поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
06 июня 2011  распечатать

Елена Малер-Матьязова

Константин и Елена: забвение и память о святых императорах

Более чем полтора тысячелетия назад, римским императором Константином и его матерью царицей Еленой, под символом явившегося императору Креста с формулой "Сим победиши", была начата новая христианская история и Римской Империи, и европейской цивилизации в целом. Изданный императором Константином в 313 году Медиоланский эдикт, прекративший языческие гонения на христианскую Церковь, созванный им в 326 году Первый Вселенский Собор, начавший историю соборного определения христианской догматики, и, наконец, совершенное царицей Еленой в 326 году обретение и распространение величайших евангельских святынь задали новую, с тех пор от нее неотъемлемую, христианскую координату европейской цивилизации.

Действительно, трудно найти исторических деятелей, имеющих столь же колоссальное значение в истории становления христианской цивилизации. Но, несмотря на это, в современной Европе можно наблюдать удивительную диспропорцию в отношении сохранности, а точнее не сохранности связанного с именами Константина и Елены исторического наследия. Разглядеть в пространстве нынешней Турции некогда центральную часть легендарной Византийской империи более чем затруднительно. На карте Турции давно уж нет названных именами святых императоров городов Константинополя и Еленополя; а с карты современного Стамбула давно исчезли величественная городская стена Константина, возвышающаяся над городом порфировая колонна Константина со статуей императора, названия центральных городских районов "Константиниана" и "Елениана". После произошедшего в середине XV века захвата Константинополя турками-мусульманами, память обо всем византийском наследии стремительно искоренялась, изменив это пространство буквально до неузнаваемости. Но вместе с тем, их имена – особенно имя императора Константина – оказались практически забытыми и в пространстве Западной Европы. Память о них сохранилась в названиях буквально нескольких исторических построек – тех же арки Константина и Еленинской базилики в Риме, да и Тронного зала и базилики Константина в Трире... И связано это с определенным, вполне сознательным вытеснением католическим Западом памяти о Восточной Римской Империи и ее деятелях. И усиленной концентрацией внимания на истории западных королевств, Католической церкви, Крестовых походов и, разумеется, фигуре императора Священной Римской Империи Карла IV, почитание которого как "западного Константина" и "крестителя Запада" полностью затмило для них значение и почитание реального основателя христианской Европы Константина Великого. Печально, что эта ситуация сохраняется вплоть до наших дней; и конечно, память об императорах Константине и Елене, как и о тысячелетней Византийской Империи, и в памятниках и в топонимике должна восстанавливаться и сохраняться как на исторических территориях западной и восточной Римской Империи, так и на всем пространстве современной христианской цивилизации.

Вместе с тем, на протяжении веков по всей Западной и Восточной Европе , в том числе и в России, строились храмы в честь святых равноапостольных Константина и Елены, что говорит о степени их повсеместного почитания. То особое значение, которое имели эти императоры, основатели Нового Рима, для московских государей Третьего Рима, наглядно демонстрировали места построенных в их честь храмов в первопрестольной Москве. Так, самая известная московская церковь святых Константина и Елены была возведена, ни много ни мало, на территории Московского Кремля. Она была построена не позднее XV века в кремлевском Тайницком саду, уцелела во время Отечественной войны 1812 года, но была уничтожена в 1928 года по решению ВЦИК под предлогом "расширения площади кремлевского сада", став первым снесенным большевиками кремлевским храмом. Именно по имени этой церкви была названа расположенная вблизи нее Константино-Еленинская кремлевская башня, сохранившая это название, а в нем и память об утраченной церкви, до наших дней.

Известный московский престол в честь святых Константина и Елены был освящен в московской великокняжеской усадьбе Коломенское. В XVI веке Великим князем Московским Василием III и княгиней Еленой Глинской в находящемся на его территории селе Дьяково был возведен Предтеченский храм, задуманный как моленный храм о рождении наследника, которого князь ожидал более двадцати лет. Его главный престол был посвящен Иоанну Крестителю – в честь Ивана Калиты и будущего наследника, а другой престол – святым Константину и Елене, в честь великой княгини Елены Глинской. Предтеченская церковь с престолом Константина и Елены сохранилась до наших дней, правда на протяжении нескольких последних десятилетий она находится в состоянии перманентной реставрации. Наконец, нужно упомянуть о церкви Константина и Елены, построенной в XVII веке в ансамбле Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Это уникальная подземная церковь была построена по аналогии с Иерусалимским храмом Гроба Господня; она углублена в землю на шесть метров – к символическому месту обретения царицей Еленой Креста Господня, о чем свидетельствует надпись над одним из ее входов: "Сошествие в земляную церковь, ид еже обретен бысть Животворящий Крест Господень". Что же касается храмов святых Константина и Елены в современной Москве – к сожалению, ни одного исторического храма в честь этих святых не сохранилось, ни один из разрушенных – прежде всего, знаменитый кремлевский храм – так и не был реконструирован, да и новых храмов, за исключением единственного строящегося в далеком Митино, так и не появилось. Получается, что за печальным отсутствием соответствующих храмов, памятников и топонимов, единственным объектом, сохранившим память о святых императорах в современной Москве, является та самая кремлевская Константино-Еленинская башня, соседствующая с его главной Спасской башней, что для страны, исторически наследующей миссию Византии, и города, исторически ставшего Третьим Римом, более чем странно. И это забвение является реальным показателем до сих пор наблюдаемой смысловой дезориентации современной России, допускающей такое серьезное пренебрежение к собственной истории.

Вместе с тем, целый ряд именно русских храмов в честь святых Коснтантина и Елены появились сразу в нескольких зарубежных городах Европы. Удивительная Константино-Еленинская русская церковь находится в берлинском предместье Тегель, на территории существующего уже более века русского кладбища в Берлине. По своему значению это место сравнимо разве что с существующим под Парижем русским кладбищем Сен-Женев-де-Буа, поскольку на нем похоронены русские эмигранты – князья, графы, бароны, министры и политические деятели, белые генералы армии Врангеля; родственники многих культурных деятелей – отец Сергея Эйзенштейна, сестра Марины Цветаевой, отец Владимира Набокова, племянник Римского-Корсакова. А также, здесь похоронены русские дети из находившегося неподалеку концлагеря и русские солдаты, бравшие, а точнее, освобождавшие в 1945 году Берлин. Поэтому, у этой русской Константино-Еленинской церкви был установлен символический крест с лаконичной надписью: "Верным сынам великой России", а на прилегающем к ней кладбище были высажены специально привезенные из России саженцы лип, дубов и кленов, превратившие это местечко в небольшую частичку России в Берлине. Несколько лет назад, в 2007 году, русская церковь в честь святых Константина и Елены появилась в Риме, на цокольном этаже храма великомученицы Екатерины. Идея строительства русского православного храма в Вечном Городе возникла еще в конце ХIХ века у настоятеля русской посольской церкви архимандрита Климента. В 1913 году император Николай II объявил всенародный сбор пожертвований для его строительства, но в связи с дальнейшими революционными событиями этим планам не суждено было сбыться. В современной России эта идея возникла вновь, в 2001 году на месте будущего храма у российского посольства в Риме был освящен закладной камень, а через несколько лет, в 2006 году, храм святой Екатерины и цокольный Константино-Еленинский храм были освящены митрополитом Кириллом. И наконец, совсем недавно, в 2009 году, русская церковь святых Константина и Елены появился на территории российского консульства в предместье Стамбула. Это было возрождение построенного в 1832 году Николаем I храма на территории посольства Российской Империи, закрытого после революции и долгое время используемого под различные хозяйственные нужды. В 2009 году Московский Патриарх Кирилл вместе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем совершил освящение Константино-Еленинского храма и отслужил в нем Божественную литургию. Так, благодаря подобным русским храмам, на территории будь то Турции или Западной Европы возрождается память о святых равноапостольных императорах Константине и Елене, а вместе с ними – и об основанной ими православной Византийской империи. очень бы хотелось, чтобы возрождение памяти о великих равноапостольных императорах Константине и Елене, сопровождающееся появлением соответствующих храмов, памятников, топонимов, когда-нибудь началось и в Москве.

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

20.09.2017

Новая программа "Философские ночи" появилась в эфире радио "Вера"

19.09.2017

В православном университете отметят десятилетие единства Русской церкви

РПЦ собрала 3 млн руб нуждающимся благодаря отказу епископа от подарков

Телеканал "Спас" покажет фильм митрополита Илариона о падении Византии

Патриарший экзарх всея Беларуси посоветовал верующим не ходить на "Матильду"
По его словам, никакой агрессии не должно быть, но против фильма можно "проголосовать ногами"

Масштабная реставрация кафедрального собора начинается в Вологде

На Международном туристическом форуме в Москве представлен Екатеринбургский Царский маршрут

Состоялось очередное заседание Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

19.09.2017

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион: Существует немало примеров, когда церковные деятели добивались успеха там, где его не могли добиться политики

Официальный сайт Московского Патриархата:
В.Р. Легойда: За что канонизирован император Николай II

Официальный сайт Московского Патриархата:
Юридическая служба Московской Патриархии заявила об искажении своей позиции рядом СМИ

15.09.2017

Коммерсантъ:
"Не все в порядке у нас с культурой"
Дмитрий Дризе – о прогрессирующих скандалах

РИА Новости:
Шестой Елизаветинский крестный ход пройдет к столетию событий 1917 года

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты