поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
06 июня 2011  распечатать

Елена Малер-Матьязова

Константин и Елена: забвение и память о святых императорах

Более чем полтора тысячелетия назад, римским императором Константином и его матерью царицей Еленой, под символом явившегося императору Креста с формулой "Сим победиши", была начата новая христианская история и Римской Империи, и европейской цивилизации в целом. Изданный императором Константином в 313 году Медиоланский эдикт, прекративший языческие гонения на христианскую Церковь, созванный им в 326 году Первый Вселенский Собор, начавший историю соборного определения христианской догматики, и, наконец, совершенное царицей Еленой в 326 году обретение и распространение величайших евангельских святынь задали новую, с тех пор от нее неотъемлемую, христианскую координату европейской цивилизации.

Действительно, трудно найти исторических деятелей, имеющих столь же колоссальное значение в истории становления христианской цивилизации. Но, несмотря на это, в современной Европе можно наблюдать удивительную диспропорцию в отношении сохранности, а точнее не сохранности связанного с именами Константина и Елены исторического наследия. Разглядеть в пространстве нынешней Турции некогда центральную часть легендарной Византийской империи более чем затруднительно. На карте Турции давно уж нет названных именами святых императоров городов Константинополя и Еленополя; а с карты современного Стамбула давно исчезли величественная городская стена Константина, возвышающаяся над городом порфировая колонна Константина со статуей императора, названия центральных городских районов "Константиниана" и "Елениана". После произошедшего в середине XV века захвата Константинополя турками-мусульманами, память обо всем византийском наследии стремительно искоренялась, изменив это пространство буквально до неузнаваемости. Но вместе с тем, их имена – особенно имя императора Константина – оказались практически забытыми и в пространстве Западной Европы. Память о них сохранилась в названиях буквально нескольких исторических построек – тех же арки Константина и Еленинской базилики в Риме, да и Тронного зала и базилики Константина в Трире... И связано это с определенным, вполне сознательным вытеснением католическим Западом памяти о Восточной Римской Империи и ее деятелях. И усиленной концентрацией внимания на истории западных королевств, Католической церкви, Крестовых походов и, разумеется, фигуре императора Священной Римской Империи Карла IV, почитание которого как "западного Константина" и "крестителя Запада" полностью затмило для них значение и почитание реального основателя христианской Европы Константина Великого. Печально, что эта ситуация сохраняется вплоть до наших дней; и конечно, память об императорах Константине и Елене, как и о тысячелетней Византийской Империи, и в памятниках и в топонимике должна восстанавливаться и сохраняться как на исторических территориях западной и восточной Римской Империи, так и на всем пространстве современной христианской цивилизации.

Вместе с тем, на протяжении веков по всей Западной и Восточной Европе , в том числе и в России, строились храмы в честь святых равноапостольных Константина и Елены, что говорит о степени их повсеместного почитания. То особое значение, которое имели эти императоры, основатели Нового Рима, для московских государей Третьего Рима, наглядно демонстрировали места построенных в их честь храмов в первопрестольной Москве. Так, самая известная московская церковь святых Константина и Елены была возведена, ни много ни мало, на территории Московского Кремля. Она была построена не позднее XV века в кремлевском Тайницком саду, уцелела во время Отечественной войны 1812 года, но была уничтожена в 1928 года по решению ВЦИК под предлогом "расширения площади кремлевского сада", став первым снесенным большевиками кремлевским храмом. Именно по имени этой церкви была названа расположенная вблизи нее Константино-Еленинская кремлевская башня, сохранившая это название, а в нем и память об утраченной церкви, до наших дней.

Известный московский престол в честь святых Константина и Елены был освящен в московской великокняжеской усадьбе Коломенское. В XVI веке Великим князем Московским Василием III и княгиней Еленой Глинской в находящемся на его территории селе Дьяково был возведен Предтеченский храм, задуманный как моленный храм о рождении наследника, которого князь ожидал более двадцати лет. Его главный престол был посвящен Иоанну Крестителю – в честь Ивана Калиты и будущего наследника, а другой престол – святым Константину и Елене, в честь великой княгини Елены Глинской. Предтеченская церковь с престолом Константина и Елены сохранилась до наших дней, правда на протяжении нескольких последних десятилетий она находится в состоянии перманентной реставрации. Наконец, нужно упомянуть о церкви Константина и Елены, построенной в XVII веке в ансамбле Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Это уникальная подземная церковь была построена по аналогии с Иерусалимским храмом Гроба Господня; она углублена в землю на шесть метров – к символическому месту обретения царицей Еленой Креста Господня, о чем свидетельствует надпись над одним из ее входов: "Сошествие в земляную церковь, ид еже обретен бысть Животворящий Крест Господень". Что же касается храмов святых Константина и Елены в современной Москве – к сожалению, ни одного исторического храма в честь этих святых не сохранилось, ни один из разрушенных – прежде всего, знаменитый кремлевский храм – так и не был реконструирован, да и новых храмов, за исключением единственного строящегося в далеком Митино, так и не появилось. Получается, что за печальным отсутствием соответствующих храмов, памятников и топонимов, единственным объектом, сохранившим память о святых императорах в современной Москве, является та самая кремлевская Константино-Еленинская башня, соседствующая с его главной Спасской башней, что для страны, исторически наследующей миссию Византии, и города, исторически ставшего Третьим Римом, более чем странно. И это забвение является реальным показателем до сих пор наблюдаемой смысловой дезориентации современной России, допускающей такое серьезное пренебрежение к собственной истории.

Вместе с тем, целый ряд именно русских храмов в честь святых Коснтантина и Елены появились сразу в нескольких зарубежных городах Европы. Удивительная Константино-Еленинская русская церковь находится в берлинском предместье Тегель, на территории существующего уже более века русского кладбища в Берлине. По своему значению это место сравнимо разве что с существующим под Парижем русским кладбищем Сен-Женев-де-Буа, поскольку на нем похоронены русские эмигранты – князья, графы, бароны, министры и политические деятели, белые генералы армии Врангеля; родственники многих культурных деятелей – отец Сергея Эйзенштейна, сестра Марины Цветаевой, отец Владимира Набокова, племянник Римского-Корсакова. А также, здесь похоронены русские дети из находившегося неподалеку концлагеря и русские солдаты, бравшие, а точнее, освобождавшие в 1945 году Берлин. Поэтому, у этой русской Константино-Еленинской церкви был установлен символический крест с лаконичной надписью: "Верным сынам великой России", а на прилегающем к ней кладбище были высажены специально привезенные из России саженцы лип, дубов и кленов, превратившие это местечко в небольшую частичку России в Берлине. Несколько лет назад, в 2007 году, русская церковь в честь святых Константина и Елены появилась в Риме, на цокольном этаже храма великомученицы Екатерины. Идея строительства русского православного храма в Вечном Городе возникла еще в конце ХIХ века у настоятеля русской посольской церкви архимандрита Климента. В 1913 году император Николай II объявил всенародный сбор пожертвований для его строительства, но в связи с дальнейшими революционными событиями этим планам не суждено было сбыться. В современной России эта идея возникла вновь, в 2001 году на месте будущего храма у российского посольства в Риме был освящен закладной камень, а через несколько лет, в 2006 году, храм святой Екатерины и цокольный Константино-Еленинский храм были освящены митрополитом Кириллом. И наконец, совсем недавно, в 2009 году, русская церковь святых Константина и Елены появился на территории российского консульства в предместье Стамбула. Это было возрождение построенного в 1832 году Николаем I храма на территории посольства Российской Империи, закрытого после революции и долгое время используемого под различные хозяйственные нужды. В 2009 году Московский Патриарх Кирилл вместе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем совершил освящение Константино-Еленинского храма и отслужил в нем Божественную литургию. Так, благодаря подобным русским храмам, на территории будь то Турции или Западной Европы возрождается память о святых равноапостольных императорах Константине и Елене, а вместе с ними – и об основанной ими православной Византийской империи. очень бы хотелось, чтобы возрождение памяти о великих равноапостольных императорах Константине и Елене, сопровождающееся появлением соответствующих храмов, памятников, топонимов, когда-нибудь началось и в Москве.

ИЕРАРХИЯ
НОВОСТИ

22.11.2017

В РПЦ надеются на расширение курса основ православной культуры в школах

В РПЦ заявили о "непростом положении" православия в Абхазии

Кадыров планирует создать в Чечне копию дома пророка Мухаммеда

Российские мусульмане будут регулярно оказывать гуманитарную помощь Сирии – верховный муфтий

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон: Главное в социальном служении – самому стать милостивым

Марфо-Мариинскую обитель посетила делегация Церкви Англии

Мусульмане России надеются на господдержку системы вакуфов

Архиерейский собор РПЦ обсудит, как пользоваться интернетом в монастырях

/ все новости /
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

21.11.2017

Официальный сайт Московского Патриархата:
Протоиерей Владимир Воробьев: "Воспитываем кадры для Церкви, работаем на всю страну"
Интервью ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева "Журналу Московской Патриархии"

РИА Новости:
Близок ли закат: патриарх Кирилл призвал не допустить "окончания истории"

20.11.2017

РИА Новости:
Сергей Стефанов
"Огненный" путь миссионера: ваххабиты не смогли помешать делу отца Даниила

17.11.2017

Независимая газета:
Василий Щипков
Декларация политического постмодернизма
Обсуждаем статью Владислава Суркова "Кризис лицемерия"

16.11.2017

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион: Если у ребенка обнаруживаются дарования, то их необходимо развивать

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты