Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_78154.html


16 августа 2010

Протоиерей Александр Салтыков направил открытое письмо мэру Москвы Ю.М. Лужкову касательно Дома дьякона

Открытое письмо

Многоуважаемый Юрий Михайлович!

Благодарим Вас за активное участие в разрешении

затянувшегося спора о границах земельного участка, на котором расположен памятник федерального значения – храма Воскресения Христова в Кадашах. Под Вашим оперативным контролем недавно были утверждены научно обоснованные границы территории нашего выдающегося архитектурного шедевра, хотя еще в апреле 2010 г. рассматривалось предложение об уменьшении территории памятника.

Данное событие вызвало большое удовлетворение не только у прихода храма, но и у культурной общественности нашего города, озабоченной состоянием нашего культурного наследия.

Всем хорошо известно Ваше деятельное участие в православном храмоздательстве и восстановлении церквей, как и других памятников. Православный мир помнит о Вашем судьбоносном решении о восстановлении храма Христа Спасителя. Мы надеемся, что Ваше внимание к Кадашевскому храму также поможет завершить наши усилия по сохранению и восстановлению как храма, так и его исторической среды во имя Божие.

Все культурные страны прилагают значительные усилия в сохранении своего исторического наследия. Нельзя не заметить, что кроме общеисторического значения, подобные объекты оказывают влияние на развитие туристической инфраструктуры города.

Одним из таких объектов в охранной зоне Кадашевского храма и в непосредственном примыкании к его территории, является "Дом дьякона". Это двухэтажное здание начала ХIХ века, которое его последний владелец – купец Павел Пирогов – завещал приходу на вечное поминовение, и с конца ХIХ века оно неразрывно связано единой исторической судьбой с нашим храмом.

Здание внесено в дополнительный список памятников, и вместе с тем оно имеет уникальное религиозное значение для православных христиан: это единственный в Москве (и вероятно, во всей России) дом, в народном наименовании которого исторически закрепилось уважительное отношение православных людей к церковной иерархии, начиная с ее первой ступени – дьяконского чина. Даже само место со двором, где находится дом, называлось "Дьяконовка". И именно с этим наименованием – "Дом дьякона" – патриарх Алексий II поставил вопрос о его возвращении Церкви в письме к Вам еще в 1992 году.

Уважаемый Юрий Михайлович, позвольте уверить Вас, что "Дом дьякона" как и другие старые здания охранной зоны храма вовсе не являются ничтожными руинами, портящими вид города, как Вас пытаются убедить, возможно, не вполне подготовленные люди.

Согласно Пункту 1 статьи 3 Закона об объектах культурного наследия к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся "объекты недвижимого имущества ... представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры". Разве не ясно, что именно как несомненный свидетель своей эпохи, как памятник градостроительства в Кадашевской слободе, как памятник развития социально-культурных отношений общества и Церкви "Дом дьякона" ценен для нас и наших потомков?

При таких обстоятельствах мы были разочарованы, узнав, что вместо передачи Русской Православной Церкви "Дом дьякона" оказался в черте застройки коммерческого центра. К сожалению, значительная часть этой исторической зоны уже безвозвратно снесена, и здесь приходится усматривать причины, выходящие за рамки хозяйственных интересов. Но неопровержим тот факт, что никакие коммерческие выгоды не могут являться оправданием для уничтожения культурных и исторических памятников России.

Приход храма вместе с общественностью отстаивает неприкосновенность и целостность исторической охранной зоны Кадашевского храма, в том числе и "Дом дьякона".

Со стороны коммерческой структуры – ООО "Торгпродуктсервис", осуществляющей застройку, звучат агрессивные, антицерковные высказывая, сопровождаемые действиями, направленными на разжигание религиозной вражды. Мы, к сожалению, имеем основания считать, что "инвестор" пользуется содействием городских властей в умышленном уничтожении православного памятника, что воспринимается как недружественный акт в отношении всей Православной Церкви.

Мы неоднократно требовали сохранения здания, как исторического памятника, составляющего часть комплекса храма и Кадашевской слободы и находящегося на охранной зоне церкви. Мы указывали и на его общее культурно-историческое значение, и на его особое значение для прихода, как здания, переданного на вечное поминовение в соответствии с верой и традициями православных христиан. Это хорошо известно "инвестору". "Инвестору" предлагалось осуществить замену участка на равноценный в другой части города, а также, в самое последнее время, предлагалось выкупить здание через Правительство Москвы. Наши предложения не были приняты. Свои намерения "инвестор" упорно и последовательно осуществляет, несмотря на немалые затраты на пробивание заведомо незаконных согласований, несмотря на то, что ему пришлось, все же, отказаться от своих крайних намерений по застройке храма 6-ти и 8-ми-этажными зданиями. Еще в советское время подобные обстройки храмов определялись, как "моральное убийство", которое преднамеренно совершалось в тех случаях, когда власти не могли физически уничтожить тот или иной храм.

Первый натиск на "Дом дьякона" с целью его ликвидации не случайно был осуществлен 4 декабря 2003 года: это день одного из важнейших праздников Православной Церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы. Тогда остановить полное уничтожение здания удалось только чудом. Но с тех пор "инвестор" систематически совершает действия по незаконному уничтожению строения по схеме: начинается уничтожение дома, через несколько дней выходит запрещающее постановление, снос прекращается; затем, через некоторое время вновь начинается снос, вновь выходит запрещающее постановление, снос останавливается и т.д. На последнем этапе в июне сего года уже никаких запрещающих постановлений не было, и остатки "Дома дьякона" защитила московская общественность, единодушно выступившая против незаконного строительства. Тем не менее, в настоящее время приходу стало известно, что "инвестор" намерен довести дело уничтожения здания "Дома дьякона", как и всей окружающей храм исторической среды, до конца.

Поэтапный снос "Дома дьякона" является настойчивым, целенаправленным уничтожением православного религиозного символа и сознательным оскорблением религиозных чувств православных христиан. Нас это не удивляет: небывалое в истории 70-летнее господство воинствующего атеизма, установленного в России Лениным, не прошло бесследно. Имеется и сейчас немало лиц, так же ненавидящих Православную Церковь и по-прежнему напрасно мечтающих о Ее исчезновении.

Вы, несомненно, согласитесь, что гонение на Православие в советский период принесло неисчислимые бедствия и утраты для нашего народа и для государства: это, прежде всего, развал моральных устоев, прямо изменяющий состояние разума. Упадок морали повлек и демографический провал, и культурную деградацию, и распад страны и прочее. Вот и душащие нас пожары в немалой степени вызваны легкомысленно недоработанной эксплуатацией торфяных болот "покорителями природы" несколько десятилетий назад. Многие (хотя и не все) это поняли. Поэтому поклонники ленинско-сталинской советской антирелигиозной политики в России и в СНГ не имеют возможности в настоящее время осуществлять массовое уничтожение православных храмов и учреждений Церкви, но они нередко пытаются всеми доступными им явными и неявными способами ослабить и унизить Православную Церковь. Не зная ни Православия, ни русской истории, некоторые публично заявляют, вполне в духе 20-80-х г.г. ХХ века, что само принятие Православия для России было, ни много, ни мало, "величайшей трагедией" (В.Познер в интервью курганскому журналу). Такие заявления – прямая клевета на Православную Церковь. Но очевидно, в прямой связи с подобными заявлениями стоит и стремление уничтожить "Дом дьякона". Это намерение расценивается нами как одно из пробных знаковых действий, от успеха которых зависит последующий рост натиска на Православие, начиная с православной культуры. Откровенный вандализм разрушительных акций в Кадашах (и не только здесь), немыслимый ни в одной европейской стране и порождающий вражду и разделение в обществе, достаточно свидетельствует о той "пользе" для общества, которую следует ожидать от подобных "инвесторов", "спасающих" Россию от Православия, в дальнейшем.

Мы категорически протестуем и будем возражать против любых антихристианских выступлений в какой бы то ни было форме и требуем уважения к нашим религиозным убеждениям.

Во исполнение Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О свободе слова и религиозных объединениях", Закона Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", мы просим Вас остановить уничтожение "Дома дьякона", обязать ООО "Торгпродуктсервис за свой счет восстановить "Дома дьякона" в своем историческом виде и передать его приходу для использования в церковных целях.

Я уверен, досточтимый Юрий Михайлович, что Вы с полным пониманием отнесетесь к назревшей серьезной проблеме и разрешите ее в интересах толерантного сотрудничества Церкви, культурного сообщества и возглавляемой Вами администрации нашего города.

С искренними пожеланиями помощи Божией во всех благих делах,

Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах

Протоиерей Александр Салтыков

РЕКЛАМА