, которые невозможно разделить друг с другом. Как говорит Папа Бенедикт XVI в своей энциклике "О христианской любви": "Смысл любви заключается в том, чтобы вместе с Богом полюбить незнакомого или даже неприятного мне человека. И это может произойти лишь как следствие глубокой встречи с Богом, приведшей к общности воли и затронувшей чувства... Тогда за внешностью другого я вижу его страстную жажду любви, внимания, которое я оказываю ему не только при посредничестве предназначенных для этого организаций, которые порой воспринимают его лишь из-за политической необходимости".

Печально, что, как показывают результаты опроса, именно люди, которым, как представляется, должна быть в первую очередь направлена благотворительность, – малоимущие, незащищенные, – как раз меньше всего верят в ее целесообразность. И не только потому, что она до них не доходит. Нередко бывает, что человек, получая помощь, часто не способен увидеть в ней проявление любви, подозревая здесь некую корысть, политический расчет, очередной обман.

Общество находится в процессе распознания, что такое благотворительность. Не удивительно, что именно христиане чаще называют благотворительность полезной. Не потому, что лучше других видят ее эффективность, но просто понимают сердцем, что это – долг человека: позволить любви Бога действовать через тебя.

Важен и определенный культурный уровень, который отмечен в опросе: образованные люди способны оценить благотворительность, как нечто важное для жизни человека (и дающего, и получающего), для его морального совершенствования, а не просто средство решения тех или иных социальных проблем.

Для нормального общества массовая благотворительность – нормальное явление

Юлия Данилова, главный редактор православного портала о благотворительности "Милосердие.ру" и журнала о православной жизни "Нескучный сад"

Тема благотворительности не очень известна обществу в целом, и это подтверждают в том числе те 14% респондентов, которые сказали, что благотворительность – вредна. Другое дело – что стоит за этим их мнением, что имели в виду люди, приняв мнение "от благотворительности больше вреда, чем пользы"... Жаль, что это не было исследовано.

Но, тем не менее, данные опроса показывают, что дела с благотворительностью обстоят в нашем обществе не очень хорошо. Не все понимают, зачем в ней нужно участвовать. Чаще всего, по моим наблюдениям, люди считают, что они слишком бедны для того, чтобы помогать другим, а благотворительность – дело крупных предпринимателей, богачей, олигархов. В общем, позиция "это не наше дело". Что, конечно, является заблуждением. Для нормального общества массовая благотворительность – нормальное явление.

Наш опыт отчасти подтверждает результаты исследования, в которых говорится, что верующие люди чаще занимаются благотворительностью. Например, по признанию одного из сотрудничающих с нами благотворительных фондов, объявления с просьбой о помощи, которые размещаются на популярных православных сайтах, быстрее собирают средства, чем на других Интернет–ресурсах. Евангелие прямо учит: надо делать добрые дела, об этом человек постоянно слышит в Церкви. Верующий человек понимает необходимость добрых дел, эта мысль в большей мере находится в сфере его размышлений. Но мне не хотелось бы в этой теме противопоставлять верующих и неверующих. Просто люди, которые находятся вне Церкви и вне веры – реже сталкиваются с напоминанием о необходимости творить добро, притом, что множество людей имеют большую потребность в этом и готовы помогать.

Помощь нуждающемуся, внутренний опыт служения другому человеку дает почувствовать действие любви к этому человеку в своем собственном сердце. Голос этой любви – голос Божий. И это может стать путем к вере.ельностью говорит о его самодостаточности

Лариса Зелькова, генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина

Я полагаю, что благотворительность и способность ею заниматься говорит о большой самодостаточности того человека, который принимает для себя такое решение. И эта самодостаточность, цельность и зрелость, как правило, бывают у совершенно разных людей. У кого-то это связанно с вопросами веры, у кого-то – с возрастом (например, у молодых людей). Безусловно, благотворительность – это еще и способ переместить самого себя, собственную деятельность в другую категорию, даже другую социальную группу. Поскольку помощь нуждающимся бывает очень разной, она не зависит от доходов человека. Свое участие можно проявлять не только деньгами, но и личным временем, душевным теплом. Люди, который готовы вести такой образ жизни, занимаясь благотворительностью, они, как правило, считают себя состоявшимися и успешными. Поскольку как только ты начинаешь беспокоиться не только о своих личных бедах, а о проблемах других людей, то даже в собственных глазах ты выглядишь совершенно по-другому.

В той же Америке традиции благотворительности имеют давнюю историю. Так вот там размер среднего пожертвования составляет 10 долларов. И это как раз признак того, что благотворительностью могут заниматься люди разного достатка. Потому что сила не в том, сколько денег дал один человек, а как много этих людей и насколько они готовы каждый дать по 10 долларов или по 10 рублей. Но нас сложно сравнивать с США, где очень развита инфраструктура пожертвований и участия в благотворительной деятельности. Там в Интернете можно найти информацию про любую благотворительную организацию, в которую ты хочешь пожертвовать деньги, прочитать ее отчетность. Еще там существует очень развитая банковская или финансовая система, позволяющая человеку, который дает деньги, делать это максимально простым и удобным способом. Чего у нас, к сожалению, пока нет. Мы только в начале пути. У нас сейчас принимаются законы, связанные с возможностью переводить через банковские карты или платежные терминалы благотворительные пожертвования.

Татьяна Задирако, исполнительный директор благотворительного фонда "Дорога вместе"

Мне кажется факт, что малообеспеченные люди чаще говорили о вреде благотворительности, часто связан с их низкой социальной активностью. Возможно также – респонденты из этой группы, давшие такой ответ, сами никогда не были объектами социальной помощи со стороны некоммерческой организации. А если и были – у них остались негативные воспоминания, например, связанные с раздачей "гуманитарной помощи" во времена социальных потрясений в стране, когда распределение этой помощи зачастую было неправильным, предвзятым.

А вот молодые люди – представители социально активной части общества, выросшие уже в новое время. Потому не случайно молодежь считает благотворительную деятельность полезной. Это те люди, на которых мы во многом опираемся в нашей работе. Пусть они не в состоянии перечислить большие суммы денег на тот или иной благотворительный проект. Но они постоянно следят за ситуацией, в том числе посредством Интернета, много видят и слышат и мгновенно откликаются на призыв о помощи. Они умеют самоорганизовываться и готовы активно участвовать в процессе благотворительной деятельности, отдавая свои силы, время.

Некоторые аспекты опроса для меня выглядят непривычными, особенно это касается исследования вероисповеданий респондентов. Мы – организация сугубо светская и никогда не поддерживали религиозные проекты. Но, с другой стороны, в последнее время нельзя не заметить, что тема религиозной благотворительности становится актуальной. Причем благотворительность различных вероисповеданий и конфессий не враждебна друг другу, все работают на одной волне, никто никому не противостоит. И это – позитивный элемент развития гражданского общества.

Мария Черток, директор российского представительст-ва международного благотворительного фонда CAF

На мой взгляд, результаты исследования подтверждают тенденции в отношении граждан к благотворительности. Действительно, значительное большинство россиян относятся к благотворительности хорошо, но участвует пока меньшинство. Хотя разные исследователи приводят разные цифры на этот счет, важен, мне кажется, этот разрыв между отношением и реальным участием – этот тот потенциал, раскрыть который предстоит в будущем.

Еще один занятный момент, подтверждающий и выводы исследования CAF "Мировой индекс благотворительности", состоит в том, что участие в благотворительности связано с ощущением себя счастливым человеком. При этом не вполне очевидно, что является в данном случай курицей, а что яйцом: или помощь ближнему вносит свой вклад в самоощущение человека, или счастливые люди больше склонны к добрым делам. И, наконец, не является секретом, что религиозные люди в среднем более активно участвуют в благотворительности, причем их пожертвования идут не только на нужды религиозных общин или организаций. Аналогичные данные регулярно поступают, например, из США.

30 июня 2011

Служба социально-религиозных данных СРЕДА начала свою работу в 2011 году в качестве независимой исследовательской организации. Установочное исследование общественного мнения и медиа-среды, проведенное в 2010 году, показало, что россияне с активной гражданской позицией часто остаются в стороне от религиозной повестки. Обсуждение вопросов духовной жизни страны оказывается за пределами публичной сферы, оставаясь в рамках религиозных субкультур. Этот вывод стал причиной создания службы, ориентированной на широкую общественную презентацию результатов социологических исследований духовной жизни россиян, современного православия и его социальной динамики.

Если у Вас есть вопросы, предложения, комментарии, пожалуйста, пишите: SREDA_SMI@MAIL.RU.

[1] Опрошено 1500 респондентов в возрасте старше 18 лет. Опрос проходил в 44 субъектах Российской Федерации, в 100 городах и селах. Полевые работы: весна 2011. Статистическая погрешность: 3,6%.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

О религиях языком цифр

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты