Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_8517.html


28 февраля 2004

Павел Мезерин, студент Санкт-Петербургского университета

Венеды

Из сборника "Петербургское язычество"

Сто лет назад христианство было неотъемлемой частью русской жизни. Русский патриотизм конца XIX начала XX веков безусловно отождествлял принадлежность к русской нации с началами православия. Идея "Святой Руси" прочно владела умами, не позволяя подвергнуть сомнению "богоизбранность" русского народа. Древнеславянское язычество, не считая некоторых его пережитков, к тому времени практически исчезло, вызывая интерес лишь в достаточно узких кругах, имеющих отношение к истории.

Сказать, что сегодня ситуация иная, значит не сказать ничего. Пусть никого не вводит в заблуждение лихорадочное строительство церквей по всей России. При всех разговорах о духовном возрождении, это больше напоминает некую предсмертную агонию. Годы атеизма не прошли даром, и православие сегодня уже не обладает монополией на человеческие души. Мы живем в эпоху неоязычества. Собственно, не живем, а лишь начинаем жить, так как явлению этому от силы лет тридцать. Возможно, развитие языческого мировоззрения, в самом широком смысле этого понятия, впереди, но начала его уже сегодня всё активнее заявляют о себе. Одним из таких начал является петербургский "Союз Венедов". Об этой организации писали довольно много и эмоционально. Нам бы хотелось попытаться взглянуть на них беспристрастно.

"Союз Венедов" – одна из первых организаций подобного толка в России. Основана она в 1990 году кандидатом философских наук Виктором Николаевичем Безверхим, убежденным язычником и непримиримым противником христианства. Проповедует Союз Венедов "ведическое мировоззрение" или, иначе, "ведизм".

Что же это такое?

Термин "ведизм" был введен в 50-х годах нашего века ученым-эмигрантом Юрием Миролюбовым, который в течение многих лет занимался древнерусской культурой и пришел к заключению, что славянская история начиналась в районе северной Индии, а языческие верования славян представляли собой несколько огрубленную форму той религии, которая запечатлена в священных книгах индуизма – "Ведах". Несмотря на то, что работы Миролюбова были опубликованы лишь посмертно, известность он приобрел ещё в 1953 году, объявив о находке древнейшего письменного памятника славянского язычества, названного "Влесовой книгой"1. В своих исследованиях Миролюбов предлагал взглянуть на древнюю историю с совершенно иной точки зрения. Эта точка зрения вызвала множество споров в научных кругах и была признана далеко не всеми2, однако в глазах приверженцев движения за возрождение славянских дохристианских верований, которое начало формироваться в России во второй половине 70-х годов, Миролюбов оказался в некотором роде пророком, а слово "ведизм" стало официальным названием учения неоязычников.

Венеды понимают сущность ведического мировоззрения своеобразно. Они заметно политизированы. В силу того, что русская идея, которой они придерживаются, отождествляется ими с коммунизмом, главным принципом ведического мировоззрения объявлена диалектика. По их понятиям диалектика является "сводом наиболее общих законов саморазвития природы", и показывает "абсурдность представлений о боге, о чем-либо вообще сверхъестественном (сверхприродном)"3.

Из этого, впрочем, не следует, что венеды – абсолютные материалисты. Религиозная составляющая у них присутствует. Во время праздников, проводимых, как правило, на древних курганах или в лесах, имеют место религиозные, по крайней мере, по форме, обряды: скатывание в воду горящего колеса, наречение языческим именем и т. п.

В трактовке В. Н. Безверхого ведическое мировоззрение – это "целостная система взглядов на мир, представление о природе, которую человек непрерывно познает, и об обществе как о справедливом устройстве отношений людей в процессе их жизнедеятельности"4. Это мировоззрение он называет Здравомыслием.

Ведическое мировоззрение основано на знании и здравом смысле. В природе все естественно, природа – это и есть естество, утверждает на страницах газеты "Родные просторы" (официальный печатный орган "Союза Венедов") один из заместителей В. Н. Безверхого Алексей Тищенко. "Сверхъестественное, мистическое возникает или в горячечном состоянии больного человека или в расчетливом уме хитреца, обманщика... Венед-хлебороб считал природу самотворящей силой, непрерывно создающей саму себя. Сварог – образ самотворящей природы всё сотворяющей, "сварганивающей" безо всякой антропоморфной персонификации. Различные сферы проявления природы, в том числе и в человеческом обществе, художественно выражались в ипостасях Сварога – Даждьбоге, Хорсе, Ладо, Перуне, Стрибоге, Симаргле, Световиде, Макоши, Велесе, Роде"5.

Другими словами, подобно тому, как человека можно рассматривать в различных ипостасях: отец, сын, воин, кузнец и т.п., так и Сварог, олицетворяя силы всё создающей природы, представлялся в различных ипостасях. Венеды верят, что в ипостаси Даждьбога Сварог выступает всё дающим для жизни, а в ипостаси Рода – прародителем человечества. Венеды именно Сварога почитают верховным, единым божеством. Им противен монотеизм христианства и иудаизма, но назвать их представления многобожием в то же время затруднительно. Это скорее некое переходное состояние, присущее многим современным язычникам, которые порой не замечают, что в своем мировоззрении подвергаются влиянию единобожия христианства.

Вероучительная доктрина ведизма ещё не устоялась. В призыве к своим единомышленникам, собирающимся создавать новые общины, венеды предоставляют им полную свободу для обрядового творчества, при условии – "если в них царит Мировоззрение Здравомыслия". Союз Венедов – координатор всех Ведических общин. Он добивается, чтобы общие всем венедам праздники проходили в одни и те же дни, чтобы у всех был общий календарь, чтобы, по возможности, общины были зарегистрированы властями.

Основные принципы Союза Венедов изложены в так называемой "Ведической концепции". Выглядят они следующим образом:
"1. Почитать и сохранять Природу, жить в соответствии с ее требованиями, познавать законы ее саморазвития, приумножать научное ведание. Решительно отвергать всякую религию, всякую веру в сверхприродное.
2. Сохранять генофонд, соблюдать чистоту крови. Решительно отвергать любые концепции интернационализма.
3. Бороться за социальную справедливость в человеческом обществе полноценных тружеников и необходимых материальных и духовных благ, за справедливое руководство всеми народами мира (на основе накопленного исторического опыта).

Решительно отвергать лживые концепции о равенстве всех людей, о неизбежности борьбы классов в пределах единокровного народа, о праве на господство одних народов над другими (христианство, маркс-ленинизм, национализм)". 6

Второй и третий пункты носят чисто политический характер. Как уже было сказано, "Союз Венедов" – организация политизированная, политической стороне в ней уделяется внимания как минимум столько же, сколько и религиозной. Можно сказать, что религия и политика являются у венедов двумя неотъемлемыми составляющими единой религиозно-политической доктрины.

"Союз Венедов", как и другие славянские языческие общины, мечтает о возрождении Золотого Века человечества. Золотой Век ассоциируется в их сознании с таинственным, загадочным образом дохристианской Руси, где важную роль играл культ предков, культ собственного рода, семьи. В широком смысле семьей считалось всё племя, весь народ. В семье нет места чужому, инородному. Почитание своего народа единой семьей, которой покровительствуют свои боги, является главным фактором неприятия интернационального начала. Венеды почитают генофонд нации главной ценностью, при этом решительно отмежёвываются от нацизма. В одном из своих выступлений помощник председателя "Союза Венедов" В. Шалагинов говорит: "По явному недоразумению некоторые "критики" во всяком язычестве видят гитлеровский нацизм. Объясняйте всем, что любой нацизм противоречит самому духу ведизма!"7 Венеды подчёркивают сверхпочтительное отношение ко всем "истинным", то есть языческим культурам мира. Они активно сотрудничают с ведическими общинами Европы. Венеды, в частности, очень гордятся дружбой с немецким ведическим журналом "Мысль и Память" – рупором языческих общин Западной Европы.

Так кто же он, современный язычник? Патриот-почвенник, философ или, может быть, политик, ищущий новую идеологию? Наверное, нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Неоязычество – явление очень неоднородное, его нельзя воспринимать неким единым блоком. Новые язычники зачастую не могут договориться между собой, противоречат друг другу в вопросах вероучения. Кто-то выставляет на первый план политику, кто-то очень остро чувствует природу, экологические проблемы и пытается найти в язычестве религиозную основу своим чувствам (это, кстати, в немалой степени относится к упоминавшимся немецким друзьям венедов, многие из которых состоят в партии "зеленых"). Есть среди язычников и те, кто, в силу каких-то причин, органически не воспринимает христианство, видит в нем источник всех бед человечества. Разумеется, абсолютно все неоязычники преклоняются перед древней историей, изучают её и постоянно сталкиваются с разного рода стереотипами, укоренившимися в массовом сознании.

История Руси по школьным учебникам начинается с Рюрика. Стал хрестоматийным образ язычника как безумного, заросшего до глаз человека, бьющегося головой о землю перед деревянным идолом. Этот стереотип, официально насаждающийся со времен крещения Руси, живёт в православной церкви и сегодня, мешая пониманию религиозных процессов, протекающих за ее оградой.

