Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_8448.html


21 февраля 2004

Редакция

О Марате Гельмане и православной общественности. Спор на форуме "Религии и СМИ"

17 февраля с.г. в блоке "Мониторинг СМИ" мы поместили статью Марата Гельмана "Нарушители?", которая днем ранее была опубликована "Русским журналом". Автор рассуждает о давних ссорах искусства и религии в контексте нынешнего судебного разбирательства вокруг выставки "Осторожно религия" и обращается к Союзу Православных Граждан с предложением "отозвать свой иск к устроителям выставки "Осторожно, религия!" и перейти к публичным дискуссиям".

Порой в отзывах на тексты, публикуемые "Религией и СМИ" появляются любопытные суждения, а заядлые спорщики неделями переписываются между собой вдали от посторонних глаз. Чтобы не мешать им, мы и не заводим общего форума. Любители обсуждают приглянувшуюся им тему в отзывах под давно прошедшим материалом, и свежие посетители портала могут наткнуться на них лишь случайно. В качестве примера подобной дискуссии предлагаем подборку реплик, вызванных статьей М.Гельмана.

ОТЗЫВЫ (орфография сохраняется)

АВС. 17.02.2004. Одного не пойму: почему куча... ну, скажем мягко, мусора приобретает художественную ценность только потому, что к ней приделана табличка: "произведение искусства"? Не долг ли каждого сознательного гражданина взять метлу, совок и этот мусор выбросить в мусорный ящик? И будет совершенно справедливо, что поступивший так человек получит от общества благодарность, а нагад... , простите, намусоривший хулиган получит пятнадцать суток. И о чем тут, собственно, публично дискутировать?

Сергей Юрьевич. 18.02.2004.Проблема вот в чем: 1. Представители СПГ так глупы и смешны, что их защита православия всегда превращается в фарс 2. Марат Гельман бездарен. Ловок и успешен как галерист-предприниматель и бездарен как личность. Его страстное богоборчество носит компенсаторный характер. 3. Что самое смешное – Гельман и СПГ сотрудничали (а возможно и продолжают сотрудничать) на площадке блока "Родина". Перформанс циников...

Филипп. 18.02.2004. Г-н Гельман дал замечательный экскурс в историю искусства. Леонардо.. Толстой.. и вот новая восшедшая звезда – ...Кулик! Прославленный "человек-собака"! Публично голый прыгавший на четвереньках, лаявший и испражнявшийся перед картинами в Русском музее (в сумасшедшем доме кого этим удивишь). Великий Кулик, выставивший на недавней выставке фотографии своих опытов скотоложества (врамках того же проекта "человек-собака"). Теперь мэтр Кулик обратился к религиозной теме в проекте "осторожно-религия!". Фи, православные, темные вы, ни фига вы в искусстве не понимаете! Это же концептуализм! Читайте по губам:КОНЦЕПТУАЛИЗМ! Вот Русский Музей – другое дело. С благодарностью принял от Марата Александровича экспонаты выставки |"осторожно-религия!". А тот, давнишний экспонат, продукт жизнедеятельности мэтра Кулика уже в запасниках? Или приобщат к новой экспозиции? Хватит придуриваться, господа. Никакие вы не художники. Название для вас найдется потом. А пока без Уголовного Кодекса и в самом деле, похоже, не обойтись.

Филипп. 18.02.2004. И еще несколько слов. В конце концов, дело не в названии. Может найтись некий "художник", творческой концепцией которого станет, например, растление малолетних. Или пожирание трупов. Или еще что-нибудь в этом роде. Это его выбор, его свобода. Но общество вправе реагировать на такого "творца" в соответствии с действующим законодательством, пусть уж не обижается. Потому что он своим "творчеством" опасен для других.

Кирилл Фролов. 18.02.2004. Станут ли Савлы Павлами? Марат Гельман предложил Союзу Православных Граждан публичную дискуссию. Политтехнолог и покровитель кощунственной выставки предлагает СПГ отозвать иск по поводу выставки "Осторожно, религия" Пресс-служба СПГ отвечает

Политтехнолог Марат Гельман обратился через "Русский Журнал" к Союзу Православных Граждан с просьбой отозвать иск по делу организаторов выставки "Осторожно, религия" и перейти к публичной дискуссии:

"Представители Русской православной церкви, основной, практически – государственной силы, религии, приверженность к которой демонстрирует большинство политиков и бомонда, с помощью суда пытаются бороться с небольшой группой энтузиастов, интересующихся современным искусством. Да, я согласен, что мы – ваши идеологические враги, как я уже говорил, не первое столетие. Но давайте бороться с помощью идеологического оружия: спорить, публиковать статьи, встречаться в университетских аудиториях, на других нейтральных площадках, а не в зале суда. Я обращаюсь с предложением к Союзу Православных Граждан отозвать свой иск к устроителям выставки "Осторожно, религия!" и перейти к публичным дискуссиям". Что на это ответить?

Иск предъявлен комитетом "За нравственное возрождение Отечества". То, что Генеральная Прокуратура возбудила по нему уголовное дело, свидетельствует о том, что действия организаторов кощунственной выставки могут быть признаны уголовным преступлением. Почему православная общественность должна закрыть глаза на действия, которые не просто нанесли боль всей православной России, но и могут быть доказаны ( подождем результатов следствия) как уголовное преступление? Мерзкие оскорбления святынь – это разве полемика, идеологическая борьба? Впрочем, по иску- это к протоиерею Александру Шаргунову, настоятелю храма св. Николая в Пыжах на ул. Большая Ордынка от ( ст. м. Третьяковская –налево, скоро пост-время покаяния). Главное-добиться признания самим обществом, народом нашим невозможности "нравственного плюрализма", "двух мнений" по принципиальным вопросам веры, культуры и самой жизни. "Духовного Хасавюрта" не будет. Одновременно мы видим, что Марат Гельман, на наших глазах теряющий свои политические возможности, пытается стать интеллектуальным лидером политического антиклерикализма.

Мы оказались перед выбором. Вступив в такой публичный диалог, мы бы косвенно помогли Гельману позиционировать себя как такого лидера и дать возможность антиклерикалам выступить в качестве некоей общественной силы. С другой стороны, уклонение от дискуссии означает отказ от самой главной борьбы , более важной, чем все политические и социальные вопросы- борьбы за сердце человека, ибо жертвами антихристианского образа мысли и действий стала значительная часть творческой молодежи. Весь ужас в том, немногие из этих художников являются сознательными врагами Христовыми, многие из них благодаря "постмодернистскому" мышлению не считают свои действия кощунством, у них уже стерто различение добра и зла. Это логическое завершение либерально-постмодернистского квазирелигиозного учения об относительности истины. Мы, конечно, можем продолжать доказывать очевидные истины самим себе и сочувствующей нам нравственно чуткой части общества, либо побороться за все общество, за всю "непонятную" молодежь. Пока мы проигрываем эту борьбу. Политический антиклерикализм все равно будет бороться с Церковью. Нам не удастся отсидеться за стенами монастырей и духовных академий. Собственно, миссионерский долг и заключается в том, чтобы противников Церкви приводить в ее ограду. Не так ли поступали апостолы? Не так ли поступали св. новомученики Российские, такие как св. Илларион (Троицкий), который участвовал в еженедельных баталиях с Луначарским в Политехническом музее? Скажем больше, а не мы ли, уклоняясь от своих одноклассников и однокурсников, бежали от миссии и во многом виновны в том, что многие ищущие люди оказались не нашей стороне баррикад?

Предварительное согласие участвовать в таких диспутах дал известный журналист о. Владимир Вигилянский. Мы надеемся, что вызов примет и автор книгши "Православие и свобода" Олеся Николаева, и диакон Андрей Кураев. Оптимальное место для таких прямых, лобовых дискуссий-"Проект-Оги" и другие места встреч арт-молодежи

Сергей Юрьевич. 19.02.2004. Я же говорю: беда СПГ – в глуповатости, раз. В болезненном желании славы, два. Гельман – атеист и богоборец, а они ерничают, предлагают ему идти в православный храм , мол пост наступил -"время покаяния". Что же так над своим святым изгаляться.? Если СПГ думает, что это милые шутки, то ошибается. Это предательство веры. Гельман атеист и богоборец, но он не скрывает своих позиций. Он выставляет кощунственный плакат, где предаются осмеянию Святые Дары. И после этого СПГ принимает его услуги в области предвыборных политтехнологий, и после этого СПГ мечтает о публичном с Гельманом диспуте, лишь бы пропиариться на хвосте у знаменитого галериста. Это назыавется коротко – Христопродавцы.

Владислав. 19.02.2004. Марат Гельман обращается к СПГ с предложением отозвать иск . Представитель СПГ переадресует его к о. Александру Шаргунову и жаль, что у К. Фролова прозвучала мысль о том, что иск – дело прот. Александра Шаргунова, который как бы жаждет крови, а СПГ выше этого и открыт для дискуссии. Для справки: Статья 282 УК РФ, "Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды", относится к категории преступлений, совершенных против государства, и уголовное дело по этой статье возбуждается не по исковому заявлению от кого бы то ни было, а по факту преступления по решению прокуратуры. Что же касается дискуссии, то общеизвестно, что доказывать оскорбление, тем более тому, кто оскорбил – значит подставляться новым потокам грязи. Марат Гельман сам заявляет, что он представляет сторону, давно и последовательно противопоставившую себя церковной традиции и надеяться доказать ему что-то в публичной дискуссии – наивно. Если речь идет о том, чтобы защитить неутвердившихся людей от агрессивного безбожия, то и в этом случае дискуссия с агрессивными безбожниками малоэффективна. Дискуссии такого рода более напоминают ток-шоу, грозят превратиться в банальную потасовку и в которых обе стороны выглядят очень несимпатично, а зрителям остается только смеяться и науськивать: "куси его, куси!". "Умное" и "компетентное" изложение своей позиции выглядит в данном случае тоже неадекватно. Диспуты, в том числе те, в которых участвовал священномученик Иларион Троицкий, велись ДО того, как христианские святыни были подвергнуты поруганиям, а не ПОСЛЕ. Что же касается услуг Гельмана, то ими, кажется, пользовался Глазьев, а не СПГ, хотя я могу ошибаться.

Сергей Юрьевич. 19.02.2004. А Глазьев – кто? Не сопредседатель ли? Или уже нет? А за кем гуртом побежали члены СПГ при расколе "Родины?" Не за Глазьевым? Кто Чашу Христову предает, тому родину продать – просто тьфу, а ведь этим и кончится, покатится СПГ под гору, до позора последнего, до визгу прокоммунистического, на который только Глазьев и способен по немощи духовной. Затем протоиерей Чаплин спохватится, прикрикнет на СПГ, как на щенят, поставит на место и вздохнет: ну как с таким народцем работать...

Владислав. 19.02.2004. Действительно, Глазьев- бывший сопредседатель "Родины", которую утопили, что называется, в одно касание. Но его сотрудничество с Гельманом связано скорее всего с тем, что он человек нецерковный и плохо ориентируется в церковных вопросах, при этом он политик и, по определению, человек амбициозный. Вряд ли он банальный провокатор. В любом случае, своим сотрудничеством с Гельманом он дал блестящий повод тыкать этим в нос его и весь блок "Родина" . Проблема в том, что среди членов бывшей "Родины" было очень много людей добросовестных, да и самому Глазьеву выносить приговор еще рано. Политика – дело неблагодарное и православные здесь вынуждены воевать на чужой территории. Поэтому встает вопрос о том, стоит ли вообще туда лезть или отдать все на откуп, а самим молиться. Это тоже выход, но те, кто хочет побороться, могут попробовать. Не до жиру, поэтому нужно видеть возможных союзников и не торопиться топить их. Это успешно делают и без нас. Посеять раздор в стане противника и умертвить его его же собственными руками – древнейшая политтехнология, в эффективности которой можно убедиться на примере "Родины". Думаю, Гельман будет доволен и результатами этой дискуссии. Чего еще нужно – православные сами разделали под орех и Глазьева, и Союз православных граждан, даже и трудиться не надо.

Сергей Юрьевич. 19.02.2004. Владислав, я не про сопредседательство Глазьева в "Родине" говорю. Я говорю, что Глазьев – сопредседатель СПГ. И на этом основании рассуждаю о прямых партнерских отношениях СПГ с Гельманом. О том, что СПГ с руки Гельмана крошки клевал. Клевал и в глаза заглядывал и приседал и хвостиком вилял. Лишь бы в Думу просочиться...Просочились.

Теперь дальше на хвосте Гельмана пиариться хотят. В клубе ОГИ! Под пивко! В модном месте! Ура! Чепчики в воздух! Постмодернист Кураев против постмодерниста Гельмана! Шик! Ах какая в Москве бурная религиозная жизнь! Красивая и сытая. Завидуй провинция! Немытые головы СПГэшников трясутся – от восторга дыханье спирает в груди. Немытые сидят за одним столом с самим Гельманом! Наконец пустили! Почти как ровню...

Марат Александрович, вы над Кровью Христовой потешаетесь в плакатиках? Мы смелые СПГэшники вам пальчиком помашем – ай-я-яй, за кружечкой пивка, под хохоток "арт-молодежи". Только позвольте с вами сфотографироваться, только не откажите – тут одно местечко по одномандатному наклевывается – в помощи. Вы ведь и с Глебом Олеговичем дружны и вообще много кого знаете...

Давненько я не видел такой компании, которая с такой почти похотливой страстью выставляла бы православие на посмеяние.

Григорий. 20.02.2004. Скорее всего Гельман был введен в "Родину" через Рогозина с провакационной целью, так что не стоит обвинять СПГ и С.Ю. Глазьева в контактах с ним. Теперь, во всяком случае, когда Рогозин полностью проявил себя, обсуждать тему Гельман — Глазьев — СПГ просто бессмысленно.

Сергей Юрьевич. 21.02.2004. Григорию. Отчего же бессмысленно? СПГ оскоромился, пританцовываявокруг власть имущих противников Церкви Христовой. А теперь вы предлагаете забыть это? Яко не было? Нет, батенька, история помнит всех, "кто поднял руку". Всех, позорящих Христа. Вот Никифорова возьмите, Евгения. Смотрю репортаж с 8-го НародногоСобора. Так этот "столп православия" хвостом бегает за Явлинским, то сбоку пристроится, то, прости Господи, сзади. А для чего все? Для того чтобы попасть в кадр камеры, которая не на него нацелена, а на Явлинского. Вокруг СПГ и Радонежа сосредоточились люди, которые пытаются паразитировать (не в ругательном смысле, а в биологическом) на раскрученных светских ньюсмейкерах, несмотря даже на то, что они (эти ньюсмейкеры) борятся с Церковью Христовой. По-моему это – очень опасное явление. Эдакие православные иезуиты.


РЕКЛАМА