поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
08 июля 2010  распечатать

Ольга Гуманова

Женись, пока молодой

Источник: Интерфакс-Религия

Работая над публикациями о семье и браке, я проводила небольшие опросы среди православной молодежи о том, каким они желали бы видеть своего будущего спутника жизни. Конечно, беседы с несколькими сотнями людей нельзя назвать репрезентативными выборками, однако некоторые тенденции явно просматриваются.

Главное требование православных девушек к будущему супругу – "чтобы зарабатывал", "обеспечивал", "содержал семью", "имел стабильный и высокий доход". В семье непременно должно быть традиционное распределение ролей – "муж-добытчик", "жена-домохозяйка". На вопрос о том, почему муж обязательно должен много зарабатывать, девушки отвечали: "Чтобы можно было рожать детей, сколько Бог даст", "создать настоящую православную многодетную семью". Любопытно, что того же мнения, и даже в большей степени, придерживаются и невесты за тридцать, которые вряд ли станут мамами пяти-семи и большего количества детей уже по чисто физиологическим причинам.

Представления юношей о будущей супруге и цели предстоящего брака крайне размыты. Пожалуй, наиболее частое пожелание женихов лет до 25-ти – "чтобы было, о чем с ней поговорить". Мужчины за тридцать начинают придавать большое значение возрасту невесты – "не старше 25-ти, 20-ти..." – далее вспоминаются рамки Уголовного кодекса, который, впрочем, признается ими весьма несовершенным по сравнению с законодательством Византии, где вступать в брак можно было с 12-15 лет. Даже имеющие за плечами два-три расторгнутых брака вспоминают про девственность – "женюсь только на девушке без прошлого".

Однако ни женские, ни мужские ожидания от "православного брака" не совпадают с тем смыслом, который вкладывал в создание семьи святой апостол Павел. "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену", – пишет он в Первом послании к Коринфянам. "Брак есть врачество, истребляющее блуд", – соглашается с апостолом в своем толковании святитель Иоанн Златоуст. Известный афонский старец Паисий тоже советовал молодым людям пораньше – лет до 24-25 – вступать в брак именно по этой причине – чтобы не впасть в блудный грех.

Поэтому популярная в наше время семейная модель – "сначала заработай, а потом женись, ближе к сорока" – не выдерживает с христианской точки зрения никакой критики. Что должен делать "зарабатывающий на будущую семью" мужчина до 30-40 лет, хм... в сексуальном плане? Усмирять плоть отжиманиями от пола и холодным душем? Простите, не верю – все мы живые люди из плоти и крови. Жизнь монахов-подвижников – другая тема, она должна протекать за монастырскими стенами в аскетической практике поста и молитвы, а не среди большого города с мелькающими женскими ножками. Вступать в легкие, быстротечные, ни к чему не обязывающие связи со многими прекрасными девушками? С православной точки зрения это тяжкий грех, за который по канонам полагается на много лет отлучать от причастия, а с точки зрения практической этого просто не бывает. Это только в кино герой Хью Гранта сегодня завлекает в свою роскошную спальню фотомодель, а завтра – известную актрису. Реальный же наш холостой современник переживает тяжелое похмелье гораздо чаще оргазма.

Многие люди сегодня считают слово "целомудрие" синонимом "воздержанию" или "девственности", хотя это отнюдь не так. Целомудрием можно назвать и здоровую, полноценную супружескую жизнь без измен даже в мыслях.

Брак – это средство сохранения целомудрия. Правда, странно бы звучало заявление: "Сначала я заработаю много денег, куплю новую мебель и бытовую технику, а потом установлю в своей квартире дверь и врежу в нее замок"? Говорящий так рискует уже в первый день обнаружить в своем жилище лишь голые стены, если не лежбище пьяных бомжей. Точно так же, если иметь в виду христианскую цель брака, абсурдно звучит утверждение: "Сначала заработаю, потом женюсь". Сначала растеряю целомудрие, а потом, когда от него уже и следов не останется, вступлю в брак, призванный целомудрие хранить.

Многие миссионеры отмечают, что, выступая перед светской молодежью, темы отношений полов лучше вообще не касаться – настолько далеки реалии современной жизни от церковных требований. Действительно, когда современному молодому человеку проповедники говорят "не блуди", он воспринимает это как "сиди один и постись", а потому сразу готов послать миссионера в "пешее эротическое путешествие". Молодым людям даже в голову не приходит, что в их "нежном возрасте" можно вот так просто взять и вступить в брак и начать жить здоровой полноценной жизнью на законных основаниях. А ведь всего одно поколение назад родители этих самых юношей и девушек довольно часто вступали в брак еще студентами, и это никого не удивляло. Правда, в советское время молодым семьям давали льготное жилье. Но вы ведь не рассуждаете так: "Пока не куплю квартиру в экологически чистом районе, не буду дышать воздухом". Брак – естественное состояние человека, это удел всех, кто не призван к монашеству, а не привилегия только лишь богатых и успешных.

Пожалуй, лучший показатель эффективности работы той или иной православной молодежной организации – это когда в ней часто играют свадьбы. Например, в Патриаршем центре духовного развития молодежи при Свято-Даниловом монастыре в Москве или в липецком молодежном центре "Экклезиаст" женихи и невесты в возрасте около двадцати – типичная картина, а годам к двадцати пяти семейные и увешанные детьми составляют большинство. Гораздо печальнее наблюдать такую картину: при храме собирается молодежь, проходит лет десять – при том же храме собирается все та же "молодежь", только розовощекие юноши за это время превратились в унылых бородатых дядек в поношенных свитерах, а резвые девицы – в засыхающих старых дев, метущих юбками пол. За десять лет макания чайных пакетиков в кипяток общине не удалось решить такую проблему, как инфантилизм.

Примечательно, что те самые "настоящие православные многодетные семьи", о которых мечтают участники проведенного нами опроса, в итоге получаются у тех, кто изначально не ставил перед собой цели "соответствовать". Они просто не побоялись любить.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Ольга Гуманова

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

17.07.2019

Около 60 тыс. человек приняли участие в "Царском крестном ходе" в Екатеринбурге

Во Франции принят закон о реставрации сгоревшего Нотр-Дама

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством организовал очередной Евразийский форум казачьей молодежи

16.07.2019

Молодоженов будут пускать без очереди к мощам Петра и Февронии в храме Христа Спасителя

Трое священников перешли из Константинопольского патриархата в РПЦЗ

Троицкий храм при бывшем приюте Бахрушиных отреставрируют за счет бюджета Москвы

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с делегацией католического фонда "Urbi et orbi"

Председатель ОВЦС встретился с руководителем Центра межрелигиозного диалога Организации по культуре и исламским связям Ирана

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.07.2019

Информационно-аналитический портал "Материк":
Дмитрий Мышецкий
"Спящие" православного Екатеринбурга?

28.06.2019

Коммерсантъ:
Путин считает, что либеральная идея изжила себя

23.06.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Николай Данилевич
В Киеве бунтуют против томоса. Те, кто его добивался. Интервью с протоиереем Николаем Данилевичем

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты