поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
09 июня 2011  распечатать

Андрей Гайосинкас

Православный приход храма свв. Константина и Михаила в Литве

Вид храма свв. Константина и Михаила в Вильно до войны

Вид храма свв. Константина и Михаила в Вильно до войны

В 1908 году во всем Северо-Западном крае отмечали 300-летие со дня кончины князя Константина Острожского, известного покровителя православия в Великом княжестве Литовском. Во многом благодаря его усилиям православие вообще смогло продолжить существование после принятия Брестской унии. По этому поводу 79 членов Государственной Думы прислали на имя председателя Виленского св. Духовского Братства, архиепископа Литовского Никандра телеграмму, с просьбой помочь в создании храма. Братство решило построить в Вильне новый храм в честь князя. В 1909 году был начат сбор средств на строительство храма. О предполагаемом строительстве сообщили известному московскому благотворителю Ивану Колесникову, который и предложил объединить храм памяти князя Острожского с юбилеем 300-летия царствования Дома Романовых и построить его на свои средства. Поэтому храму было решено дать двойное посвящение – св.Константину (небесному покровителю князя Острожского) и св.Михаилу (небесному покровителю царя Михаила Романова). Согласно первоначальному замыслу храм должны были построить на Георгиевской площади (ныне площадь Савивальдибес, т.е. Самоуправления). Однако там уже стояла часовня св. Александру Невскому (в 1919 году была разрушена большевиками, в советское время установлен памятник ген.Черняховскому, перевезенный в начале 90-ых в Россию, и уже в 2008 установлен памятник автору Гимна Литвы – Кудирке).

Интерьер храма свв. Константина и Михаила в Литве после освящения

Интерьер храма свв. Константина и Михаила в Литве после освящения

В итоге церковь была построена на Закретной площади. 17 апреля 1911 года место закладки церкви освятил ректор Литовской Духовной семинарии архимандрит Иоанн (Поммер) – канонизированный в 2001 году архиепископ Иоанн Рижский. 14 мая 1911 года архиепископом Литовским и Виленским Агафангелом, прославлен в лике святых в августе 2000 года, была произведена торжественная закладка новой церкви. Храм был построен в ростово-суздальском стиле, с росписью церковных внутренних стен в древнерусском духе. Тринадцать колоколов для храма, общим весом около 17 т., были доставлены из Москвы. Новый храм жители города и поныне чаще всего называют Романовской церковью. 9 мая 1913 года храм был освящен архиепископом Агафангелом (Преображенским). Перед освящением к кафедральному храму св.Николая (ныне костел св.Казимира) от всех православных храмов и учреждений прошли торжественные крестные ходы, а уже от собора к месту освящения прошел величественный объединенный крестный ход, который возглавил епископ Елевферий (Богоявленский). На освящение храма приезжала великая княгиня Елизавета Федоровна, в 1992 году канонизированная как святая мученица. Это было последнее (на данный момент) торжественное освящение новопостроенного храма в Вильне.

Совеременный вид храма свв. Константина и Михаила в Вильно

Совеременный вид храма свв. Константина и Михаила в Вильно

Весьма заметными для Вильны были похороны члена царской фамилии. 1 октября 1914 года архиепископ Виленский и Литовский Тихон (Белавин) совершил в этом храме заупокойное богослужение по корнету российской армии, Великому князю Олегу Константиновичу Романову, который был смертельно ранен на фронте, и скончался в виленском госпитале на Антоколе. Уже в это время роспись храма сильно пострадала и фактически не была видна из-за того, что в куполе была слабая вытяжка, а храм топился углем. Председатель Виленского окружного суда В. Царюк писал, что храмовая роспись безвозвратно утеряна. Однако действовал новоосвященный храм недолго. В августе 1915 года, незадолго до оккупации города немцами, колокола и прочее ценное имущество было эвакуировано в Россию. В сентябре 1915 года в город вошли немецкие войска, был установлен комендантский час, и в Константино-Михайловскую церковь доставляли тех, кто его нарушал.

После недолгой власти большевиков, когда Виленский край отошел к Речи Посполитой, Константино-Михайловский приход возглавил протоиерей Иоанн Левицкий (назначен настоятелем 25 сентября 1919 года владыкой Елевферием), возобновивший в нем богослужения. Новый настоятель занимался не только ремонтом храма (проходившим с 1921 по 1926 года), но и помощью бедствовавшему русскому населению, обращался за помощью в различные организации, раздавал полученные продукты. Сперва не принявший автокефалии Польской Православной Церкви о.Иоанн 13 октября 1922 года был запрещен в служении митрополитом Георгием (Ярошевским), а с 23 ноября по 6 декабря проходило церковное следствие по делу о его "выступлениях против Высшей Церковной Власти в Польше и неподчинении Епархиальной Власти". После следствия о.Иоанн был восстановлен в служении и вскоре назначен на другой приход.
Современный интерьер храма свв. Константина и Михаила в Вильно

Современный интерьер храма свв. Константина и Михаила в Вильно

В 1924 году настоятелем храма уже был протоиерей Василий Новочадов (скончавшийся в 1926 году), при котором при храме был открыт детский приют на 20 воспитанников.

Во второй половине 20-ых годов настоятелем церкви был о. Аполинарий Констенчик, назначенный настоятелем 5 августа 1926 года. Родившийся в 1888 году в Гродненской области, сын священника, работавший учителем церковно-приходских школ Гродненской области, он был рукоположен священником диаконом и священником в 1916 году, после чего служил войсковым священником; с 1918 по 1926 года служил приходским священником в Гродненской епархии. К Пасхе 1928 года за службу награжден Синодальным Золотым наперсным крестом. При его настоятельстве число прихожан храма было около 1,5 тысяч человек (712 мужчин и 807 женщин).

С 1930 по 1936 год в храме настоятельствовал о. Нил Кульчицкий, затем переведенный в кладбищенскую церковь св.Ефросинии. Также к церкви была приписана так называемая Репинская часовня, находящаяся на территории братского воинского кладбища в Закрете (ныне парк Вингис), и уже тогда требовавшая ремонта. Ныне в этом строении сложно узнать православную часовню.

Вид с торца храма свв. Константина и Михаила в Вильно

Вид с торца храма свв. Константина и Михаила в Вильно

С 1939 года настоятелем храма становится о. Александр Нестерович, которому придется возглавлять приход в самые трудные времена – войны и гонений. Во время Второй Мировой войны Романовская церковь оставалась действующей, о. Александр организовал при ней сбор продуктов питания и одежды для нуждающихся. Летом 1944 года, когда советские войска подходили к Вильнюсу, немцы арестовали о. Александра Нестеровича. Во время штурма города советскими войсками взрывной волной сорвало с петель входную дверь Константино-Михайловской церкви. Несколько дней открытый настежь храм оставался без присмотра. Но удивительно, и в этом смог убедиться вернувшийся из плена настоятель, что из церкви ничего не пропало. 20 февраля 1951 года протоиерей Александр Нестерович, настоятель Константино-Михайловской церкви и секретарь Епархиального управления, был по ложному доносу арестован, а затем осужден на 10 лет "за антисоветскую деятельность". В июле 1956 года о.Александр вышел из заключения и вернулся в Вильнюс. После ареста о.Александра настоятелем Константино-Михайловской церкви стал о.Владимир Дзичковский, который в 1956 году уступил вернувшемуся о.Александру место настоятеля. Несмотря на пережитые испытания пастырский дух о. Александра не был сломлен, подавлен. Еще тридцать плодотворных лет он возглавлял свой приход. После возвращения из заключения о.Александру было доверено быть духовником епархии: доверено исповедовать духовенство.

Храмовая икона иконостаса церкви свв. Константина и Михаила в Вильно

Храмовая икона иконостаса церкви свв. Константина и Михаила в Вильно

1 марта 1989 года о.Александр по немощи ушел на покой (скончался в 1991 году) и новым настоятелем был назначен о.Вячеслав Сковородко (переведенный служить с кладбищенской церкви св.Ефросинии). После кладбищенской церкви, которая специализируется в основном на отпевании, о.Вячеславу пришлось служить в приходском храме в момент, когда либерализация церковной политики отворила двери храмов для всех желающих, и оба события для него смешались. По его словам, многие устремились в храм, но не стали прихожанами, для абсолютного большинства разовые соприкосновения с церковной жизнью не вылились в нечто большее. Храм бывал переполнен на праздники, когда что-нибудь освящают (Пасха, Крещение), тогда долго не оскудевает поток желающих что-нибудь освятить. В обычный же воскресный день на литургии присутствовало от ста до полутора сотен прихожан. Из них человек 20 – самые преданные прихожане, присутствующие практически на всех службах (именно они обычно присутствовали на вечерней службе в субботу), всего регулярных прихожан, посещающих службы хотя бы раз в пару месяцев, и хорошо знакомых о.Вячеславу, было около 300 человек. В целом период своего служения о.Вячеслав описывает как тихую, мирную и спокойную приходскую жизнь.

Сейчас ростово-суздальские главки выкрашены зеленой масляной краской. Идея окрасить их в такой цвет пришла в голову настоятелю о.Вячеславу. Основное посвящение храма – преподобному Михаилу Малеину, а литургический цвет дней памяти преподобный как раз зеленый. Первая покраска главок оказалась не очень удачной – купленная краска была некачественной и вскоре начала облезать, и главки вновь пришлось перекрашивать. В звоннице церкви – увы! – нет колоколов. Не осталось почти следа и от росписи внутренних стен храма – в более-менее сносном состоянии сохранились лишь небольшие кусочки орнамента, шедшего по стене (в местах, где он был завешен иконами). При последней покраске храма этот орнамент был также обновлен. Также были проблемы и с кирпичом, из которого сложено здание – из-за обильных высолов (растущих в порах материала кристаллов солей) на стенах не держалась штукатурка. В первозданном виде в церкви сохранился лишь резной дубовый трехъярусный иконостас церкви, изготовленный в начале ХХ века в Москве.

В 2009 году митрофорный протоиерей Вячеслав Сковородко ушел на покой (по воскресениям он все же продолжает исповедовать прихожан), 1 апреля новым настоятелем храма был назначен молодой, 26-летний священник Владимир Ринкевич (сын протоиерея Владимира Ринкевича, служившего несколько месяцев 1989 года в этом же храме вторым священником). В конце 2009 года в храме начался основательный ремонт – были окрашены стены, обновлена алтарная часть храма. В боковом помещении был оборудован баптистерий, ставший единственным местом в Литве, где можно погружательно крестить взрослых в любое время года (некоторые священники епархии практикуют погружательное крещение в естественных водоемах). 17-го февраля 2010 года на приход вторым священником был назначен о.Константин Лазукин. Оба священника являются активными участниками молодежного актива Православного Братства Литвы. Учитывая опыт работы в молодёжном активе Братства, священники своём приходе продолжают встречаться с молодёжью ПБЛ Вильнюса (организуются регулярные встречи в будние дни, проводятся различные мероприятия). После воскресной литургии для всех желающих читаются лекции, по четвергам проходит разбор Библии в свете св.Предания. Благодаря этому к старым прихожанам храма добавилось немало молодых людей, и храм приобрел более молодежную окраску. Также священники и прихожане храма посещают дом престарелых, несколько русских школ города, тюрьму и отделение детской онкологии.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Гайосинскас

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты