поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
22 декабря 2003  распечатать

Основные положения социальной программы российских мусульман

I.1. Основы вероучения

Слово "Ислам" в переводе с арабского языка означает "быть спокойным, находиться в мире" и в религиозном смысле означает "преданность Богу", "мир с Богом". Традиционное мусульманское приветствие "ас-саламу алейкум!" переводится с арабского как "мир вам!".

Ислам как религия преданности Богу берет свое начало от Адама (АС), которому Творец дает первые заповеди, и завершает свое формирование через ниспослание пророку Мухаммаду (САС) Корана в виде завершенного свода Божественных законов и религиозного учения.

Специфическими чертами Ислама являются:

  • вера во Всемогущего Единого и Единственного Бога – Аллаха, Творца вселенной, Господа миров, не выразимого в образах и предметах тварного мира, недоступного для людей, открывающего Свою волю лишь через избранных Им Самим пророков и посланников;
  • признание Божественным Откровением только тех текстов, которые не сотворены по воле кого-либо из людей и даны Самим Творцом через Его посланников и сохранились доныне без изменений и искажений;
  • признание последним и самым достоверным Откровением Бога всему человечеству Священного Корана, разъясняющего предыдущие пророческие послания и подтверждающего преемственность учения пророков Единобожия, начиная от Адама и завершая Мухаммадом (САС);
  • признание Мухаммада (САС) истинным и последним пророком Аллаха;
  • признание Сунны Пророка Мухаммада (САС), т.е. его поступков, деяний и высказываний, зафиксированных в достоверных хадисах (изречениях) Пророка, примером и образцом для решения различных вопросов в жизни человека и общества.

В широком смысле Ислам как свод Божественных законов (дин), определяющих жизненный уклад верующего, заключается в:

Богопочитании (Ислам); вере (иман); добродетели (ихсан).

Основу теологического учения Ислама составляет “таухид”, в котором заключена наиболее высшая и законченная форма Единобожия и заключается в вере в Единого Бога – Аллаха и поклонении Ему Единственному. Религиозное учение Ислама состоит из 5 разделов.

I.2. Столпы Богопочитания

Учение Ислама в соответствии с изречениями Посланника Аллаха Мухаммада (САС) основывается на пяти столпах, признание которых обязательно для каждого мусульманина:

1) принятие веры (иман) сердцем и словесное исповедание (шахада) Единобожия и пророческой миссии Мухаммада (САС);
2) обязательное совершение пять раз в день поклонения Аллаху (намаз, салят);
3) соблюдение один раз в год в течение благословенного месяца Рамазан поста (ураза),
4) обязательное пожертвование части своего имущества на духовные и благотворительные цели (закят),
5) совершение один раз в жизни паломничества в Мекку (хадж) при наличии возможности.

I.3. Столпы веры.

Вероучение Ислама в наиболее содержательном виде изложено в полной формуле Веры (иман), включающей в себя 6 основополагающих постулатов: “Вера в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Судный день, в предопределение Аллаха”.

Вера в Аллаха является обязательной для всякого человека, ибо только через нее можно достичь счастья в жизни земной и жизни будущей. Аллах является Всемогущим и Всевышним, Ему нет равных. Он лишен всяких недостатков и не может быть сравним ни с чем и ни с кем. У Него нет тела, образа и лика. Он везде и повсюду, но у Него нет места обитания. Аллах вечен, никогда не исчезнет, Он никем не сотворен, не рожден и не умрет.

Мусульмане верят в ангелов, которые в большом числе обитают возле Аллаха, беспрекословно подчиняются Всевышнему, непрестанно возносят хвалу своему Творцу, поклоняются Ему и выполняют все Его приказания.

Мусульмане верят в посланников – лучших из людей и лучших из пророков. Они направлены Всевышним к различным народам мира в разные времена, чтобы открыть людям предписания Веры и Богопочитания. Первым пророком и посланником был Адам (АС), а последним - "печатью пророков" - стал Мухаммад (САС).

Мусульмане верят в священные писания, ниспосланные Всевышним через посланников. Благодаря Божественному Откровению посланники доводили до своих народов истину и разъясняли предписания Веры и Богопочитания. До нас в неизменном первоначальном виде дошел только Коран – последняя священная книга, ниспосланная на землю, а все остальные подверглись искажениям и изменениям со стороны людей. Поэтому, основываясь на Коране, человек может встать на прямой путь и достичь счастья и благополучия в жизни земной и будущей.

Мусульмане верят в предопределение (кадар), смысл которого заключается в том, что все дела и события, которые имели место или произойдут в будущем, известны Всевышнему. Мусульмане верят, что все предопределено Аллахом, а люди могут изменить что-либо в жизни только благодаря тому, что Аллах дает им силы и волю для совершения этого.

Мусульмане верят в будущую жизнь, ибо все наше земное существование и все творения Аллаха не вечны. Мир исчезнет в один миг, придет день Суда, и все люди должны будут ответить за свои дела. Они воскреснут и предстанут перед Творцом. Неверующие попадут в ад и будут подвергнуты вечному наказанию. Праведники и мученики попадут непосредственно в рай, а те верующие, кто заслужил наказание за свои грехи, попадут в рай только после очищения в аду.

Однако человек, который формально признал эти столпы веры, может сам себя вывести за рамки Ислама публичным свидетельством отказа от столпов Ислама или столпов веры. Формой такового отказа могут стать и слова, и умышленно совершенные греховные дела, явно отрицающие веру в заповеди Всевышнего Аллаха, изложенные в Коране и в Сунне Пророка (САС). Так, например, Пророк (САС) сказал:

"Тот, кто старается усилить позиции угнетателя (притеснителя), осознавая, что он действительно угнетатель, тот уже покинул Ислам". (Байхаки). Только в случае раскаяния, возмещения убытков и совершения добрых дел человек Всевышний Аллах, по свидетельству Пророка (САС), простит этого человека.

I.4. Искренность и добродетель

Богопочитание и Вера мусульманина, в конечном итоге, находят проявление в искренности и добродетели (ихсан). В Священном Коране говорится:

Благословен тот, в руках чьих власть,
кто властен над всем сущим, кто сотворил смерть и жизнь,
дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть,
кто же лучший из вас по деяниям.
Всемогущ Он, Всемилостивый! (Коран, 67:1-2).

Добродетель является мерилом веры и Богопочитания и проявлением их в делах человека в жизни земной, а в жизни вечной за нее будет дана награда.

Да! Тем, кто обратил к Богу лик свой, кто добро творит,
будет награда от Него; нет им нужды опасаться [кары],
и не будут они опечалены (Коран, 2:112).

I.5. Традиционные российские течения и школы Ислама

Главными течениями Ислама являются суннизм и шиизм. Российские мусульмане в большинстве своем являются суннитами. Сунниты – приверженцы Сунны (традиции) Пророка как образца для подражания. Суннизм окончательно оформился в Х веке, выражая обычаи, теорию и практику большинства мусульманской общины. Это прежде всего ориентация на правильную доктрину, являющуюся золотой серединой между крайностями. Отсюда и характерный для суннитского ислама прагматизм, установка на узаконение утвердившихся убеждений, обрядов и институтов. Последние считаются результатом согласия мусульманской общины.

Из четырех школ ("мазхабов") суннитского права среди российских мусульман распространение получили ханафизм (основатель имам Абу-Ханифа, ум.767) и шафиизм (основатель имам Аш-Шафии, 767-820). Остальные два: маликизм (основатель Малик ибн-Анас, ум. 794) и ханбализм (основатель Ахмад ибн-Ханбал, 780-855) в России распространения не имеют.

Толки различаются между собой по теории и методологии права, а также по некоторым частностям ритуала, но все они считаются одинаково законными. Такая терпимость к идеологическому многообразию в целом свойственна суннитскому исламу.

Суфизм в Исламе сам по себе не является течением, стоящим в одном ряду с суннизмом и шиизмом, но выражает мистико-аскетическую тенденцию того и другого. Учение суфизма отличается обращенностью к внутреннему миру верующего, к его душевным переживаниям, к созерцанию. В целом, суфизм выступает как чрезвычайно многоликое явление, в котором уживаются самые различные духовно-нравственные ориентации.

II. Права и свободы человека

Всевышний сказал Своему Пророку (САС):

А если бы пожелал Твой Господь,
тогда уверовали бы все до одного, кто есть на земле.
Так неужели ты станешь принуждать людей к тому,
чтобы они стали верующими? (Коран, 10:99).

Принятие веры в Бога - индивидуальное дело каждого человека, и если даже Своему Пророку Творец не дал права принуждать людей в выборе своих убеждений, то и никто другой тем более не вправе этого делать.

Таким образом, права и свободы человека в Исламе установлены прямой волей Всевышнего Творца, а не субъективными желаниями и чувствами или человеческими сочинениями. Это имеет принципиальное значение, так как права, провозглашенные человеком, относительны и точно так же могут быть изменены или отменены человеком - например, по воле земного правителя. Воля же Аллаха вечна и неизменна, и никто из людей не вправе ее нарушать.

Если права и свободы человека рассматриваются вне понятия вечной жизни, даруемой Аллахом, а именно - лишь как средство достижения благ земной жизни, то в этом случае нет объективного критерия, по которому могут быть четко проведены границы человеческой свободы, за которыми начинаются аморальность, произвол, анархия и тирания. Как сказал Пророк (САС): "Если бы людям давали все, на что они претендуют, то жизнь и все имущество нации были бы потеряны".

Согласно учению Ислама права и свободы человека устанавливаются по воле Всемогущего Творца как необходимое и позитивное средство достижения счастья в вечной жизни. Поэтому исламское учение придерживается "золотой середины" в понятии человеческой свободы.

Основные права и свободы человека установлены Самим Богом, доведены до людей через Его пророков, окончательно сформулированы в последней пророческой книге - Священном Коране, и потому никто из верующих не вправе ни отменять, ни изменять их ни самолично, ни коллегиально.

Общество и государство должны признавать и уважать право человека на вечную жизнь, даруемую Творцом! Это право для мусульманина предстает в качестве главного критерия при определении границ всех остальных прав и свобод, сформулируемых обществом в терминах гражданского законодательства.

Особенность Ислама заключается еще и в тоом, что он не разделяет "духовное" и "мирское", а соединяет их в единую реальность, где цель и средства находятся в гармонии. Ислам предлагает человечеству эталон цельной и здоровой личности с чувством собственного достоинства и осознанием своих неотъемлемых прав и свобод. Откровение Всевышнего Аллаха устанавливает основные правила социального поведения мусульман, позволяющие каждому человеку сохранять и реализовывать без ущерба для себя и для других свою Богом данную свободу.

Права человека в его земном бытии нуждаются в защите, поскольку человек, совратившийся ко греху, может нанести вред себе и другим. Поэтому для защиты прав и свобод человека в соответствии с предписаниями Ислама устанавливаются оющественные и государственные механизмы, изолирующие преступников, которые должны понести справедливое наказание уже в этой жизни.

Выработка человечеством в XVIII-XX веках деклараций и законодательных документов по правам человека свидетельствует о величии человеческого духа, стремящегося из тьмы невежества к Истине, прописанной в начале II века в тексте Корана, в котором земные права и свободы человека даны в полном объеме и в их связи с его вечным предназначением. И только в связи с Божественным Откровением права и свободы из словесной декларации могутстать повседневной реальностью для всех людей независимо от их пола, происхождения и национальности.

Основные права и свободы человека, данные Всевышним Аллахом, в том числе и для современного многоконфессионального общества, были сформулированы в "Каирской Декларации прав человека в Исламе", принятой всеми мусульманскими государствами - членами организации "Исламскя Конференция" 5 августа 1990 года.

II.1. Свобода совести и свобода вероисповедания

В Коране сказано:

Скажи: "Исходит истина о Бога твоего:
Кто хочет, тот уверует в Него,
Кто хочет, тот останется неверным" (Коран, 18:29).

В этих словах Всевышнего:
а) указывается путь к вечной жизни;
б) утверждается право на свободу вероисповедания;
в) утверждается право на свободу совести.

Отсюда право на свободу совести и свободу вероисповедания является необходимым условием и средством добровольного вверения себя Единственному Богу и исполнения Его воли, то есть, исповедания Ислама. Это право не может быть ни причиной греха, ни его следствием.

Наличие подобных свобод отнюдь не означает, что человек не несет ответственности перед Всевышним Аллахом в день Великого Суда:

Но многобожники
И те из обладателей Писания,
Которые отвергли веру в Бога,
Гореть навечно будут в адовом огне (Коран, 98:6).

Однако Пророку (САС) было сказано:

... тебе дано предупреждать,
А не вершить над ними (суд) (Коран,88:21-22).

Наказание неверующих является исключительной прерогативой Всевышнего Аллаха и относится к будущей вечной жизни, так что никто из людей не вправе присваивать себе в этой жизни полномочия судить других людей за их религиозные убеждения.

"Нет принуждения в религии" (Коран,2:256) - этот аят является фундаментом для практической реализации права на свободу човести и свободу вероисповедания. Это право - необходимое условие существования мусульман как в мусульманском государстве, так и в качесвте граждан немусульманского государства, ибо только при гарантиях этого права мусульмане могут исполнять в полном объеме установления Аллаха. "Ислам - религия свободы выбора. Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в другую веру или навязывания атеистических убеждений" (Каирская Декларация. Статья 10).

При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с нмими на основе заключенного договора.

II.2. Право на жизнь, честь и достоинство; право на имущество

В Священном Коране говорится:

Не убивайте душу, - ведь Аллах
Её запретной (для убийства) сделал, -
Иначе как по праву (Коран,17:33).

Убивший умышленно человека считается как бы убившим всё человечество и подлежит самому суровому наказанию. Всевышний Аллах говорит, согласно изречениям Пророка (САС):

"О слуги мои, Я запретил любые притеснения по отношению к Себе и запретил его вам по отношению друг к другу, а потому не посягайте ни на честь, ни на имущество, ни на жизни друг друга".

Посланник Аллаха (САС) также сказал: "Поистине ваш кров и имущество ваше неприкосновенны". Это значит, что никому не разрешено лишить человека жилья и его имущества без законного на это права. Более того,имущество человека - это материальная основа его свободы и его жизни по заповедям Всевышнего Аллаха, и человек обязан защищать его. В случае гибели при защие от агрессора своей веры, своей семьи, своей Родины, своей чести и своего имущества мусульманин считается шахидом (праведником).

II.3. Право на равенство. Запрещение всех форм дискриминации.

В Коране впервые на земле утверждены свобода, равенство и братство не только в качестве личной добродетели, но и в качестве обязательных для верующих норм социального поведения.

"Все человеческие существа образуют единую семью, подчиняются Единому Богу и произошли от одного человека - Адама. Все люди, независимо от цвета кожи, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, общественного положения, обладают одинаковыми правами и человеческим достоинством...

Все люди рождаются свободными, и никто не имеет права брать кого-либо в рабство, унижать, угнетать и эксплуатировать. Есть только одно подчинение - Всевышнему Богу. Колониализм любого рода... должен быть запрещен. Каждое государство и каждый народ должны сохранить свои независимость и контроль над своими богатствами" (Каирская Декларация. Статьи 1, 11).

"Исключительного", "богоизбранного" народа нет - все люди и все народы избраны Богом и могут первенствовать перед другими лишь в благочестии, а люди - также и в своих талантах.

Пророк Мухаммад (САС) сказал: "Не относится к нам тот, кто призвает к нетерпимости, и не относится к нам тот, кто сражается, побуждаемый нетерпимостью, и не относится к нам тот, кто умер в своей нетерпимости".

II.4. В Священном Коране утверждаются также права:

  • на безопасность, правосудие, защиту от злоупотребления властью, убежище от гонений;
  • на образование, социальную и медицинскую помощь;
  • на труд и справедливое вознаграждение за него;
  • на участие в управлении общественными и государственными делами.

III. Ислам и социальные проблемы

Для Ислама характерны социальная направленность учения, пристальное внимание к проблемам земной, повседневной жизни человека. Российские мусульмане стремятся неукоснительно следовать заповедям Всевышнего Творца, Который в Своем Откровении - Священном Коране - и в Сунне Пророка (САС) дал основу правильного решения всех стоящих перед человечеством социальных проблем.

III.1. Отношение к неимущим

Социальные пороки и личные жизненные трудности не могут быть преодолены, если сам человек не готов изменить свое положение.

Воистину, Аллах не изменяет положения людей,
пока они не изменятся внутри себя (Коран, 13:11).

Пророк (САС) сказал: "Вы не войдете в рай, пока не уверуете, а не уверуете вы до тех пор, пока не полюбите друг друга. Что нужно сделать, чтобы вы полюбили друг друга? – Желать друг другу мира!"

Человек ответственен перед Творцом за свою земную жизнь. Обладая здравым умом и физическим здоровьем, он не имеет права не трудиться и зависеть материально от других. Однако оказание помощи нуждающимся, малоимущим, обездоленным, престарелым людям, сиротам является одной из основ веры:

…сироту не притесняй, просящего не отгоняй,
а о милости твоего Господа возвещай (Коран, 93:9-11).

Для помощи нуждающимся используется закят, а также закят аль-фитр – узаконенный обязательный налог (2,5% от личных доходов сверх необходимого):

Тем, кто тратит свое имущество во имя Аллаха
и не сопровождает это попреками и обидными воспоминаниями,
уготована награда у Господа.
Им нечего страшиться, и не будут они огорчены (Коран, 2:261-262).

III.2. Ислам и семья

Пророк (САС) сказал: "Есть четыре обстоятельства, при которых по милости Господней открываются небесные врата:

Когда идет дождь,
Когда ребенок глядит на лица своих родителей,
Когда распахиваются двери Священной Каабы и
Когда заключается брак".

В Исламе "умерщвление плоти", в том числе монашество, запрещено. "Одна молитва с двумя поклонами, совершаемая женатым человеком, более угодна Аллаху, чем ночные молитвы и дневной пост, совершаемые холостяком на протяжении всей жизни" (Изречения Пророка).

Российские мусульмане направляют свои усилия на укрепление семьи, поскольку семья передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и опыт, воспитывает в них трудолюбие и духовность. В ней познаются такие понятия, как супружеская любовь, как отцовство и материнство, любовь и уважение детей к родителям и родителей к детям.

Ислам категорически запрещает проявлять к своим домашним ненависть или вражду и разрывать с ними отношения. Так, Пророк (САС) сказал: "Разрывающий отношения со своими родственниками не войдет в рай".

На вопрос: "Кто из людей достоин более всех хорошего отношения?", Пророк (САС) ответил: "Твоя мать". – "А кто после нее?" – Пророк ответил: "Твоя мать". – "А кто еще?" – Пророк ответил: "Твой отец".

В Исламе регламентирована процедура заключения брака на основе брачного договора. Ислам развил правила брачного договора и возвел его на новую высоту, установив гармонию между личным и социальным. Несмотря на серьезные изменения в современном обществе, семья продолжает оставаться первичной ячейкой общества, одним из важнейших его социальных институтов.

Ислам устанавливает, что отношения между супругами не должны быть основаны на принуждении. Обязательная моногамия как институт внешнего принуждения сама по себе не может привести к возникновению любви и гармонии в браке и способствует неофициальной полигамии, при которой процветают многочисленные социальные пороки, а права женщины никак не защищены. Поэтому мусульмане считают допустимым многоженство с заключением брачного договора, устанавливающего права всех сторон, причем на первое место ставится ответственность мужчины за благо всей своей семьи и справедливое отношение ко всем ее членам. В противном случае Всевышний Аллах запрещает мужчине брать вторую жену. Пророк Мухаммад (САС) сказал: "Добродетельные члены моей общины – это (как правило) женатые люди, а большинство грешников – холостяки. Ничто так не любо Аллаху Всемогущему, как дом правоверного, что прочно зиждется на законном браке, и ничто не вызывает у Аллаха Всемогущего большего отвращения, чем дом мусульманина, разрушенный разводом".

III.3. Запреты на употребление наркотиков и алкоголя

Священный Коран категорически запрещает употребление любых дурманящих средств: алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ:

О вы, кто веруете, дурманящие зелья, и азартные игры –
более чем нечистота, дьявольские козни;
так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть (Коран, 5:90).

В изречениях Пророка (САС) сказано, что всякое опьяняющее вещество является запретным. Богословским основанием против употребления наркотических средств и алкоголя является тезис, что тела наши созданы Всевышним Аллахом и Аллах Сам запретил всё, что причиняет им вред (по-арабски "запретное" – "харам").

Однако в современном обществе подростки и молодые люди изначально выбирают не наркотики и алкоголь сами по себе, а определенный стиль жизни, в котором дурманящие вещества и извращенные способы получения физического удовольствия рекламируются как средство достижения высшего наслаждения, как цель жизни, в которой нет места духовному самоосмыслению. Этот стиль жизни основывается на философии либерализма, которая увлекает неокрепшие души мнимой абсолютной "свободой от всего", иллюзорным счастьем, которое будто бы достигается безо всяких усилий – простым употреблением наркотической дозы. "Если Бога нет, то всё позволено", – отмечал еще великий русский писатель Ф. М. Достоевский.

На практике философия вседозволенности ведет к полному порабощению души, попадающей в зависимость от извращенных способов получения телесных удовольствий, к стремительному разрушению здоровья и к утрате нормальных социальных связей. Поэтому первичным звеном в борьбе с наркоманией и алкоголизмом должно стать воспитание человека с детства в духе приверженности подлинным ценностям: религиозным и национальным традициям, культуре человеческого духа, идеалу счастья в крепкой и здоровой семье.

Однако победить такие страшные пороки, как наркомания и алкоголизм, возможно только комплексным применением мер как религиозно-воспитательного, так и государственно-административного воздействия. Для этого требуются согласованные действия и религиозных деятелей, и государственных структур, и общественности, и средств массовой информации. Мусульманские организации со своей стороны готовы к тесному сотрудничеству в целях преодоления алкоголизма и наркомании.

IV. Наука, культура и образование

Ниспослание Корана Пророку Мухаммаду было начато с аятов, призывающих его читать:

"Читай! Во имя Господа Твоего, который сотворил;
сотворил человека из сгустка. Читай!
Ведь Господь Твой щедрейший, который научил пером;
научил человека тому, чего он не знал" (Коран, 96:1-5).

Ислам по мере своего распространения приносил различным народам свет знаний. Только с распространением Ислама многие народы обрели письменность, а стремление читать и понимать Коран стало причиной распространения грамотности среди мусульман.

В Исламе изначально существует особо уважительное отношение к знаниям и научной мысли, ибо в Коране сказано:

"Воистину, Аллах поднимает тех из вас, кто уверовал
и кому даны знания на высокие ступени.
Ведь Аллах знает то, что вы делаете" (Коран, 58:11).

Вера и знания – вот два основных требования, которые Всевышний ставит перед людьми. Вера делает людей праведными и чистыми в жизни и будущей, а знания поднимает их на высокое место.

Развитие грамотности естественным образом приводило к развитию научной мысли у мусульманских народов. Средневековая арабо-мусульманская литература, сочинения мусульманских авторов по медицине, истории, географии, астрономии и многим другим наукам составили золотую сокровищницу научной мысли человечества и дали толчок развитию европейской науки.

У всех мусульманских народов России исторически арабская письменность до 1917 года лежала в графической основе их языков. Более того, единство графики позволяло разным тюркоязычным народам иметь общий литературный язык (койне), который был понятен всем грамотным людям. И хотя российские мусульмане имели возможность получать образование только в мусульманских религиозных учебных заведениях-медресе и не могли поступить в университеты и другие высшие учебные заведения, из их числа вышли знаменитые богословы, историки, географы, в том числе Шихабетдин Марджани, Галимджан Баруди, Ризаэддин Фахреддин и другие.

После отделения церкви от государства и школы, применения репрессивных мер по отношению к религиозным деятелям, мусульманская наука и образование в России пришли в страшное запустение. Замена арабской графики на латынь, а затем на кириллицу привела к окончательному отрыву новых поколений мусульман от своих научных, богословских и нравоучительных истоков. К началу 1930-х годов была полностью уничтожена система религиозного образования, а старое поколение мусульманских ученых эмигрировали или ушли в мир иной. Открытое после окончания Великой Отечественной войны медресе “Мир-Араб” в Бухаре, а также Исламский институт имама Аль-Бухари в Ташкенте, основанный в 1980 году, едва-едва справлялись с задачей подготовки имамов для Узбекистана, и отнюдь не ставили целью подготовку мусульманских богословов и ученых.

В существующих ныне условиях свободы вероисповедания перед мусульманами стоит прежде всего задача возрождения религиозного образования, нацеленного на подготовку широко образованных, грамотных священнослужителей, способных вести проповедническую работу в условиях 21 века. В этой сфере очень важным является также их воспитание в духе мира, согласия, уважения свобод и прав, взглядов и убеждений других людей, что возможно только при сохранении и упрочении течений и школ Ислама, традиционно присущих российским мусульманам. В ближайшей перспективе и подготовка нового поколения теологов, специалистов по толкованию священных текстов Корана и хадисов, историков Ислама и других специалистов. Пророк Мухаммад (САС) сообщил в одном из хадисов: “Ангелы простирают свои крылья над теми, кто идет в поисках знаний”.

Для Ислама не является характерным разделение науки на религиозную и светскую, и исторический опыт показывает, что из среды религиозно образованных мусульман вырастали и всемирно известные специалисты по медицине, как Ибн Сина, астрономии Улугбек, философии Аль-Араби и т.д. Совершенно естественно, что в современном российском обществе в условиях утвержденного законами разделения образования на светское и религиозное для мусульман является насущной проблемой определить их отношение к светским наукам, зачастую стоящим в своих постулатах на атеистических позициях. Если утверждения представителей светской науки соответствуют основным положениям Ислама, то они будут приняты верующими, но мусульмане не могут принимать как основополагающие любые утверждения, отрицающие существование Бога, поскольку они противоречат главному столпу Ислама - единобожию. Более того, обязанностью мусульман является борьба с распространением подобных утверждений среди своей уммы. Не отрицая право людей на свободу совести, мусульмане отстаивают и свое право на воспитание своих детей в духе истинного Единобожия и на их обучение в духе Ислама.

С другой стороны, в условиях обязательного среднего образования сохранение его светского характера должно обеспечить равноправное положение всех религий по отношению к государственной школе и не допустить, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах какого-либо одного вероучения. Обучение религии должно оставаться добровольным и вне рамок обязательной программы.

Для мусульман России культурные традиции являются источником их национально-религиозного самосознания и играют огромную роль в их жизни. Хотя годы атеистической пропаганды нанесли значительный урон культурным и религиозным традициям мусульман, каждый мусульманский народ сохранил самобытные черты своей культуры, и в настоящее время очень важно подвести под них правильную религиозную основу, найти пути гармоничного сочетания религиозных чувств верующих и национальных культурных традиций народов.

V. Ислам и нации

По Исламу, все человеческие существа образуют единую семью, сотворенную Богом, и в своих деяниях они зависимы от Божественной воли. Они имеют одного праотца – Адама.

“Вначале люди были общиной единой, но разошлись они.
И если бы прежде не было произнесено Господом твоим слово,
то были бы устранены разногласия их” (Коран, 10:19).

Понятие нация для мусульман увязывается с такими терминами, как 1) “шааб” - народ, объединенный общностью территории, культуры и языка; 2) “кабиля” - племя, объединенное близостью родственных уз; 3) “умма” - община, большая группа людей, объединенных узами духовного родства и религиозного вероучения. Что касается первых двух категорий, то Коран ясно показывает единое происхождение всех людей: и мужчин, и женщин, различных народов: “О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга.

Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный” (Коран, 49:13).

Таким образом, в Исламе нет деления народов на лучшие и худшие, отсутствует утверждение об исключительности кого-либо только по происхождению или по половой принадлежности. Сам Пророк Мухаммад учит: “О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть у араба преимущество перед не арабом? Разве есть преимущество у не араба перед арабом? Или же у чернокожего перед белокожим, и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!”. Таким образом, с приходом Ислама на первое место выдвигается не принадлежность людей к какому-либо знатному роду и племени, и принадлежность к общине, стоящей на пути истинной веры, важнее становится духовная близость, а не кровное родство. Именно поэтому в Коране чаще упоминается термин умма - “община”.

“Воистину, община ваша – единая община,
я же – Господь ваш. Так поклоняйтесь Мне!” (Коран, 21:92).

Данное обращение Всевышнего подразумевает, что все мусульмане являются единой общиной, объединенной верой в Аллаха. Что касается последователей других религий и неверующих, то они относятся к другим общинам.

“Если бы захотел Господь твой,
то Он создал бы людей общиной,
одну и ту же веру исповедующей.
Но они остаются различными, за исключением тех,
над кем смилостивился Господь твой” (Коран, 11:118-119).

В соответствии с принципом веры во всех посланников Аллаха мусульмане признают всех истинных пророков, существовавших до Посланника Аллаха Мухаммада (САС).

“У каждой общины есть свой посланник.
Когда посланник этот придет к ним {в день Воскресения},
разрешатся их дела по справедливости
и не возникнет у них обид” (Коран, 10:47).

Исторически мусульмане в России идентифицировали себя прежде всего, как “мусульмане”, т.е. как умму, а не как представителей какой либо территориальной или языковой общности. Если обратиться к произведениям литературы, то выражения “мы, мусульмане” являются в них превалирующими. Да и в целом, в Российской империи в личных документах была фиксация вероисповедания, а не национальности.

Вслед за введением после 1917 года территориально-национального деления на нации и народности, стала устанавливаться национальная идентификация мусульман, и вместо понятия мусульманин, стала прививаться понятия татарин (причем с региональной принадлежностью казанский, астраханский, крымский, сибирский и так далее), башкир, дагестанец, ингуш, чеченец... Естественно, что в настоящее время принадлежность к какой-либо нации или народности стала уже неизбежным атрибутом самосознания каждого человека в нашей стране, но теперь, с возрождением религиозности, у мусульман формируется также осознание их принадлежности к мусульманской умме, прежде всего в рамках той национальности, к которой они принадлежат, но и в рамках всего государства - России. В связи с этим можно сказать, что и теоретически, и фактически сформировалось понятие мусульманская умма России.

Мусульманская умма России прежде всего имеет общее духовное и географическое пространство, совпадающее с границами государства. Ведь сегодня нет ни одной области или республики, где не жили бы мусульмане. Миграционные процессы привели к тому, что мусульмане расселились на всем пространстве России от Калининграда на западе до Камчатки на востоке, от заполярных городов на севере до Дагестана на юге. России сегодня и великая мусульманская держава, численность мусульман в которой больше, чем во многих мусульманских странах. Именно это является основанием для того, чтобы мусульмане чувствовали, что любая точка этой страны является отечеством для них, в этом заключается для российских мусульман источник патриотизма и любви к Родине.

Этот патриотизм имеет исторические корни. И в народных восстаниях против несправедливости властей, подобно восстанию Емельяна Пугачева, и в войне с внешним агрессором, и в Отечественной войне 1812 года, и в крымских баталиях, и в годы Первой мировой войны, мусульмане стояли бок о бок рядом с христианами и проливали свою кровь за Россию. Венцом этого соратничества стали годы Великой Отечественной войны (1941-45), когда все народы России встали на пути грозного врага – германского фашизма и защитили страну. Религиозным памятником этого общего подвига является комплекс храмов в Парке Победы в Москве, где в 1997 году была построена и Мемориальная мечеть.

Но сегодня очень важно, чтобы нигде и никогда не возникло ситуаций, в которых представители разных наций, мусульманских или немусульманских, стали бы апеллировать к собственному превосходству или выискать причины своих проблем в представителях того или иного народа. Всевышний Аллах говорит:

“Воистину, верующие – братья,
так устройте мир между вашими братьями!
Будьте богобоязненными, и да будете вы помилованными!” (Коран, 49:10).

И это является наиболее ярким свидетельством того, что истинно верующий человек не будет источником раздора и конфликта в отношениях с другими верующими.

Мусульманское духовенство России, учебные заведения, ученые и проповедники, объединенные сегодня под эгидой Совета муфтиев России, стоят на позициях упрочения межнационального согласия, мира и спокойствия в обществе.

VI. Отношение мусульман к представителям других религий

VI.1. Отношение мусульман к представителям традиционных религий

В Коране Сам Всевышний Аллах утверждает равноправие представителей других религий по отношению к мусульманам:

"И если бы Аллах не отражал
Одних людей (что злы в своих деяньях)
Другими (что в делах своих добры),
То были б снесены монастыри и церкви,
Синагоги и мечети,
В которых имя Бога поминается сполна.
Аллах, поистине, поможет тем,
Кто правдой Ему служит" (Коран, 22:40).

Это особенно актуально для многоконфессиональных стран, к которым относится и Российская Федерация. Тем самым, изначально отношение мусульман к представителям других религий определяется не субъективными чувствами человека, а волей Всевышнего Аллаха, защищающего всех Своих рабов от принуждения в вопросах веры. Поэтому и Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Поистине, тому, кто обидит живущего на мусульманской территории (не мусульманина) или ущемит его права или возложит на него то, что ему не по силам, или заберет у него что-нибудь против его воли, тому я стану противником в День воскресения!".

Более того, Аллах повелевает всем верующим в Него проявлять доброту и справедливость по отношению к тем, кто еще не пришел к Аллаху – к иноверцам. Таким образом, речь идет не только о веротерпимости, но и о справедливости как социально-нравственном принципе, лежащем в основе поведения каждого мусульманина.

Конкретное выражение справедливости по отношению к иноверцам зависит также и от их собственного отношения к мусульманам. Если с их стороны есть желание жить в мире с мусульманами, не препятствовать свободе вероисповедания, то мусульмане, со своей стороны, должны демонстрировать мир, и более того – должны творить им добро, т.е. содействовать их благополучию.

"Аллах запрета не дает
Вам доброту и справедливость проявлять
К тем людям, что против веры вашей
С вами не сражался,
Не изгонял из дома вас.
Поистине, Бог любит справедливых!" (Коран, 60, 8).

Только в случае агрессии со стороны иноверцев, в случае попытки насильственно лишить мусульман их права на свободу вероисповедания, мусульманин может и должен предпринять адекватные действия и только в той мере, в какой это необходимо для защиты свободы, чести, имущества своей, своих родственников и единоверцев. При этом мирные переговоры обладают безусловным приоритетом перед силовым противостоянием.

Особо выделяются отношения мусульман с "людьми Книги", то есть, с христианами и иудеями, получившими Откровение Всевышнего Аллаха через предшествовавших Мухаммаду пророков (мир им всем).

"Не препирайтесь с обладателями Книги,
Иначе как с достоинством и честью
Используя найлучший довод,
Помимо тех, кто вам несправедливо
Чинит (намеренное) зло,
И говорите: “Мы верим в то,
Что нам ниспослано и вам.
Наш Бог и ваш, поистине, Един,
И лишь Единому мы предаемся”" (Коран, 29:46).

В Коране утверждается принцип единства и преемственности пророческого благовестия о Едином Боге, начало чему было положено праведным Ибрахимом (в русском произношении: Авраамом). Тем самым, есть все объективные предпосылки для того, чтобы вероучительные различия не послужили поводом для конфликтов и противостояния в обществе:

"О получившие Писание святое!
К чему вы спор затеяли об Ибрахиме?
Ведь Тора и Евангелие (Исы)
Были ниспосланы уже после него…
Ведь не был Ибрахим ни иудеем,
И ни поборником Христа,
А был он верным Господу, покорным Его воле" (Коран, 3:65,67).

Мусульманам чужд прозелитизм, т.е. использование мер давления на человека с целью его перехода из другой религии в свою общину. Проповедь осуществляется исключительно добровольно, мирно, на основе "наилучших доводов" ума.

Мусульмане могут вступать в брак с христианками и иудейками, что свидетельствует о высокой степени взаимопонимания между представителями монотеизма.

Российская умма всегда отличалась миролюбием. В России не было каких-либо серьезных столкновений на религиозной почве, мусульмане стремились участвовать в миротворческих акциях, проходивших в нашей стране, в том числе в межрелигиозном форуме в ноябре 2000 года.

VI.2. Отношение к псевдомусульманским экстремистским организациям

Российская умма категорически осуждает террор и экстремизм и неоднократно выражала свое негативное отношение к террористическим актам, наносящим ни с чем ни сравнимый моральный и материальный ущерб нашей стране и ее гражданам. СМР считает, что терроризму нет оправдания, что российские власти должны принять в рамках закона все необходимые меры по пресечению новых варварских актов против гражданского населения и защитить его от тех, кто поставил целью нарушить мирную жизнь российских граждан. Российские мусульмане не разделяют попыток некоторых журналистов и политических деятелей связывать действия экстремистов с исламским вероучением, что является клеветой на Ислам и разделяет людей по конфессиональному признаку.

Слова Президента РФ о том, что преступник не имеет ни религии, ни национальности, вполне соответствуют Сунне Пророка Мухаммада (САС), который сказал: "Перестает быть мусульманином совершающий кражу. Перестает быть мусульманином совершающий убийство…".

На организаторов и исполнителей террористических актов в полной мере распространяется и кара Всевышнего, и все законные необходимые меры, применимые к государственным преступникам.

В связи с обсуждением в обществе темы "религиозного экстремизма", "религиозного фундаментализма", так называемого "ваххабизма" и т.п., а также темы противозаконной деятельности сект и организаций, именующих себя "мусульманскими", Совет муфтиев России принял 30 июня 2000 года. "Заявление о недопустимости использования мусульманской символики в нерелигиозных целях", в котором, в частности, говорится:

"Ислам – это мир людей с Творцом и друг с другом. Использование символики и отдельно взятых изречений Ислама в корыстных, а тем более преступных целях является кощунством и великим грехом перед Аллахом. Совет муфтиев России осуждает все виды экстремизма и терроризма, в том числе и в форме так называемого "ваххабизма", которые содержат в себе следующие признаки:

1) отрицание основополагающих традиций Ислама, то есть, четырех исторически сложившихся мазхабов или шиизма;
2) учение о собственной исключительности вплоть до наделения себя самих правом объявлять "немусульманами" традиционных верующих, не согласных с такой трактовкой шариата, в том числе последователей любого из четырех суннитских мазхабов или шиизма;
3) наделения себя правом по собственному усмотрению ущемлять в правах или убивать вне рамок необходимой самообороны "неверных", в том числе и традиционных мусульман, не примкнувших к данной организации…

Совет муфтиев России готов к сотрудничеству с властями в деле духовного оздоровления обстановки в нашем обществе и недопущения религиозной вражды и ненависти".

VII. Мусульмане и государство

VII.1. Роль договора в Исламе

Оптимальным способом достижения мира между людьми и между народами, а равно и устойчивости общественного и государственного развития, является договор. Ислам придает особое значение договору как установленной свыше форме социального бытия. В Коране говорится:

Мы предложили небесам, земле и горным исполинам
Вступить с Нами в завет о вере.
Они обязывать себя заветом отказались…
Но человек заветом этим обязался (Коран, 33:72).

Отсюда по подобию Договора человечества со Всевышним Аллахом свободный договор между людьми стал высшей формой социальной организации как внутри мусульманской уммы, так и во взаимоотношениях с немусульманами. В социальном учении Ислама есть понятие "мир согласия" – "дар ас-сульх", которое является формулой договора мусульман с немусульманскими социальными группами и государствами в целях максимальной защиты прав и свобод мусульман.

Сам Пророк Мухаммад (САС) заключал договора и соглашения с многобожниками и неверующими в аль-Худайбие, с иудеями и христианами в Медине, с немусульманскими правителями Эфиопии, Персии, Византии. Праведные халифы и те, кто правил после них, также следовали примеру Пророка.

"Соблюдайте же договор до истечения срока обусловленного" (Коран, 8:58).

Государство и его законы рассматриваются как форма общественного договора, в котором достигается максимально возможный компромисс и устанавливается баланс интересов различных социальных групп и религиозных организаций. Любая война заканчивается договором, и Ислам устанавливает приоритет договора перед применением силы.

Отношение мусульман к государству базируется на рациональных принципах, защищающих свободы, утверждающих социальную справедливость и законопослушание. Государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе. Государство и его законы суть средство обеспечения естественных и основных прав и свобод всех своих граждан. В случае уничтожения конституционных основ, прекращения действия институтов законной государственной власти и установления какого-либо политического режима, не соблюдающего основные права человека, народ вправе рассмотреть вопрос о легитимности такого режима.

VII.2. Отношение к власти и закону

В условиях действия закона, защищающего основные права и свободы человека, для всех мусульман является не только гражданским, но и религиозным долгом соблюдение норм законодательства своей страны как высшего договора между гражданами.

О вы, кто верует!
Вы повинуйтесь Богу и Его пророку,
А также тем из вас, кто властью наделен (Коран, 4:59).

Неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общин к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в Исламе недопустимым!

Свое несогласие с правительством или с местными властями по любым вопросам мусульманин, как и каждый гражданин, может выражать исключительно в рамках действующего законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам:

Аллах повелевает справедливость,
Благодеяние и щедрость к близким,
Он запрещает мерзость, беззаконие и бунт (Коран, 16:90).

Ислам не предписывает народам какой-либо конкретной формы государственного устройства, оставляя это на усмотрение верующих – граждан своей страны – в соответствии со сложившимися в ней традициями и политической культурой. Однако при любом государственном строе и любом политическом режиме должны быть гарантированы основные права и свободы человека. Только в этом случае государственная власть может быть не только легальной, но и легитимной, т.е. признанной своими гражданами.

Никакой правитель и никакая власть не может быть объявлена "божественной", "богочеловеческой" и потому безответственной перед людьми. Народ имеет право контролировать власть, как минимум – с точки зрения соблюдения ею основных прав и свобод человека.

VII.3. Отношение к проблемам войны и мира. Понятие "джихад"

Слово "джихад" переводится с арабского как "усердие в вопросах веры", "старание", "напряжение усилий". "Джихад руки" – это действия, направленные на воспрепятствование правонарушений, "джихад сердца" – борьба с собственными греховными устремлениями, "джихад языка" – "повеление благого и запрещение дурного", высказывания в защиту справедливости, "джихад пера" – религиозная проповедь и т.д. В этом смысле "джихад" является личным делом и религиозным долгом верующего в рамках свобод и прав, которые обеспечиваются государственными законами.

Только в случае нападения извне, агрессии, и возникшей отсюда необходимости ведения оборонительной войны "джихад" можно трактовать как "священную войну" для защиты своих религиозных свобод, Отечества, родных и близких, своего дома. Ложной и противоречащей Корану и Сунне Пророка (САС) является трактовка "джихада" отдельными экстремистскими псевдоисламскими группами, а также в ряде СМИ, как "война в религиозных целях", ибо война в форме агрессии считается в Исламе вообще недопустимой! При ведении законной войны категорически запрещается использовать боевые действия для наживы, грабежа, захвата заложников.

В Исламе право объявления и ведения "священной войны", т.е. войны в целях отражения агрессии и защиты свободы вероисповедания, принадлежит только государству! Отдельные граждане, общественные и религиозные организации таким правом не обладают. Яркими примерами "джихада меча", "священной войны", для российских мусульман являются Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война 1941 – 45 годов.

В России религиозные объединения отделены от государства, и никто, в том числе и мусульманские организации, не вправе выполнять государственные функции, включая право объявления войны – "джихада меча". Российская умма, признавая Конституцию РФ как высший договор, регулирующий жизнь всего населения страны, признает право высших органов государственной власти, избранной народом, включая и мусульман, решать вопросы войны и мира в соответствии с основным законом страны на благо всех российских граждан.

Российские мусульмане выступают против агрессии, однако в случае агрессии извне должен быть дан адекватный ответ:

И кто запреты против вас преступит,
Вы преступайте их против него,
Как преступил он против вас (Коран, 2:194).

Ислам возводит в ранг религиозной обязанности для всех мусульман ведение оборонительной войны с целью защиты Родины. В исламе шахидом (праведным мучеником) считается тот, кто убит при защите своей веры, Родины, семьи, друзей, чести, имущества, и потому заслуживает места в раю. Бегство с поля в боя расценивается в Сунне Пророка как один из семи самых больших, смертных грехов.

Предписания, которые даны Исламом для ведения войны, невозможно найти в истории любой другой цивилизации. Например, Абу-Бакр, первый халиф (заместитель) Пророка (мир ему), напутствовал армию, возглавляемую Кутейбой, таким образом:

"Не издевайтесь и не уродуйте тел ваших врагов после того, как вы уже убили их. Не убивайте детей и стариков, которые не могут сражаться. Не трогайте женщин, не уничтожайте посевов, не поджигайте домов, не рубите плодовых деревьев. Забивайте животных ровно столько, сколько необходимо для вашего пропитания. На своем пути вы можете встретить людей, которые посвятили жизнь свою служению в монастырях и церквях. Оставьте их и пусть они занимаются тем, ради чего они отреклись от мира".

VIII. Мусульмане в российском государстве

VIII.1. Формирование единой российской уммы

Мусульманское население стало частью российского общества и гражданами суверенного Российского государства с XVI века. Отношение государства к Исламу и мусульманскому населению можно хронологически разделить на 5 этапов:

1. До 1552 года – религия иностранцев.
2. 1552 – 1778 гг. – чуждая и враждебная религия инородцев.
3. 1778 – 1917 гг. – терпимая религия части подданных.
4. 1918 – 1990 гг. – "пережиток прошлого", чуждая идеология.
5. 1991 – настоящее время – свободно исповедуемая религия, имеющая равные права с другими религиями в РФ.

Мусульмане всегда были патриотами своей земной Родины даже при негативном к ним отношении со стороны правящего режима в разные периоды нашей истории. Ныне существующее законодательство является для мусульман наиболее благоприятным за всю историю России, поскольку впервые обеспечивает свободу вероисповедания и юридическое равенство со всеми остальными гражданами.

"Мир согласия" в приложении к современной Российской Федерации означает со стороны государства соблюдение следующих прав человека:

  • свобода вероисповедания;
  • равенство религий перед законом и институтами государства;
  • запрет дискриминации граждан по признаку отношения к религии;
  • запрет религиозной розни;
  • запрет оскорбления религиозных убеждений и чувств граждан;
  • участие представителей религиозных организаций в обсуждении готовящихся государственных решений, затрагивающих интересы верующих;
  • свобода религиозной деятельности, которая включает в себя:
    • свободное совершение религиозных ритуалов и церемоний,
    • создание религиозных организаций и центров,
    • право собственности на объекты религиозного назначения,
    • свободное обучение религии детей и взрослых,
    • создание образовательных и просветительских учреждений и центров, выпуск, экспорт, импорт и распространение религиозной литературы, периодической печати, видео- и аудиопродукции и предметов культа, свободные международные контакты, свободный выезд российских верующих на религиозное обучение и в паломничество, занятие благотворительной деятельностью, обеспечение условий для нравственного и физического здоровья верующих и их детей.

Со стороны мусульманских организаций:

  • признание легитимности действующего законодательства РФ;
  • лояльность по отношению к законно избранной государственной власти РФ;
  • сохранение в обществе духовности, высокой морали, веротерпимости, братских отношений между людьми различных национальностей;
  • укрепление чувства патриотизма у мусульман по отношению к своей земной Родине;
  • невмешательство в деятельность органов государственной власти РФ и субъектов РФ;
  • разрешение конфликтных ситуаций исключительно в рамках действующего законодательства;
  • взаимные консультации с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, стремление к заключению с ними постоянно действующих договоров о формах взаимодействия;
  • взаимоуважительный диалог и сотрудничество в социальной сфере с верующими других традиционных российских религий и с представителями светских организаций.

VIII.2. Мусульмане и правовые отношения в России Мусульмане в России живут в условиях светского государства и законодательства. Тем не менее, в соответствии с международным правом и Федеральным законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", государство может приглашать верующих для обсуждения законодательных актов, затрагивающих их интересы. Со стороны мусульман это вполне соответствует понятию договора в Исламе. Государство, понимая важность согласия и социального мира в обществе, может выйти с инициативой сотрудничества с признанными руководящими органами религиозных общин РФ. Заключение общего договора Совета муфтиев России с федеральной властью и специальных договоров с отдельными министерствами и ведомствами, с субъектами РФ придаст этому перспективному процессу открытый и понятный для всех граждан характер. Такой договор создаст условия для устранения и предотвращения нарушений прав верующих.

Вопрос о возможности введения отдельных элементов исламского права в российское законодательство самими мусульманскими организациями не инициируется и может решаться только в русле законотворческого процесса в рамках Конституции РФ и в духе общественного согласия. В соответствии с международным правом, Конституцией РФ и Федеральным законом РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство уважает "внутренние установления религиозных организаций постольку, поскольку они не противоречат федеральному законодательству". Тем самым, государство гарантирует право граждан строить свою жизнь в семье и в религиозных общинах в соответствии с религиозным правом (канонами, шариатом), а также воспитывать в соответствии с данными убеждениями своих детей.

Принципиально важно, чтобы государство и далее реально гарантировало право мусульманских организаций и центров осуществлять религиозные акты, соприкасающиеся с актами гражданского состояния: заключение брака и оформление развода по мусульманскому обряду, имянаречение, принятие Ислама, свидетельства о смерти и проведение похорон по мусульманскому обряду. Эти акты в России имеют только внутрирелигиозный характер, однако они имеют юридическую силу для других, в первую очередь, мусульманских государств и потому прямо затрагивают права и интересы российских граждан, выезжающих за рубеж, например, в паломничество, на учебу, в качестве супруга иностранного гражданина и т.д., а также для иностранных граждан, приезжающих в Россию.

VIII.3. Отношение к Армии и правоохранительным органам Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности – одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины. Пророк Мухаммад (САС) сказал: "Любовь к Родине – часть твоей веры". Религия Ислама всегда воспитывала сильную личность, воспитывала в мужчине дух борца, воина, защитника тех, кто слабее. Поэтому в своих проповедях, фетвах исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих.

В отечественной истории при покушении внешних агрессоров российские мусульмане всегда вставали на защиту Отчизны и демонстрировали подлинный героизм. Так было и в 1812 году, и в 1914 – 1918, и в 1941 – 1945 годах. Например, 27 января 1915 г. мусульманская фракция Государственной Думы приняла заявление, в котором, в частности, говорилось:

"Основание для определения отношения мусульман к настоящей войне вытекает из старых традиций, которые заключаются в том, что мусульмане, сражаясь за Россию с ее врагами, всегда проливали кровь одинаково и наравне с коренным русским населением. Точно так же и теперь, когда опасность угрожает целости Российского государства и благополучию всех его граждан, чувства и мысли мусульман не могут не быть настроены иначе, как только в один тон с чувствами и мыслями всех российских граждан" .

Государственная символика России, ее герб, гимн и награды должны отображать многонациональный и многоконфессиональный характер нашей страны . Если гражданин России не сможет получить заслуженную им награду, а тем более обязательный государственный документ, только по причине наличия в них неприемлемой для его веры религиозной символики, единство нации и патриотические чувства граждан будут подорваны самим же государством. Российская умма ожидает от государства создания таких условий, чтобы мусульманин чувствовал себя полноправным российским гражданином, чтобы, защищая интересы государства, он чувствовал и понимал, что защищает свои собственные интересы: свою семью, землю, города и села, свою веру, традиции и обычаи.

Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Умма рассчитывает на то, что руководство вооруженных сил, МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и других силовых структур РФ будет учитывать светский характер самого государства и многонациональный и многоконфессиональный характер его граждан как в воинской деятельности, так и в проведении различных мероприятий воспитательного, патриотического характера. Мусульмане надеются на укрепление контактов и постоянного взаимодействия между мусульманскими организациями и Армией, правоохранительными органами по самым различным вопросам.

В соответствии с Конституцией РФ идеологическая работа в силовых структурах должна оставаться внерелигиозной. Но та часть военнослужащих, которая нуждается в духовном окормлении, должна иметь возможность, в рамках распорядка дня и планов жизнедеятельности, посещать мечеть и совершать необходимые религиозные обряды во внеслужебное время.

VIII.4. Международные связи российских мусульман Российская умма участвует в международных контактах в рамках международного права и российского законодательства, ведет активную деятельность по укреплению связей с правительствами исламских государств и не правительственными исламскими структурами. Эти международные контакты способствуют возрождению исламского духовного образования в стране и строительству мечетей, созданию фондов, широкой благотворительной работе, духовному и культурному росту российских мусульман, выпуску качественной религиозной литературы. Российские мусульмане не сотрудничают с радикальными исламскими организациями террористической и экстремистской направленности.

Наиболее тесные контакты у российских мусульман сложились с Саудовской Аравией, Кувейтом, Турцией, Ираном, Египтом, Организацией Исламская Конференция, благотворительными фондами из Катара, Саудовской Аравии, Турции, Кувейта. Для этих государств и неправительственных организаций контакты с российскими мусульманами могут стать серьезной основой для развития взаимовыгодных международных отношений с Российской Федерацией, для наших южных соседей - способствовать стратегическому партнерству с ней. А для самой России такие контакты помогают поиску своего места в новом мироустройстве на рубеже веков и тысячелетий.

VIII.5. Совет муфтиев России

Объединение российских мусульман сегодня возможно только на основе координации, основанной на принципе не авторитарности, а авторитета. Совет муфтиев России является наглядным примером такой координации: в него входят как казанские, так и нижегородские и сибирские татары, башкиры, представители всех народов Северного Кавказа. Такая гибкость позволяет расширять эту структуру и охватить всю территорию РФ. В случае придания этой структуре официального статуса единственного религиозного представительства мусульман при высшей федеральной власти России (что не исключает возможности действия иных структур на региональном уровне) можно было бы рассчитывать на эффективность взаимодействия светского государства и верующих.

Представляется, что в рамках действующей Конституции РФ можно было бы ставить вопрос о подписании на уровне Президента РФ масштабного соглашения государства с Русской православной церковью и с Советом муфтиев России о социальном партнерстве (можно использовать текст конкордатов Ватикана со многими государствами мира). Это помогло бы оговорить и решить многие практические вопросы, которые невозможно решить в федеральном законе. Сюда войдут вопросы образования, медицинской помощи, воспитания военнослужащих, работа с заключенными, межнациональный диалог в России, международные контакты и т.д.

Подобный механизм соглашений позволил бы насытить концепцию устойчивого развития нашей страны программой конкретных мер по профилактике и предотвращению конфликтов с использованием религиозного фактора, обеспечил бы постоянную и оперативную связь федеральной власти с наиболее авторитетными и влиятельными мусульманскими лидерами. Государство должно принять избранных верующими духовных лидеров, за которыми и пойдут верующие, и использовать их фактический авторитет для укрепления общественного согласия и национального единства. Совет муфтиев, имеющий право давать фетвы, в этом случае мог бы авторитетно выносит суждения по многим актуальным вопросам: о правомерности джихада, о нормах жизни по шариату в светском государстве и так далее, что дало бы возможность федеральной власти избежать многих ошибок и полновесно учитывать исламский фактор в государственной политике.

Таким образом, в условиях действия нынешней Конституции РФ возможным и необходимым представляется официальное социальное партнерство между федеральной властью и Советом муфтиев России как единственное на сегодня средство защиты национальных интересов России в отношении с исламом как внутри страны, так и в геополитическом разрезе.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Социальные концепции

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты