Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_76437.html


10 июня 2010

Петр (Мещеринов), игум.

О чем не может молчать христианин

Источник: http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/2253/ Киевская Русь

– Есть ли вещи, которые должны до глубины души возмущать православных христиан? Существуют ли сегодня в нашем социуме и церковной жизни явления, которые должны вызывать справедливый отпор православной общественности?

– Несомненно. Мы живём в государстве, насквозь пронизанном ложью и нечеловеколюбием. Зажимание гражданских свобод; чудовищная коррупция; произвол правоохранительных органов; неправый суд; моральное разложение армии; социальное расслоение общества, происходящее при попустительстве властей; оболванивание народа телевидением и масскультурой; наконец, из ряда вон выходящие случаи, такие, например, как убийство призывников ради изымания у них внутренних органов – всё это стало будничным содержанием российского существования.

Немало вопросов и в церковной жизни: это и то, что Церковь, как в рот воды набравши, молчит о вышеозначенном состоянии государства; это и внутрицерковные проблемы – всякие Рафаилы Берестовы и Петры Кучеры, непросвещённость, обрядоверие и проч., и проч., и проч. Активная и крикливая "православная общественность" на всё это совершенно не реагирует, а порой и оправдывает "нашим особым путём" и "противостоянием Западу". Реагируют же "ревнители православия" чаще всего на химеры, которые сами себе и создают, например, на ювенальную юстицию или что-то в этом же роде. И вот появился прекрасный повод для замечательной, чудесной и долгоиграющей химеры, борясь с которой, можно всласть пошуметь. Я имею в виду выставку "Двоесловие/Диалог", открывшуюся рядом с университетским храмом св. муч. Татианы.

Мне хочется спросить тех, кто с таким энтузиастом выступают против этой выставки. Дорогие защитники "чистоты православия"! Почему же вы не обратили свои огненные словеса против тех явлений, о которых я написал выше? Разве не оскорбляют ваше нравственное чувство, разве не возжигают вашу ревность по истинному исповедыванию веры Христовой столь явные и очевидные случаи попрания Христовых заповедей? И здесь ведь вопрос вовсе не политический, а нравственно-религиозный: неужели вам не жалко людей, которых унижают, оскорбляют, пытают и убивают сегодня в России? Неужели ваша православная активность спокойно мирится с мракобесием, обскурантизмом, политиканством и магизмом, которые под видом "православия" цветут пышным цветом в нашей церковной среде? Здесь – молчание: "мы – Святая Русь, мы – самые правильные христиане". А когда один из лучших пастырей Москвы сделал в притворе своего храма выставку, свидетельствующую о том, что Евангелие живо и продолжает "бередить" людей – вы взвились?

Я не буду говорить о самой выставке. Моё мнение не будет компетентным. Я – музыкант, эстетические интересы которого обращены в прошлое. Я не приемлю рок-культуру, и поэтому, сам будучи миссионером, с большой настороженностью отношусь к "рок-миссионерству". Но при всех моих консервативных вкусах я не увидел ничего кощунственного в экспонатах выставки, с которыми ознакомился в Интернете. Кроме того, я вполне доверяю безупречной церковности прот. Максима Козлова (при том, что во многих вопросах мы – оппоненты); уж кто-кто, а о.Максим не то, что кощунственного, но даже сколько-нибудь религиозно – и эстетически – сомнительного не допустил бы в притвор храма, настоятелем которого он является. Мне хотелось бы сказать о той проблеме, которую высвечивает полемика, поднявшаяся вокруг этой выставки.

Проблема эта заключается в том, что для многих православных Церковь – это не вселенская Христова истина, не продолжение дела Христова на земле, а не более чем субкультура вполне определённого этнографического и историко-идеологического содержания. Эта узкая, душная и замкнутая субкультура многими принимается за православие, но на деле ничего общего с подлинной Традицией Церкви не имеет, а лишь спекулирует на ней. Образ православия в субкультурном преломлении: "православный – это тот, который хочет, чтобы постились другие". Образ настоящего, подлинного православного: это христианин, через которого в мир изливается любовь, жертвенность, мудрость и человеколюбие Христово.

Выставку делали люди, так или иначе уязвленные Евангелием Христовым. Церковь распахнула перед ними дверь притвора храма. Но оказалось, что в субкультуру этот подлинно традиционный церковный миссионерский жест не вмещается. Субкультура страшно возмутилась – но это на самом деле хорошо. Очевидным сделалось то, что перед нами с великой остротой стоит дилемма, о которой нужно со всею серьёзностью говорить и её решать: или мы задушим живую церковную жизнь, уйдём в маргинальное гетто, окончательно настроим против себя здоровые силы российского общества и похороним миссионерские инициативы Патриарха Кирилла – или частным мнениям (которые, разумеется, никому не возбраняется иметь) будет придано значение именно частных мнений, а не голоса Церкви.

Субкультура, выступающая от имени всего Православия – вещь недопустимая, да и очень уж большой жертвы требующая. Она лишает нас, нашу Русскую Православную Церковь, к которой мы принадлежим, которой живём и которую все любим, единства в любви Христовой. И вот о чём я предложил бы подумать "ревнителям православия", вместо того, чтобы оцеживать "эстетических комаров" и воевать с химерами.

РЕКЛАМА