Анна Ершова Звезда Вячеслава Бутусова Источник: Вода Живая Июньский номер журнала "Вода живая" посвящен острой теме "Церковь без подростков". Подростков в Церкви немного, нередко в переходном возрасте "бунтуют" и люди с "церковным" детством. О том, легко ли быть кумиром миллионов, воспитывать детей в вере и бороться с пороками корреспондент журнала беседует с кумиром подростков 80-х, одним из самых загадочных героев рок-сцены Вячеславом Бутусовым.
Когда я впервые шла на встречу с этим человеком, меня не покидало ощущение нереальности происходящего. Оказывается, даже опыт долгих лет журналистики и множества интервью с самыми разными людьми может смениться благоговейной робостью при встрече с кумиром твоей юности. Еще бы на закате застоя, когда самые свежие "записи" с трудом доставались и перезаписывались, мы слушали этот срывающийся, не вписывающийся ни в один доселе известный закон современной музыки голос, который рыдал о странных, но сразу же таких узнаваемых вещах: "Мне стали слишком тесны твои тертые джинсы. Нас так долго учили любить твои запретные плоды", "Одни слова для кухонь, другие для улиц... и я держу равненье, даже целуясь"... Но не столько даже эти "глаза-раскрывающие" слова цепляли нас (ведь тогда уже были "Машина времени", "Аквариум", и разных правильных слов появлялось все больше), сколько подкупала необычность новых звезд. Ребята ненамного старше нас, вчерашние студенты, да еще и не из столицы, а из Свердловска... Без особого слуха и голоса, зачастую "мимо нот", но главное всегда выстраданно, искренне, с потаенной болью... А у кого тогда в этом возрасте не было такой же "потаенной боли"? Эта боль была ключ-код для постсоветской молодежи. Ключ-код к нонконформизму, асоциальности, непослушности... после стольких лет конформизма, послушности и социальности.
Итак, Вячеслав Бутусов, лидер группы "Наутилус Помпилиус", позднее группы "Ю-Питер". Один из самых загадочных героев рок-сцены, не часто мелькающий на телевидении с пространными интервью, но до сих пор цитируемый на всех модных радиоканалах с песнями от 1985 до 2005 года. Корабль, по образному выражению Андрея Макаревича, который не пошел ко дну и не стал "этаким вот музеем". Музыкант, который поет концерты вот уже более 20 лет, почти не раскрывая глаз, не идет на контакт с публикой и очень редко улыбается...
И вот я шла на интервью с ним человеком-легендой моей юности, на концертах которого в свое время я танцевала в "стоячем" партере и под душераздирающие стоны которого "Я хочу быть с тобой... и я буду с тобой!" пролила столько слез... Шла вооруженная множеством вопросов на религиозную тематику, не будучи вполне уверенной, что его новый образ православного человека не дань моде и не "утка" желтой журналистики. Шла с диктофоном и фотоаппаратом, не зная, 20 ли минут мне уделит "звезда" или 30, и захочет ли вообще разговаривать на такие личные темы.
Но, несмотря на все мои переживания, встреча прошла замечательно. И этот "человек из прошлого" (ну, действительно, не могу же я 20 лет "фанатеть" от одного и того же музыканта!) настолько поразил, что желание продолжить беседу, просто встретиться еще раз не оставляло меня долгое время. А поразил тем, что совершенно не оправдал моих предположений о нем. Высокомерный? Нет, стеснительный. Наглухо закрытый? Нет, удивительно искренний. Примеривающий "православный облик" для нового имиджа? Нет, ищущий, страдающий, идущий... Самоуверенный? Да я не встречала раньше человека, умеющего так высмеивать... самого себя!
Когда спустя два года мы встретились с Вячеславом снова, казалось, что я его давно знаю. На вопросы о вере он отвечал спокойнее, было видно, что многое он осмыслил и утвердился, стал увереннее и серьезнее... Сегодня уже не я, а мой сын слушает Вячеслава Бутусова, поет в летних лагерях с друзьями его песни как все ту же "старинную" "Гудбай, Америка", так и 10-летней давности "Слушаю наше дыхание" и совсем свежую "Моя звезда всегда со мной, моя звезда горит внутри". Сегодня эти песни уже не перезаписывают друг другу на "кассетниках", а скачивают в mp3-плееры с интернета, но, видимо, что-то в них по-прежнему есть... может быть, как раз та искренность исполнителя, его подлинность то, чего так мало вокруг сейчас и что ценно на все времена...
Вячеслав, в нашем прошлом интервью мне показалось, что Вам трудно говорить вот так, запросто, на тему веры. А сейчас Вы довольно часто отвечаете на "православные" вопросы журналистов...
Наверное, мне чаще стали задавать вопросы на эту тему. Но я, напротив, стараюсь распространяться поменьше, потому что я человек в Церкви малоопытный. Тем не менее, что-то все же сказав, убеждаюсь в справедливом утверждении, что о Боге нужно говорить в храме. Постоянно ловлю себя на мысли, что мои слова о Боге не соответствуют той высокой степени уважения, которую я хочу воспитать в себе к Нему.
Вам часто задают вопрос, не хотите ли Вы в связи со своим новым мироощущением что-то поменять в жизни?
-Я сейчас на таком этапе осмысления своей жизнедеятельности, что, с одной стороны, чувствую необходимость более активных действий (благотворительности, миссионерства), а с другой, не ощущаю в себе для этого достаточных ресурсов. Но это всего лишь этап, а что будет дальше время покажет, ведь время это такой своеобразный оптический прибор, который позволяет оглянуться назад и внимательно разглядеть знаки, данные нам свыше.
Нередко мы видим примеры прихода к вере творческих людей (особенно неформальной культуры) через пьянство/наркотики/испытание славой... Обязательно ли опускаться до самого низа, чтобы прийти к потребности в отношениях с Богом?
По-моему, самый нормальный случай, это когда человек с малолетства близок к Богу, живет уверенно, полноценно, целенаправленно, с радостью и благодарностью. Совсем необязательно и даже неправильно как-то испытывать себя (а на самом деле уродовать себя), чтобы потом весь остаток жизни исправляться. А избавляться от внутренних болезней и паразитов можно только одним способом: их нужно вытеснять постепенным наполнением себя богодухновенными частичками.
И как бы мы ни "мудрили" сейчас с Вами, подбирая вопросы и ответы, у каждого свой путь познания истины. Не думаю, что Серафиму Саровскому понадобилось бы быть жутким грешником, чтобы совершить свои праведнические подвиги. Кто призван, тот служит, а кто не слышит призыва, тот до поры прозябает.
Могу сказать, что в последнее время у меня не осталось ни малейшего сомнения в существовании Бога. Ни стыд, ни совесть не позволяют мне тратить время на дальнейшие раздумья и сомнения. Я был свидетелем таких процессов и событий вокруг себя, запланировать которые не под силу никакому гению и никакому даже самому влиятельному сообществу. Жить без Бога скучно, банально и безответственно.
-Бывают ли у Вас ситуации выбора? К кому Вы обращаетесь за советом, когда не в силах сами решить?
Конечно, я, как и всякий человек, мучаюсь в сомнениях, впадаю в умопомрачение и так далее.., но стараюсь читать молитвы и чувствую, как мысли упорядочиваются и разум проясняется. А поддержку всегда ищу у близких и родных.
Есть вещи, которые Вы несете до сих пор как груз вины?
Прошлые грехи надо сбрасывать в пропасть чудовищной топки и переплавлять в слитки житейского опыта. Это и есть то символическое золото, которое еще называют философским камнем.
Что такое эта "топка"? В православии это исповедь. Когда на исповеди стою, всегда чувствую нагнетающуюся тяжесть, но после того как произношу вслух свои грехи, происходит явное облегчение, будто сбросил с себя уйму прицепившихся паразитов...
А "груз вины" это те вещи, с которыми я в самом себе не могу справиться на сегодняшний момент. Меня сейчас как раз заботит вопрос личного духовного подвига, хочу преодолеть какой-нибудь свой заскорузлый порок. Но, думаю, даже если не сразу получается, важно не казнить себя.
Часто ли приходится осознавать, что та или иная ситуация расплата за прошлые проступки?
Да, такое бывает. Например, я не устоял перед искушением, которое отверг когда-то как зловредное для меня самого, и следом понимаю, что начинают происходить несчастья. Причем уже не со мной лично (ведь я уже от этого пострадал однажды и дал слово не повторять ошибку), а с близкими. Я это понимаю так, что мне отвешивается более серьезное назидание, поскольку я проявляю неразумное головотяпство. Но вообще, думаю, все эти житейские мелочи еще не расплата, это пока лишь уроки. А настоящая расплата впереди.
Будучи христианином и зная заповедь "не сотвори себе кумира", легко ли быть кумиром для кого-то другого?
Конечно нелегко, более того, противоестественно. Люди, ищущие себе кумира, хотят видеть перед собой мифического человека, не подверженного тем испытаниям, сомнениям, ошибкам, которые свойственны любому смертному. Поэтому, когда поклонники видят меня в обыденной обстановке, такого же, как все обычные люди, они часто бывают обескуражены.
Как принимать устаревшие ожидания поклонников, не возникает ли желания отречься от прошлого и сказать "я уже не тот"?
Отрекаться ни от чего не имею права, а устаревшее я складываю в архив. Я уже действительно не тот, и это меня необыкновенно радует, обнадеживает и подбадривает.
Вы сейчас растите троих детей и как многодетный отец вполне можете давать советы начинающим. Что самое главное в деле воспитания?
Нужно в первую очередь уделять детям внимание, совершенно бесхитростно и бескорыстно. Например, забыть о своих развлечениях и развлекать детей, а еще лучше найти способ развлекаться вместе. Дети призывают нас отвергнуть то ненужное, из чего мы состоим (этого ненужного в нас очень много). Есть вещи, которые я как отец уже не имею права себе позволить, например сквернословие, рукоприкладство, курение, пьянство и многое подобное. А самый простой постулат отцовства нужно быть всем сердцем рядом с детьми, даже когда находишься вдали от дома.
Какие свои качества Вам хотелось бы видеть в сыне? Что уже видите похожего на Вас с женой?
Мне видится в Данииле многое от Анжелики (супруги), но есть и какие-то неведомые нам обоим качества, например цепкая память. Хотелось бы видеть в сыне настоящее великодушие, позволяющее ему управлять своей внутренней природой и подчас даже внешними обстоятельствами.
Любят ли Ваши дети ходить всей семьей в церковь?
Они относятся к посещению церкви вполне ответственно, этого пока достаточно.
Что Вы помните о Пасхе с детства и как Ваша семья сейчас встречает Пасху?
Мое детство прошло в типичной атеистической атмосфере, поэтому для меня Пасха является относительно новым торжеством. Сейчас дома на праздник Светлой Пасхи мы устраиваем настоящее веселье, со всеми соответствующими атрибутами, и день этот выглядит по-настоящему радостным.
|