Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_8516.html


27 февраля 2004

Александр Щипков

Студенческое научное общество "Профессор Паганель"

Предисловие к сборнику "Петербургское язычество"

Весной 1998 года в одной из петербургских квартир студенты праздновали Пасху. Благо, когда двое или трое соберутся вместе. Наших студентов было семеро, имена их читатель может узнать, заглянув в оглавление сборника статей, который держит в руках. Девушки резали овощи для салата, молодые люди уверяли их, что открывать консервные банки – мужское дело, и норовили залезть ложкой в желтоватый майонез. Было вкусно и весело. А ближе к вечеру шум утих, солнце ушло вправо, тюлевые занавески раздвинули. Разговор зашёл о Велесовой книге, о Шамбале, о Беловодье. Всё кругом странно и непонятно: где Русь православная, где языческая? Звонок в дверь. Кто там? Хозяин квартиры пришёл. О чём спорите, дети? Одолеют ли язычники христиан? Это кто ж такой чудный салат приготовил? Разрешить ваш спор можно двумя способами: либо до посинения повторять заклинание про врата адовы, либо собраться вместе и исследовать современное городское неоязычество. Но ведь мы не социологи, скажете вы. Так ведь и Бог не гончар...

Вот так родилось Студенческое научное общество, которое ребята назвали в честь бесстрашного и веселого ботаника. Почему? Кто ж их знает! Приют "паганельцы" нашли в Межцерковной образовательно-просветительской организации "Апостольский город – Невская перспектива", основанной православным священником Владимиром Филипповичем Фёдоровым. "Апостольский город" обеспечил техническую сторону проекта "Петербургское язычество". Из нескольких сотен петербургских религиозных организаций выбрали семь: Тезаурус, Схорон еж словен, Венедов, Гремландию, Розенкрейцеров, Индеанистов и Брахма Кумарис. Некоторых из них назвать языческими можно лишь условно. Работа шла трудно. Руководители изучаемых религиозных групп на контакт шли неохотно. Да и действительно, кому приятно быть "объектом исследования"? Особенно, когда тобой интересуются не маститые профессора или известные журналисты, а обыкновенные любознательные студенты. Свобода совести дает право на молчание. Одновременно общество имеет право знать всё об окружающем его мире, в том числе и о мире религиозных идей. Опираясь на эти тезисы, студенты Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного педагогического университета и Русского христианского гуманитарного института сумели построить благожелательные отношения почти со всеми изучаемыми организациями.

Насколько нам известно, попытка коллективного описания городского неоязыческого движения проводилась в Петербурге впервые. Авторы будут признательны за снисходительную критику и с благодарностью примут советы профессионалов. Статьи дышат публицистикой, но тем доступнее они для широкого читателя, к которому и обращены.

1999

РЕКЛАМА