Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_77529.html


13 июля 2010

В Интернете теперь можно увидеть "Коллекцию фотографий Императорского Православного Палестинского Общества в Государственном музее истории религии"

Источник: http://www.ippo.ru/novosti-2010-g./v-internete-nachata-realizatsiya-proekta-po-otsifrovke-fotografiy Сайт ИППО

Открыт для доступа в Интернете ресурс "Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества в Государственном музее истории религии". Проект издательства "Индрик" представляет хранящуюся в фондах Государственного музея истории религии самую обширную в России коллекцию дореволюционных фотографий, собранную Императорским Православным Палестинским Обществом в 1885–1917 гг. и которая на языке музейного хранения получила название "Палестинской".

Электронный каталог предусматривает научное описание более 7000 фотографий, дает необходимый материал для проведения исследований русского духовного присутствия на Святой Земле, по библейской и церковной археологии, способствует восстановлению преемственности в научной деятельности дореволюционного и современного ИППО.

Каталог предлагает пользователям удобную классификацию фотоматериалов по историческим и религиозным основаниям сюжетов, по жанрам, по источникам изображения, авторам и технологиям отпечатков и т. д. Детали фотоизображений можно разглядеть при крупном увеличении.

В коллекции представлены фото, отражающие разнообразные сюжеты, например такие, как деятельность ИППО в Палестине, экспедиции ИППО, персоналии, ветхозаветные и евангельские реликвии Святой Земли, мусульманские реликвии, художники в Палестине и пр., а также представлены материалы по древней и современной истории Палестины, Иерусалима и Израиля, русского дипломатического и духовного присутствия на Ближнем Востоке, исследования о духовном и культурном наследии Святой Земли. Особое место отводится освящению истории русских святынь и памятников в Палестине.

Проект начат уже давно, и в марте 2008 года о нем писал журнал "Фома": "В Палестинскую коллекцию вошли снимки практически всех фотографов, работавших в Иерусалиме на постоянной основе. Основной массив отпечатков коллекции принадлежит объективам европейских фотографов. Среди ранних фотографии (50–70-х гг. XIX в.) Джеймса Грэма, Джона Динеса, Джеймса Робертсона и некоторых других фотографов конца 50–60-х годов XIX столетия. С середины 70-х годов появляется и русская фотография, представленная работами начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). Его сначала дополнил, а впоследствии заменил фотограф Миссии монах Тимон, оставивший колоссальную по объему фотолетопись русской деятельности в Святой Земле в период ее наивысшего расцвета. С 1882 года в Палестине начинает свою работу Православное Палестинское Общество, в уставе которого среди прочих задач значилась не только забота о прибывающих на Святую Землю русских паломниках, удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Кроме этого, ИППО ставило целью "ознакомить русский народ с настоящим и прошедшим Святой Земли, чтобы тем послужить для духовного единения между Россией и Матерью Церковью".

Первые фотографы сталкивались с техническими сложностями. Чего стоит длительность выдержки, которая порой доходила до пяти-десяти минут. Поэтому мастерам приходилось фотографировать в самую жару, в полдень, когда улицы были безлюдны, или нанимать местных жителей, чтобы те позировали перед камерой, не двигаясь. При этом большинство населения откровенно побаивалось черного выпуклого глаза фотокамеры.

Впрочем, у технических ограничений была своя положительная сторона, которая состояла в невозможности использовать камеру в любой момент. А потому снимки были более корректными; говоря современным языком, черный пиар с помощью фотографии был просто немыслим. Более того, в основной своей массе фотографы того времени были профессиональными художниками и, как следствие, выверяли и продумывали до миллиметра композицию и ракурс, стараясь преподнести объект съемки максимально красиво, раскрыть его индивидуальность, его сущность. К тому же карточки с видами Палестины пользовались спросом и приносили доход. Но чтобы продать снимок приезжему путешественнику в Иерусалиме или богатому горожанину где-нибудь в парижском или лондонском магазине, нужно было создать настоящий шедевр". (Отпечаток Палестины. Дарья Рощеня)

Палестинская коллекция фотографий ИППО хранится ныне в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге. До недавнего времени весь массив этих изображений оставался труднодоступным для ознакомления и изучения, отдельные снимки из неё можно было увидеть лишь на редких фотовыставках. Проект издательства "Индрик" открывает возможность увидеть сохранившиеся кадры более, чем вековой давности, запечатлевшие одну из страниц истории Святой Земли. Благодаря проекту, на нашем сайте фото из этой коллекции уже используются для иллюстрации исторических статей.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, в рамках проекта "Коллекция фотографий Императорского Православного Палестинского Общества в Государственном музее истории религии", № 07-01-03801в.

В проекте участвуют сотрудники Музея, научные силы ИППО, Русская Православная Церковь, издательство "Индрик".

В настоящее время сайт находится в процессе наполнения, изображения доступны, но комментарии к фото еще не все написаны. http://palestina.rus-ico.ru/

РЕКЛАМА