Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_85239.html


14 апреля 2011

Борис Клин

Нужно ли батюшкам ездить на "мерсах"?

Источник: http://www.kp.ru/ Комсомольская правда

– Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были максимально видимыми и отражали бы то место церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным, – так глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопрос о роскоши в Русской православной церкви, о дорогих вещах, которыми пользуются священники.

Надо отдать должное отцу Всеволоду, решившему открыто выступить на тему очень непростую и давно облюбованную критиками церкви. Еще знаменитый Дидро, приехав в Россию, донимал одного русского митрополита: мол, отчего он ездит в карете, запряженной шестеркой лошадей, – апостолы ведь пешком ходили. В наше время разговоры о батюшках на "Мерседесах" уже стали дежурными.

В церковной среде высказывания отца Всеволода вызвали неоднозначную реакцию. Одни священники говорят, что пользуются дорогими иномарками не ради престижа, а исключительно в силу их надежности и удобства. Другие объясняют, что неловко обижать дарителей. Третьи не отрицают, что иногда это производит на чиновников впечатление – "серьезный человек приехал!". А ведь отцам-настоятелям частенько приходится решать с ними хозяйственные вопросы своих приходов и монастырей.

С патриаршими лимузинами все еще проще. Уже скучно напоминать – Патриарха охраняет ФСО. И поэтому ездить он будет на том, что удовлетворяет требованиям этой спецслужбы.

Совсем другое дело – богослужебные облачения. Со времен Ветхого Завета первосвященников украшали самым дорогим в этом мире – золотом, драгоценными камнями. Облачение Патриарха стоит недешево. А несколько месяцев назад ему подарили серебряную митру, в которой он служил на Рождество. Когда-нибудь она займет место в музее. Кстати, зайдите в музеи Московского Кремля, посмотрите, там половина экспонатов – произведения ювелирного искусства, украшавшие когда-то иерархов Русской церкви.

Впрочем, внутри РПЦ далеко не все согласны с отцом Всеволодом в его оценках полезности предметов роскоши.

– Церкви они престижа не добавляют, и я не думаю, что люди хотят, чтобы иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, – убежден известный богослов, профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. – Людей это действительно смущает. Недавно умерший сербский патриарх Павел пользовался трамваем и любовь народа стяжал не богатством, а скромностью!

Но ведь святой Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы. На это Осипов отвечает так: "А зачем цепляться за исключения? И почему бы не вспомнить Серафима Саровского? Он шелковых ряс не носил". Даже драгоценные богослужебные облачения, с точки зрения Осипова, – излишество. А что до традиций, так не каждая из них может быть одобрена, уверен богослов.

Осипов сурово напоминает: в XVI веке именно роскошь пап и кардиналов стала одним из существенных поводов для раскола католической церкви и появления протестантизма.

РПЦ, конечно, из-за этого в обозримом будущем не расколется. А вот повод для полемики, не менее жаркой, чем споры о дресс-коде, уже есть. И это дискуссия не о частной жизни священников, а о том, какой пример подают люди, проповедующие нормы нравственного поведения, в том числе и в отношении к богатству.

РЕКЛАМА