Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_8245.html


06 февраля 2004

Филипп Щипков

О.Василий Ермаков: Православные – правильно славят Бога, мусульмане – правильно верят в Бога

Родился в 1927 году в Орловской области. В 1943 году был угнан как военнопленный немцами в Эстонию. Попал в лагерь, где познакомился с Алексеем Ридигером (будущим патриархом Алексием II). С 1946 года по 1953 гг. учился в Ленинградских Духовных Семинарии и Академии. Рукоположен в 1953 году . С 1981 года настоятель церкви св. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Отец Василий, как, по вашему мнению, Церковь должна быть представлена в обществе?

Церковь должна быть призывом к обновлению русской нации. За XX кровавый век мы почти потеряли особенности своей национальной самобытности, культуры и, самое главное, духовности. Мы пожинаем плоды вседозволенности советской власти. Страна потеряла миллионы людей, которые могли бы заботиться о процветании России.

Я уверен, что русский народ призван хранить православие. Моя точка зрения как православного священника такова: русский человек, если в его жилах течёт кровь русского человека, должен сохранять веру и традиции своих отцов.

С Запада пришли в Россию новые религии, секты – сайентологи, мормоны, баптисты и всякая нечисть, которые говорят о том, что православие – неправильная вера. Люди, идущие к сектантам, с моей точки зрения, продают Россию за чечевичную похлёбку, помогая духовно добивать русский народ. Они делают то, что не смогла сделать ни революция, ни советская власть.

Вы написали критическое письмо-отзыв на книгу лидера КПРФ Геннадия Зюганова. Почему вы это сделали?

Я получил в подарок от Геннадия Зюганова книгу "Святая Русь и Кощеево Царство" с просьбой дать отзыв на эту книгу. Книга взорвала моё существо и заставила написать это письмо. Всё, что там написано – чистая правда. Мне больно слышать о том, что коммунисты стали другими людьми, что они больше не будут гнать Церковь, что они будут лояльно относиться к Православной Церкви, к священникам. Я хорошо помню и никогда не забуду как коммунисты расправлялись с верующими людьми. Коммунисты умерщвляли народ, это были человеконенавистники как по вере, так и по жизни. Сегодня Зюганов забыл об этом и хочет, чтобы те, кого они гнали раньше, теперь поддерживали на выборах коммунистов.

Должна ли Церковь поддерживать политические партии?

На мой взгляд Церковь не должна поддерживать политические партии. Мы должны думать не о партиях, а о том, как поднять народ нравственно. Наш долг молиться, а не принимать участие в борьбе партий. Церковь должна заботиться о России с её духовной стороны. Партии обещают Церкви поддержку, а когда доходит до дела – Церковь оказывается отделённой от государства, храмы не возвращают, землю не дают. Чтобы вернуть землю, просят принести документы 1918 года, но когда государство брало у Церкви землю, оно не спрашивало документы.

Как вы смотрите и оцениваете возможное объединение с Зарубежной Церковью?

Я с нетерпением жду того времени, когда верующие Зарубежной Церкви вернутся в лоно Русской Православной Церкви. Они обвиняли нас в том, что мы, якобы, служили идеям коммунизма. Сам я, конечно, советский человек, воспитанный в антицерковной атеистической школе. Но то, что Советский Союз развалился – это во многом заслуга тех священников и верующих, которые жили и осуществляли своё служение внутри тоталитарной системы. Людям, живущим за рубежом, не понять, как это всё происходило. Церковь боролась с этим строем только одним фактом своего существованием внутри него. Русская Церковь и Зарубежная разделены административно, но самое главное, чтобы было восстановлено евхаристическое общение.

Возможно ли выйти из тупика во взаимоотношениях РПЦ и Ватикана? Возможно ли наметить пути диалога между двумя церквями?

Вопрос взаимоотношений Русской Православной Церкви и Западной Католической Церкви – дело Божьего промысла. Не православные развалили единую Церковь. Православная Церковь на литургии молится за единую святую соборную и апостольскую Церковь – её духовно не развалили. Что будет дальше – это дело времени и Божьего промысла. Человеческое вмешательство не нужно.

Очень далеко в тупик завело время католиков и православных. Многие из православных стали считать, что католики, якобы, еретики. Но я всегда вспоминаю о том, сколько мощей находится в Риме: мощи апостола Петра, апостола Павла. Если бы Римская Церковь была безблагодатна, то мощи Николая Чудотворца никогда бы не находились у католиков. Сколько мучеников погибло в Колизее! Конечно, наши традиции различаются, но моё дело как православного священника по-братски с ними встречаться, по-братски говорить.

Нужно ли переходить на русский язык в богослужении?

Сегодня говорят, что через русский язык можно привести больше людей к Богу, но мне кажется, что люди не пойдут. Я сам пришёл к Богу через славянский язык. Но через советский язык я не стал атеистом. Нет такого красивого русского языка, который мог бы заменить церковно-славянский. Сегодня есть язык советчины, язык улицы, блатной язык. У нас нет сейчас высокого литературного языка. На какой язык переводить богослужение? Язык Маяковского? Прозу Достоевского? Тяжело. Лескова, Короленко? У нас нет русского языка сегодня.

Непонятные места нужно переводить на своё личное понимание. Приведу такой яркий пример. В акафисте Божьей Матери есть такое место, когда Иосиф увидел, что Мария была в положении – там сказано, что она "бракоокрадованна" – у неё украли брак чистоты. Переведите на русский язык – что она была беременна? Когда начинаешь переводить, невольно встаёт вся эта человеческая грязь. Мы теряем чудесный образ.

В 2000 году были приняты Основы социальной концепции РПЦ. Это отражение реальных процессов в Церкви или это манифест к действию?

У меня не было никогда полного понимания зачем нужна эта доктрина. Её положения были приняты Собором, но, как её применять, практически я не знаю. Для меня самое главное – проповедь Воскресшего Христа. Если человек почувствует теплоту веры в храме, то это будет началом и процесса социального служения.

Вы говорите, что русское православие завязано на русского человека. Вы имеете в виду русского по национальности? Связано ли православие с национальностью?

Я патриот России, я русский человек, испытавший на себе гонения за православие. Для меня счастье быть русским и православным. Тот, кто правильно славит Бога, является православным независимо от своей национальности. Вот, например, мусульмане называют себя правоверными, т.е. они правильно верят в Бога, а православные правильно славят Бога. Вот, на мой взгляд, в чём различие нашего отношения к Евангелию от их отношения к Корану.

Должна ли быть в России свободная конкуренция между христианскими конфессиями?

Без православия русских можно брать голыми руками. Этой конкуренцией мы обнажаем своё русское тело. Но мы должны стоять за православие без всякого насилия. У нас есть свои святые, свои российские писатели, поэтому будет правильно, если люди других вероисповеданий не будут мешать нам жить в соответствии с нашими традициями.

Я преклоняюсь перед словами супруги Александра Солженицына Натальи, которая сказала, когда к ним приезжали гости поздравлять Александра Исаевича с его 85-летием, она сказала как русская православная христианка, – у нас рождественский пост, мяса вам не будет, только рыба.

Своим поведением мы позорим нашу веру, поэтому она и не ценится сегодня в глазах обывателя. Ценность веры не в самой традиции, а в любви к Христу, но одно с другим тесно связано. Если я люблю Христа, то я должен соблюдать все православные традиции.

РЕКЛАМА