Николай Левичев: Кадаши спасет солидарность На вопросы РЕЛИГАРЕ отвечает депутат Государственной Думы от "Справедливой России" Николай Левичев
Николай Владимирович, два года назад после поездки в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, вы начали защищать Соловки от хищнической распродажи на дачные участки, и были первым, кто публично потребовал вывести обсуждение проблемы Соловецкого монастыря на федеральный уровень. В конце концов, именно так поступили федеральные власти, и сейчас уже ясно, что Соловецкий архипелаг будет сохранен как культурный и религиозный памятник. Вот уже несколько месяцев вы упрямо и последовательно защищаете от разрушения храм Воскресения Христова в Кадашах и весь исторический комплекс Кадашевской слободы в Замоскворечье. Как бы Вы оценили ситуацию, возникшую вокруг храма?
Вокруг храма происходит столкновение двух мировоззрений. С одной стороны мировоззрение людей, для которых история страны и история Москвы представляют собой духовную ценность, которую они носят в сердце. Это люди, которые выросли в атмосфере Замоскворечья, которые считают городской ландшафт символической воспитательной средой, а не просто пространством, где осуществляется передвижение от места жительства до места работы и обратно. А с другой стороны мировоззрение бюрократического сословия чиновников, которые в течение десятилетий сидят на своих местах, и у которых возникает иллюзия того, что они лучше всех знают, что строить, а что сносить, и росчерком пера могут управлять жизнью других людей. В частности, вызывает удивление, что так называемое "Москомнаследие", ссылаясь на мнение анонимных экспертов, во всеуслышание заявляет, что здания 18-19 веков не представляют исторической ценности. Для нормального человека один кирпич 18 века представляет собой историческую ценность, не то, что здание. Мне кажется, что эти люди занимаются не своим делом. В результате их предательской по отношению к москвичам деятельности, мы можем получить в Кадашах такую же ситуацию, которую получили на Белорусской. Культурно-исторический ландшафт вокруг старообрядческого храма Николы Чудотворца у Тверской заставы разрушен и превращен в архитектурную нелепицу на посмешище всем европейцам, приезжающим к нам на Белорусский вокзал.
Такая же участь была уготована и храму Воскресения Христова в Кадашах. И только благодаря тому, что в течение года общественность возбуждала эту проблему, используя СМИ, и публичные средства выражения своего мнения, руководство Москвы было вынужденно заставить инвестора и застройщика пересмотреть план. Но на сегодняшний день де юре постановление Правительства Москвы от 2002 года не отменено. А то, что общественный градостроительный совет при мэрии Москвы рассмотрел эскиз нового проекта "с уменьшенной этажностью", не является ответственным решением, которое бы требовалось исполнять.
В Кадашах проявились все противоречия федерального и регионального законодательства в области охраны историко-культурных объектов, потому что на этой небольшой площади существуют три категории землеотводов, в отношение которых распространяются разные степени охраны. Вот и сошлись в одном месте интересы коммерческие, которые представляет прежде всего инвестор-застройщик и стоящие за его спиной представители различных подразделений мэрии Москвы, а с другой стороны – простые москвичи, которые считают, что вид на храм, находящийся в зоне видимости из Кремля, является ценностью не только для Москвы, а вообще для мировой цивилизации.
Почему молчит Мосгордума? Какова её роль в ситуации вокруг храма в Кадашах?
Она не молчит, а устами таких депутатов, как Москвин-Тарханов, услужливо поддерживает мэрию. Роль Мосгордумы должна быть очень простой: представлять интересы москвичей. Но поскольку, по нашим оценкам, Мосгордума сформирована исключительно по принципу лояльности московской исполнительной власти, никакого реального волеизъявления московской общественности от неё ожидать не приходится.
Что необходимо делать сегодня для спасения храма Воскресения Христова в Кадашах?
Каждый должен делать своё дело. Отец Александр Салтыков – молиться и утешать прихожан, общественные организации – защищать памятники от экскаваторов, а законодатели – думать над тем, какие принять законы для охраны государственной столицы от лихих "инвесторов". Эти совместные усилия на политическом языке называются "солидарностью", а на церковном – "соработничеством".
|