RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
03 марта 2011 Егор Холмогоров Власть ключей Поддержка политтехнологом Станиславом Белковским антицерковных выпадов танцовщицы Анастасии Волочковой отнюдь не случайна. Белковский это наша Волочкова от политологии. Их общая черта профессиональная несостоятельность, прикрываемая шумным скандалом. Отставная балерина то обнажается и кощунственно выкладывает на голом теле крест, то выходит из "Единой России", то прибегает к совершенно детсадовской клевете на священников... Но до пируэтов Белковского ей все же далековато против Ходорковского, за Ходорковского, вместо Ходорковского, с "православными чекистами" против оппозиции, с непримиримой оппозицией против Кремля... Был на памяти моей и эпизод, когда Станислав Александрович сватался в штатные политтехнологи к тому, кого он теперь зовет не иначе, чем "Владимир Гундяев". Услуги Белковского не были востребованы и, как оказалось совершенно справедливо. Отвергнутый пиарщик, что называется, "показал себя". Как сказано в послании апостола Иоанна Богослова: "они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши". В своем хамском тексте в адрес Русской Православной Церкви Белковскому удается удивительно совмещать взаимоисключающие вещи претензии к Церкви в обмирщении и претензии к Ней же... в бескомпромиссности общественной позиции. То политтехнологу не нравится, что Церковь больше внимания, чем прежде, уделяет "пиару", и он делает отсюда широковещательные выводы, что она утеряла свою святость. То политтехнолог обрушивается с хамскими нападками на епископа Сыктывкарского и Стерлитамакского Питирма, произнесшего некие неподобные слова в адрес богохульников и кощунников, и предупреждает, что такая суровость может "отпугнуть паству". Вы уж, Станислав Александрович определитесь крестик или трусы, не нравится Вам церковное "обмирщение" или же церковная суровость. С цитатой, кстати, вышло смешно. Выдающий себя за образованного интеллектуала, тонко разбирающегося в богословских вопросах, политтехнолог попросту не узнал широко известную большинству воцерковленных людей цитату из поучений святителя Иоанна Златоуста (изгнанного и замученного светской властью как раз за то, что он не нравился гламурным "балеринам"), переведенную преподобным Иосифом Волоцким. Слова эти настолько актуальны сегодня и настолько точно описывают коллизию с богохульствами политтехнологов и балерин, что их стоит процитировать в исходном виде: "Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулить Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди... Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил". Если бы кто-либо из христиан сегодня последовал этому не слишком политкорректному совету, то, спору нет, миссионерский эффект был бы гораздо больше, чем от множества статей, телепрограмм и участия священников в гламурных тусовках. Впрочем, никогда не поздно тем более что Церковь гораздо больнее может ударить словом, чем рукой. Думаю, что, следуя правилам в отношении антицерковной клеветы, принятым недавним Архиерейским Собором, наша Церковь вполне могла бы предоставить господину Белковскому возможность проверить, "фраер" ли Бог и Господь, сказавший апостолам, а через них Церкви: "Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф. 18, 18). Хулы Белковского, как и ложь Волочковой о "монастырских кельях, которые роскошней пятизвездочных отелей", на мой взгляд, просто не совместимы со статусом верных членов Русской Православной Церкви. И я думаю, что священноначалие не погрешит, если укажет клеветникам на двери, а то и на ограду. Если "власть ключей", дарованная Церкви, что-то да значит, то мелкий пиаровский прайс от положения "гонимых попами-ханжами" будет малым утешением перед лицом Страшного Судии. Одной из действительных проблем нашей Церкви, одним из действительных проявлений настигающего порой православных обмирщения, является то, что мы сами не верим в объективную значимость слов Церкви и в непреложную силу её решений. Мы воспринимаем богохульство как повод для "полемики", а глумящемуся постмодернистскому хаму стремимся ответить по правилам диалектики. То есть занимаемся совершенно бессмысленными вещами. Можно и нужно обсуждать слабости и немощи, которые есть у многих священнослужителей, те трудности, которые переживает наша Церковь, переходя от положения по сути небольшой секты в атеистическом государстве к положению национальной Церкви многомиллионного народа, среди паствы которой полно и недавних атеистов, язычников, и оккультистов, и мытарей, и фарисеев, и прелюбодеев, и даже убийц. Но обсуждать всё это нужно с теми, кто чувствует, что, говоря о Церкви, он прикасается к святыне и заботится лишь тем, чтобы никто не смел осквернить эту святыню недостойными словами и делами. Если же речь идет о глумеже и над Церковью, и над священниками, прикрываемом цитатами из неких анонимных "святых отцов" (еще один оборот, выдающий полное невежество Белковского в православной терминологии), то "общественная дискуссия" просто не может начаться. Для православных было бы кощунственно её начинать. Не о чем дискутировать с тем, кто презирает и высмеивает всё, чем ты дышишь, и выбирает слова погрязнее, чтобы оскорбить. Мне, как и многим другим православным, есть что возразить Белковскому по существу. Но его грязная манера изложения ставит его, в этом смысле, вне критики. Но это слабое утешение, поскольку подобная манера ставит его еще и вне Церкви, а значит и вне Христа. |
РЕКЛАМА |