Необходимо учитывать, что не всё в истории так однозначно, как это преподносится в учебной литературе. Достаточно обратиться к труду популярного в языческих кругах историка Сергея Лесного (псевдоним, настоящая фамилия Парамонов ) "Откуда ты, Русь?"8, чтобы в очередной раз убедиться в непреложной истине: сколько людей – столько мнений. С.Лесной вслед за Ю.Миролюбовым делает попытку написания предварительного очерка истории древней Руси от незапамятных времён до Аскольда и Дира. Много внимания автор уделяет анализу материалов, относящихся к так называемой "Влесовой книге", которую многие неоязычники фактически почитают за "священное писание".

"Влесова книга" интерпретирует как известные науке исторические факты, так и события, не затронутые летописью Нестора. Немало места в ней занимает проблема религии древних руссов. Приводятся обычаи, связанные с религией, изумительно красивые поэтические образы и т. д.

Тема "Влесовой книги" – это, несомненно, тема отдельная. Последние годы она стала объектом разного рода спекуляций на историческую тему. Известно, что имеется немало сомнений в подлинности "Влесовой книги". Из-за постоянной критики гипотез её происхождения тема эта стала приобретать скандальный оттенок, и крупные специалисты начали ее избегать из опасения нанести ущерб своей научной репутации. Их можно понять. Поводов сомневаться в достоверности "Влесовой книги" действительно хватает, начиная с языка, аналогов которому не знает историческая наука, и заканчивая крайне маловероятной трактовкой некоторых фактов, касающихся той же религии. Исследователь русской дохристианской письменности М.Л. Серяков пишет: "Проблема "Влесовой книги" достаточно сложна, и пока в распоряжении учёных не будет хотя бы одной её дощечки для всестороннего исследования, однозначно ответить, подлинник это или фальшивка, будет крайне затруднительно"9.

Как бы то ни было, свободный человек имеет право на собственную мифологию. Одни отстаивают норманнскую теорию происхождения русского государства, другие утверждают, что славянская ветвь европейской цивилизации "исторически бесперспективна". Но не стоит забывать, что когда на человека нападают, ему свойственно защищаться. В полной мере это относится и к венедам. Мы становимся свидетелями того, как на подобные научные теории, на поверхностную американскую культуру, проникающую во все области нашей жизни, русское общество инстинктивно реагирует созданием историко-патриотических кружков, почвенническим земством, патриотическими партиями, языческим движением, национал-большевизмом. Рост почвеннических настроений как реакцию на американизацию сегодня можно наблюдать и во Франции, и в Германии.

История повторяется. На рубеже XIX-XX столетий, в ответ на западное влияние, в России один за другим возникают "Союз русских людей", "Союз русского народа", "Союз Михаила Архангела" и др. Страх перед подавлением русской культуры провоцировал подъем православно-монархических настроений по всей Российской Империи. Сегодняшняя вестернизация страны породила в умах современных патриотов потрясающий симбиоз древнеславянского языческого мировоззрения и русской идеи, отождествляемой с коммунизмом. Именно это непостижимое сочетание – основа идеологии "Союза Венедов". Однако непостижимым оно кажется лишь на первый взгляд.

Термин "коммунизм" происходит от латинского слова "communis" (общий). Коммунизм – это идеология и практика борьбы за социальную справедливость. Человек, как известно, существо социальное. Славяне, как считают венеды, обладают творческим сознанием, природным чувством высшей коммунистической справедливости. За долгие годы советской власти мы привыкли к тому, что понятия "коммунизм" и "марксизм-ленинизм" неразделимы. Однако идеи общества-коммуны постоянно сопутствовали как философии вообще, так и русской философской мысли в частности. Достаточно вспомнить идею соборности наших славянофилов или саратовскую секту "общих" Михаила Попова, которая в 30-х годах девятнадцатого века строила свою жизнь на коммунистических началах.10

Изначальный, первобытный коллективизм, имевший место среди славян дохристианской эпохи стал, пожалуй, главной причиной того, что некоторые неоязыческие организации, в том числе "Союз Венедов", объявили своей политической идеологией коммунизм и отождествили его с русской национальной идеей. Ведическая идея – русская идея – коммунистическая идея. Так выглядит идеологическая триада ведистов.

Венеды верят, что именно эта триада, выражающая идею социальной справедливости для тружеников-производителей, приведет в итоге все народы к благоденствию и процветанию. В заключение одного интервью, взятого у Геннадия Зюганова (одного из самых уважаемых венедами политиков), редактор газеты "Родные Просторы" А. Бойков говорит: "Мы и раньше слышали, что Вы руководствуетесь диалектикой как методом познания мира. Сегодня Вы подтвердили это... отсюда я заключаю, что Ваша мировоззренческая позиция выражает глубинные устремления души народов-хлебопашцев".11 Стоит сказать, правда, что сам Г.А. Зюганов скорее склонен поддерживать идею "православного" патриотизма.

Под народами-хлебопашцами подразумеваются народы, издревле живущие обработкой земли, и, в первую очередь, это народы арийского происхождения. Само значение слова "венеды" объясняется так: "Венеды – потомки земледельцев, хлеборобов, тех, кто "вено венил" (снопы вязал). Антропологически – это арийская (от слова "орать" – пахать) и финно-угорская расы белых людей, то есть все славянские, германские и финно-угорские народы. Социально – это труженики, прежде всего сельскохозяйственные"12.

Если говорить о картине будущего, как она представляется теоретикам "Союза Венедов", то можно констатировать, что в будущее они смотрят с оптимизмом. Разумеется, сегодняшнее положение дел в России и в мире их не устраивает, но в ближайшем будущем всё должно измениться. Венеды с большим уважением относятся к астрологии. По астрологической традиции в 2003 году точка весеннего равноденствия окончательно пройдет созвездие Рыб (двенадцатый знак Зодиака) и утвердится в последнем градусе Водолея. Полемика по поводу грядущей Новой Эры занимает немало места в различного рода дискуссиях неоязычников. Но в одном сходятся все: окончится Эра Рыб – начнется Великая Эра Водолея. "Согласно древней науке геомантии, на Земле знаку Водолея соответствует Россия, с которой всё человечество связывает надежды на счастливое будущее: ведь Водолей – знак романтических планов и надежд человечества"13. Именно астрологический символ Водолея в виде двух параллельных, волнообразных линий, символизирующих текущую воду, является официальной эмблемой "Конфессионального Союза Расенов – потомков хлеборобов", так еще иначе именует себя "Союз Венедов". Именно знак водолея изображен на первой странице каждого номера газеты "Родные просторы" и журнала "Волхв". Символ водолея является главным символом борьбы за победу Ведического Мировоззрения, выражающегося порой в поэтической форме:

"Мы победим под знаком Водолея,
Нам не нужны марксизм и ленинизм,
С дороги прочь отбросим, не жалея,
Католицизм, баптизм, экуменизм."14

Отсутствие православия в этом поэтическом кредо не вызывает удивления. При всём неприятии "иудео-христианства", православные для венедов неожиданно оказываются "социально-близкими". Правда, не все православные, а, в первую очередь, патриотически настроенные карловчане и катакомбники, то есть группы, оппозиционные нынешнему режиму. Но есть между ними и принципиальное различие. Православные патриоты, как правило, монархисты и корни своей исключительности видят в богоизбранности России, во главе которой должен стоять помазанник Божий. Неоязычники ощущают себя не мистиками, но историками. Они предпринимают попытки ликвидировать "белые пятна" в русской дохристианской истории, зачастую не без помощи собственной фантазии. Подобно тому, как православные патриоты склонны идеализировать Киевскую Русь, патриоты-язычники идеализируют Русь докиевскую. А то, что период этот труден для изучения, развязывает им руки и позволяет включить воображение. Именно богатая дохристианская история даёт современным язычникам ощущение величия нации. Возможно, они живут в некоем ими же реконструированном мире, но стоит ли их за это осуждать? Свободный человек имеет право на собственную мифологию.

Сноски:

1 Влесова книга. Перевод и комментарии А. И. Асова. – М.: Менеджер, – 1994.
2 См. Творогов О.В. Влесова книга. // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.XLIII, – СПб. – 1990. – С. 170-254.
3 Родные просторы. – СПб. – 1994. – № 1.
4 Там же.
5 Родные просторы. – СПб. – 1993. – № 4.
6 Родные просторы. – СПб. – 1994. – №3.
7 Родные просторы. – СПб. – 1993. – № 1-2.
8 Лесной С. Откуда ты, Русь? – Ростов-на-Дону. – 1995.
9 Серяков М.Л. Русская дохристианская письменность. – СПб. – 1997. – с. 7.
10 См. Клибанов А.И. Из мира религиозного сектантства. – М.: Политическая литература. – 1974. –С. 254.
11 Родные просторы. – 1993. – №3.
12 Родные просторы. – 1993. – № 4.
13 Родные просторы. – 1993. – № 3.
14 Родные просторы. – 1994. – № 1.

© Фото http://www.paganism.ru

РЕКЛАМА