поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
10 февраля 2004  распечатать

Александр Музафаров

Год православной России

По материалам исследований ROMIR Monitoring

В формировании общественного мнения граждан России наряду с прочими мировоззренческими парадигмами играет религиозное сознание. В продолжении ряда лет компания ROMIR Monitoring проводит исследования, посвященные отношению граждан России к религии вообще и к Православию в частности. В 2003 году помимо стандартного набора вопросов, повторяющегося с 1999 года, участникам исследования было предложено ответить на ряд вопросов, посвященных годовому кругу православной жизни – соблюдению постов, отмечанию церковных праздников.

Исследования проводилось по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (репрезентируемые параметры – пол, возраст, тип населенного пункта, федеральный округ). Объем выборки – 1500 респондентов.

1. Вероисповедание

Респондентам был задан вопрос: "Какую религию Вы исповедуете?" (%)

Какую религию Вы исповедуете?

Таким образом, большинство участников исследования заявили о своей приверженности православию, около пятой части опрошенных считают себя атеистами, а 5% респондентов указали на свою принадлежность к другим религиозным конфессиям.

2. Частота посещения религиозных служб.

Респондентам был задан вопрос: "Как часто Вы посещаете религиозные службы?" (%) Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми.

Как часто Вы посещаете религиозные службы?

Представленные на диаграмме результаты опроса показывают, что большинство верующих, посещающих религиозные службы, делают это лишь несколько раз в году. В то же время, сравнение полученные данных с аналогичными параметрами исследования 2001 года показывает, что частота посещения богослужения несколько возросла. Если в 2001 году наиболее массовым ответом был "Только на Рожество и Пасху", то в настоящее время, пик ответов приходится на следующее значение шкалы – "несколько раз в год".

3. Важность религии

Респондентам был задан вопрос: "Насколько важна религия в Вашей жизни? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 – "совсем не важна", а 5 – "очень важна"" (%). Рассматривается мнение респондентов, которые считают себя верующими людьми.

Насколько важна религия в Вашей жизни? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 – совсем не важна, а 5 – очень важна

Таким образом, для большинства верующих респондентов считает религию важной частью своей жизни.

4. Религиозные Догмы

Респондентам был задан вопрос: "Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны." (%) Поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, сумма значений в таблицах не соответствует 100%.

Верите ли Вы в следующие религиозные догмы? Отметьте те ответы, с которыми Вы согласны.

Представленные на диаграмме данные, показывают что респонденты, объявляющие о своей религиозной самоидентификации (см. п. 1) далеко не всегда имеют четкое представление о догматах своей религии. Как следует из диаграммы 1, православными себя считают 71% опрошенных, в то время как в Бога верят только 62%.

Респондентам был задан вопрос: "Верите ли вы в сглаз, порчу, амулеты и обереги? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 – "совсем не верю", а 5 – "очень верю"" (%).

Верите ли вы в сглаз, порчу, амулеты и обереги? Оцените по пятибалльной шкале, где 1 – совсем не верю, а 5 – очень верю

Показательно, что только 30% опрошенных дали отрицательный ответ на данный вопрос. Остальные участники исследования, как считающие себя верующими, так и атеисты в той или иной степени верят в силу оккультных и языческих принадлежностей.

5. Отношение к Церкви

Как показали результаты исследования, респонденты часто склонны соотносить себя с религиознным исповеданием (Православием) иногда не разделяя догматов и редко посещая богослужения. Что же побуждает людей декларировать свою принадлежность к религии? По-видимому, одной из причин является высокий авторитет Русской Православной Церкви в российском общественном мнении. Как показывают результаты исследования (см. ниже), Церкви в той или иной степени доверяют 73% опрошенных. Рейтинг доверия крупнейшей религиозной организации страны уступает только рейтингу Президента РФ.

Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы доверяете или не доверяете Русской Православной церкви?" Ответы на него распределились следующим образом:

В какой степени Вы доверяете или не доверяете Русской Православной церкви?

ПОСТЫ И ПРАЗДНИКИ

1. Общее отношение к постам.

Респондентам был задан вопрос: "В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждением, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека?" Ответы на него распределились следующим образом:

В какой степени Вы согласны или не согласны с утверждением, что соблюдение постов способствует нравственному развитию человека?

Респондентам был задан вопрос: "Как Вы считаете, в чем основной смысл поста?" Ответы на него распределились следующим образом:

Как Вы считаете, в чем основной смысл поста?

2. Великий пост

Респондентам был задан вопрос: "Планируете ли Вы соблюдать Великий Пост (пасхальный)?" Ответы на него распределились следующим образом:

Планируете ли Вы соблюдать Великий Пост (пасхальный)?

3. Светлое Христово Воскресение Пасха

Респондентам был задан вопрос: "Будете ли Вы или члены Вашей семьи освящать в церкви пасху, куличи, яйца?" Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом:

Будете ли Вы или члены Вашей семьи освящать в церкви пасху, куличи, яйца?

Респондентам был задан вопрос: "Пойдете ли Вы на Пасху в церковь?" Рассматривается мнение респондентов, исповедующих православие. Ответы на него распределились следующим образом:

Пойдете ли Вы на Пасху в церковь?

Респондентам был задан вопрос: "Пойдете ли Вы в Пасхальное воскресенье на кладбище?" Ответы на него распределились следующим образом:

Пойдете ли Вы в Пасхальное воскресенье на кладбище?

4. Братские могилы.

Респондентам был задан вопрос: "Как Вы относитесь к тому, что в последнее время на братских могилах советских воинов, погибших в 1941 – 1945 гг. и воинских кладбищах в качестве памятников стали сооружать православные часовни и церкви?" Ответы на него распределились следующим образом:

Как Вы относитесь к тому, что в последнее время на братских могилах советских воинов, погибших в 1941 – 1945 гг. и воинских кладбищах в качестве памятников стали сооружать православные часовни и церкви?

5. Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского

Респондентам был задан вопрос: "100 лет назад, 1 августа 1903 года был канонизирован преподобный Серафим Саровский. Как бы Вы оценили роль этого человека в истории России?" Ответы на него распределились следующим образом:

100 лет назад, 1 августа 1903 года был канонизирован преподобный Серафим Саровский. Как бы Вы оценили роль этого человека в истории России?

Респондентам был задан вопрос: "Хотели бы Вы присутствовать в Дивеево в день столетия со дня канонизации преподобного Серафима?" Ответы на него распределились следующим образом:

Хотели бы Вы присутствовать в Дивеево в день столетия со дня канонизации преподобного Серафима?

6. Преображение Господне

Респондентам был задан вопрос: "19 августа Русская Православная Церковь празднует праздник Преображения Господня. Намерены ли Вы посетить в этот день церковное богослужение?" Ответы на него распределились следующим образом:

19 августа Русская Православная Церковь празднует праздник Преображения Господня. Намерены ли Вы посетить в этот день церковное богослужение?

Респондентам был задан вопрос: "Какое народное название имеет этот праздник?" Ответы на него распределились следующим образом:

Какое народное название имеет этот праздник?

7. Рождество

Респондентам был задан вопрос: "Когда Вы отмечаете Рождество?" Ответы на него распределились следующим образом:

Когда Вы отмечаете Рождество?

Заключение.

Результаты исследования позволяют выделить устойчивую группу респондентов, численностью от 20% до 25%, которые не только считают себя православными, но и имеют представление о догматах своей религии, стремятся соблюдать посты и относительно регулярно (не реже раза в месяц) посещают храмы. Следует отметить рост численности данной группы по 1999 годом когда по результатам исследования РОМИР она составляла 14% – 16%. Таким образом результаты исследования позволяют говорить об определенном росте уровня религиозности граждан России.


СМ.ТАКЖЕ
ЩИПКОВ
НОВОСТИ

17.07.2019

Около 60 тыс. человек приняли участие в "Царском крестном ходе" в Екатеринбурге

Во Франции принят закон о реставрации сгоревшего Нотр-Дама

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством организовал очередной Евразийский форум казачьей молодежи

16.07.2019

Молодоженов будут пускать без очереди к мощам Петра и Февронии в храме Христа Спасителя

Трое священников перешли из Константинопольского патриархата в РПЦЗ

Троицкий храм при бывшем приюте Бахрушиных отреставрируют за счет бюджета Москвы

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с делегацией католического фонда "Urbi et orbi"

Председатель ОВЦС встретился с руководителем Центра межрелигиозного диалога Организации по культуре и исламским связям Ирана

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.07.2019

Информационно-аналитический портал "Материк":
Дмитрий Мышецкий
"Спящие" православного Екатеринбурга?

28.06.2019

Коммерсантъ:
Путин считает, что либеральная идея изжила себя

23.06.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Николай Данилевич
В Киеве бунтуют против томоса. Те, кто его добивался. Интервью с протоиереем Николаем Данилевичем

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты