Ольга Гуманова Женское, но дерзновенное Источник: Интерфакс-Религия Неправильно было бы утверждать, будто Союз православных женщин возник одномоментно. Женские православные организации уже не первый год работают в различных епархиях, и не первый год идет речь об их сотрудничестве как друг с другом, так и с организациями светскими. Решение о создании новой общественной организации было принято еще в декабре минувшего года на I Всероссийском православном женском форуме. Тогда же эту инициативу одобрил на заседании Священный Синод. Организация будет иметь международный характер и создается по благословению патриарха Кирилла.
В Московском патриархате с женским Союзом связывают большие надежды. "Я думаю, эта организация очень нужна, на нее есть общественный запрос. Она обладает огромным потенциалом реального влияния на наше общество", заявил на учредительном собрании глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, по мнению которого православное женское движение должно быть "дерзновенным, должно не бояться ставить самые серьезные вопросы перед властью и обществом", делать заявления по самым разным темам, инициировать законотворческие процессы, "предлагать свои варианты решения экономических, политических и иных общественно значимых проблем".
Если говорить о том, что уже есть в наличии, а не о том, что еще только хотелось бы создать, то в женской церковной и околоцерковной активности можно отметить два направления. Первое это воинственные, политизированные дамы, обязательно находящиеся в непримиримой оппозиции к власти и гневно обличающие ее. Второе женщины подчеркнуто аполитичные, домашние. В их кругу принято разделять темы на мужские и женские. К женским, по их мнению, относятся темы семейных отношений, беременности, родов, грудного вскармливания, стиля одежды и кулинарии. Богословие считается приемлемым только в осторожной форме "вопросы батюшке", политика в стихах и песнях о любви к России, которые можно разучить вместе с детьми. Для женщин с подобной жизненной философией издается немало православной литературы, но это то, что делается не женщинами, а для женщин, читательницам же здесь отводится пассивная роль. Авторы всевозможных "Энциклопедий православной кухни" могут быть любого пола и любых политических убеждений главное, что гарантирует спрос на их продукцию, это способность убедить женщину в том, что, существуя в своем уютном мирке, она права, и нет объективных причин его покидать.
Оба дискурса и "православных валькирий", и "детско-кухонно-церковный" проистекают из сугубо мужского, брутального православно-патриотического дискурса, сформировавшегося в позднесоветское время. Когда бородатые мужчины собирались на кухнях, пили водку, цитировали Сергия Нилуса и рассуждали о том, каким путем в России восстановится монархия, женщинам тоже хотелось принять в этом какое-то участие, но правый дискурс не предлагал широкого простора для маневра. Оставаясь в координатах этой реальности, женщина могла либо вынести за скобки свой пол и стать просто товарищем, как все, брутальным и агрессивным, либо исполнять роль домостроевской жены, молча подавая к водке закуску.
Если участницам женского православного движения удастся развить активность и при этом сохранить женский взгляд на мир и женскую модель поведения, это станет их главным успехом. "Сущность справедливости состоит именно в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми", писал философ Иван Ильин, имея в виду как социальные, так и половые различия.
Союз православных женщин может выступить эффективным инициатором диалога между светскими женскими организациями и Церковью. Многим российским женщинам переступить церковный порог мешают страхи и ложные стереотипы: "Церковь это место, где женщин унижают, заставляют носить бабушкины платки и уродливые длинные юбки, беспрекословно слушаться мужа, даже если он самодур, распускающий руки". В свою очередь женщины православные часто не могут найти понимание ни в светском обществе, ни в Церкви. "В миру" часто с агрессивной неприязнью относятся к многодетным, домохозяйкам, к тем, кто не считает главными ценностями материальный успех и следование моде. Но и церковная община, если таковая сложилась, не дает женщине чувство уверенности в правильном выборе жизненного пути. "Муж бросил жену с четырьмя детьми и женился на молоденькой? Ну и правильно, ведь его бывшая-то совсем перестала за собой следить, располнела и стала неинтересной", подобное не удивительно услышать и в церковной ограде. А ведь уверенность женщины в том, что, делая выбор в пользу традиционной семьи, она права, она "спасается чадородием" одно из важнейших условий существования семейного института.
Новой организации есть чем заняться. Например, до сих пор женщине, на которую оказывают давление врачи или члены ее семьи, принуждая к аборту, в принципе некуда было пожаловаться. Теперь о подобных случаях можно будет сообщать на горячую линию Союза. Также православным женщинам есть смысл потрудиться над тем, чтобы между феминизмом и правом женщины на аборт перестали ставить знак равенства. Существуют ведь в той же Германии католические женские организации социалистического толка, которые выступают за права женщин, но в то же время считают аборт и абортивную контрацепцию детоубийством.
Одна из важных задач научить общество с уважением относиться к труду домохозяек и многодетных матерей, помочь им стать более защищенными социально, в том числе и путем законотворческих инициатив.
Есть мнение, что в женских коллективах более агрессивно протекает борьба за лидерство, и это может пагубно отразиться в том числе и на новосозданном Союзе. В Союзе православных женщин еще нечего делить, кроме "портфелей" с планами не выполненной пока еще работы и ответственности за нее. Сможет ли эта организация стать заметной общественной силой покажет время.
|