Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_7549.html


28 ноября 2003

Филипп Щипков

Сергей Бычков: Через Россию текут потоки святого духа

Сергей Сергеевич Бычков. Родился в 1946 году. В 1975 закончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Доктор исторических наук (РАГС, 2002). С 1984 года работает "Московском Комсомольце".


Вы можете оценить, в чем специфика подачи религиозного материала в "Московском комсомольце"?

Мы стремимся к объективности, потому что газета с общим тиражом в два миллиона экземпляров, выходящая в 60-ти регионах России, должна опираться строго на факты. В первую очередь, мы отслеживаем фактическую достоверность. Каждый раз, когда мы печатаем какую-то информацию, сообщение, новость или статью, мы, естественно, предполагаем, что против нас могут быть выдвинуты судебные иски.

Как вы подбираете темы?

Мы отслеживаем все связанные с религиозной проблематикой события, которые происходят в России. Источники: интернет и огромная почта, которая приходит в "МК". Нам пишут люди из самых разных мест России, от Дальнего Востока до Кавказа. Мы занимаемся не только православием, но и проблемами ислама, иудаизма. Кроме того, "МК" отслеживает все, что происходит с так называемыми нетрадиционными религиями.

Религия вам интересна как самостоятельный феномен или когда она пересекается с политикой?

Учитывая массовый тираж газеты, нам, конечно, важна подача материала. Собственно политика не очень нас интересует, хотя в сегодняшней России, к сожалению, проблемы религии тесно переплетаются с политикой.

Почему в "МК" год назад был расформирован религиозный отдел?

Действительно, в "МК" на протяжении пяти лет существовал отдел религии и нравственности. Это единственная газета, в которой был создан подобный отдел. Год назад отдел расформировали. Мне трудно сказать почему, но официальное обоснование было таково: религия утратила актуальную роль в жизни нашей страны. Я не уверен, что это правильно.

Большой ли процент религиозных материалов в газете?

Мы стараемся еженедельно подавать религиозные материалы. Несколько раз в месяц даем несколько больших статей по актуальным проблемам. Все зависит от того, что происходит в нашей жизни. Сейчас, например, прошли переговоры с Зарубежной церковью. Это очень важное, знаковое событие в жизни православия. Мы отслеживаем каждый этап переговоров. 16 ноября в Нью-Йорке с треском провалилось празднование столетия Свято-Николаевского собора. Его строительство было инициировано святителем Тихоном Белавиным, будущим патриархом; император Николай II выделил на него пять тысяч золотых рублей. К сожалению, разрекламированная реставрация принесла больше вреда, чем пользы.

Какое место среди информационных тем занимает сегодня религия?

Я думаю, религиозная проблематика находится на одном из последних мест. За годы советской власти к культуре и религии сложилось отношение как к третьестепенным темам. Сказывается сила инерции, и сегодня, как и в советский период, освещение жизни этих сфер происходит по остаточному принципу. Этим объясняется и то обстоятельство, что в сознании ведущих журналистов религия занимает тоже одно из последних или предпоследних мест, что неправильно.

А какое место должна занимать религия?

Она должна занимать одно из ведущих мест, учитывая состояние тяжелейшего нравственного кризиса в сегодняшней России. Русская Православная Церковь, которая претендует на главенствующее положение в стране, не имеет ни своей общероссийской газеты, ни журнала, ни постоянной телевизионной или радиопередачи. Интернетом пользуется эпизодически. По сути дела, Русская Церковь лишена голоса. Впрочем, ислам и иудаизм не в лучшем положении.

Насколько сильно политизирована сегодня Церковь?

Церковь все теснее сращивается с государством. Еще в 1905 году, по предложению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, епархиальным архиереям разослали опросные листы и выяснили: большинство епископов главной бедой тогдашней Церкви считало то, что она тесно связана с бюрократическим аппаратом. Бюрократический государственный аппарат и сегодня влияет на Церковь, заражая ее теми же болезнями, которыми инфицировано государство. К сожалению, сейчас, на излете демократического периода, мы возвращаемся к синодальной модели дореволюционного образца.

Церковь должна участвовать в политике или нет?

Кроме того, что Церковь институт богочеловеческий, она является социальным институтом. Она интегрирована в жизнь общества. Естественно, те вопросы, которые непосредственно касаются Церкви, проходят и через Госдуму, и через Совет Федерации. Церковь в начале 1990-х годов отказалась от активного участия в политической жизни. Патриарх мотивировал это тем, что духовенство должно заниматься пастырским окормлением. Однако Церковь могла разрешить и даже инициировать более активное участие мирян в политике. Это вполне допускают церковные правила. Например, в четырех дореволюционных Думах депутатами были и священники, и епископы, что не мешало им заниматься проблемами своих епархий и своих приходов.

Влияют ли ваши собственные религиозные взгляды на ваши статьи?

Естественно, потому что я практикующий православный христианин, уже почти сорок лет в Церкви. Я пришел в 1967 году и многих епископов помню еще студентами или преподавателями духовных академий.

Не складывается ли у вас впечатление, что из-за своей сложности религиозная тема не умещается на страницах средств массовой информации?

Освещение религиозных проблем в большинстве наших газет и на телевидении слишком часто очень напоминает знаменитый диалог на Патриарших прудах в "Мастере и Маргарите". Помните, Берлиоз терпеливо объясняет поэту Ивану Бездомному: суть не в том, что Христос был разбойником, а в том, что Его не существовало... Чтобы освещать и в полноте понимать церковные проблемы, журналист должен быть практикующим христианином. В свое время знаменитый архиепископ Филарет (Гумилевский), российский историк XIX столетия, говорил, что человек, берущийся писать на эту тему, должен жить в Церкви, иначе он будет иностранцем. Часто журналисты считают, что они могут сегодня писать о Церкви, завтра о нефтедобыче, а послезавтра – о выделке шкур. Важен, с одной стороны, высокий профессионализм, а с другой, важно, чтобы человек жил жизнью Церкви и понимал, какие процессы происходят внутри нее, знал ее историю. В России, к сожалению, можно по пальцам пересчитать журналистов, которые действительно знают и понимают церковную жизнь.

"МК" – единственная газета, которая очень жестко пишет об ОВЦС. Не оплачены ли эти публикации и не стоят ли за этими статьями какие-то финансовые интересы?

А кто будет оплачивать эти статьи? Церковь, с одной стороны, втянута в политику в лице верхушки ОВЦС, с другой стороны, глубоко аполитична. Епископы живут в своих епархиях своей жизнью, и их мало волнует жизнь Церкви в целом. К сожалению, дезинтеграция в Русской Церкви достигла критического уровня. Тринадцать лет не созывается Поместный собор. Большинство епископов, быть может, устраивает фигура митрополита Кирилла как преемника патриарха. Трудно представить, кто бы мог оплачивать статьи против него? Он подмял под себя все телевизионные каналы, всю столичную прессу. Остается "Московский Комсомолец", и это заслуга главного редактора. Он является практикующим христианином, болеет за Церковь и за Россию, прекрасно понимает, что происходит в Русской Православной Церкви, а также то, что судьба страны тесно связана с Церковью и во многом зависит от ее состояния.

Если в Церкви все не очень хорошо, то возникает вопрос: а как сделать так, чтобы она была живым, адекватным и эффективным организмом?

У Церкви есть Устав, который первоначально был разработан на Поместном соборе 1988 года, а затем усовершенствован в 1990-м. Некоторые изменения внесены на Архиерейском соборе 2000 года. К сожалению, Церковь не живет согласно собственному Уставу. Если бы государство строго подходило к этой проблеме, то Минюст должен был бы лишить регистрации Православную Церковь. В уставе 1988 года записано о создании церковного суда. Но церковного суда нет вот уже пятнадцать лет, хотя все редакции Устава РПЦ, вплоть до последней, утверждают его существование. А он необходим. Прогремел ряд скандалов, которые потрясли Церковь и до сих пор остаются загадкой. Например, дело епископа Никона Екатеринбургского и Верхотурского. Его сняли и сослали в монастырь на покаяние, а сейчас он является настоятелем одного из московских храмов. Был ли он виноват или нет? Насколько серьезны те обвинения, которые выдвигали против него? Все это осталось в тумане. Но самая большая печаль – отсутствие Поместных соборов, которые должны, согласно Уставу, созываться один раз в пять лет. В 2000 году планировалось созвать Поместный собор, но он опять не был созван. И никаких объяснений. Что это – страх епископата перед церковным народом?

Вы говорите, что Церковь сращивается с государством. Может быть, это не так плохо, ведь именно в эти моменты она была наиболее эффективной. Может быть, Церковь в России и неспособна на самостоятельную жизнь?

Борьба, которая шла с 1917 по 1927 год, в течение десяти лет, происходила из-за того, что коммунисты пытались поставить Церковь под тотальный контроль государства. Патриарх Тихон в последний год своей жизни часто повторял одну фразу: "Я не могу отдать Церковь в аренду государству". Это сделал митрополит Сергий (Страгородский) своей знаменитой декларацией 1927 года: поставил Церковь под тотальный контроль государства. В результате сегодня Церковь насквозь пронизана болезнями государства.

В 1990 году бывший министр по делам вероисповеданий с горечью мне говорил: "К сожалению, когда мы, коммунисты, боролись с Церковью, то не понимали одной простой вещи: что люди приходят в храм не к священнику, а к Богу. Мы думали, что если поставим священника педераста, пьяницу, вора, развратника, то тем самым будем способствовать уничтожению Церкви. Сейчас, когда рухнула идеология, мы пытаемся опереться на Церковь. А наши ставленники, те самые педерасты, развратники и пьяницы, достигли высших постов, и нам не на кого опереться". Это очень горькое прозрение. Такова наша сегодняшняя реальность. Коррупция, гомосексуализм, воровство, обман – результат сращенности Церкви и государства.

Как вы оцениваете перспективы возможного объединения РПЦ и РПЦЗ?

Сдвиг в сближении двух Церквей – это, прежде всего, заслуга президента, который проявил личную инициативу. Он встретился с митрополитом Лавром и членами зарубежного Синода. Я был в конце сентября в Нью-Йорке и брал интервью у епископа Гавриила, и он подробно рассказывал о встрече с Путиным. Это существенный прорыв. Переговоры в Москве с патриархом и членами Священного Синода прошли успешно. В декабре состоится пастырское совещание в Нью-Йорке, которое перерастет в Архиерейский собор Зарубежной Церкви. А в январе по приглашению патриарха в Россию приедет митрополит Лавр. Речь идет не о формальном объединении. Дай Бог, чтобы было восстановлено евхаристическое общение. РПЦЗ будет для РПЦ братской церковью.

Возможно ли, чтобы православие стало государственной идеологией в России?

Вера и идеология несовместимы. Вера, особенно христианская, предполагает глубинную свободу человека, свободное сотворчество человека с Богом. Я считаю, что Гегель был прав: существуют "исторические страны". Россия, безусловно, остается исторической страной, через которую текут потоки Святого Духа. Думаю, что, несмотря на печальное настоящее, у России есть будущее. Только при одном условии: если произойдет осознание трагедии большевизма и покаяние. До сих пор россияне ищут виновников: то это евреи, то масоны. Мы продолжаем жить по русской пословице "я не я, и лошадь не моя". Мы вроде бы и не имеем отношения к тому, что произошло с Россией в советское время. Более того, идет ползучий процесс реставрации, россиян мучает ностальгия по "совку". Забыто все: десятки миллионов загубленных жизней, изгаженная природа, подрыв генофонда нации. К сожалению, в этой тревожной ситуации не слышно трезвого голоса Церкви.

Что стало с наследием отца Александра Меня, что стало с его общиной?

Его творческое наследие оказалось востребованным. Его книги постоянно переиздаются и, более того, рекомендованы Министерством образования в качестве пособий для школ и для педагогов. Что касается общины: в Москве это храм Косьмы и Дамиана, где настоятелем является отец Александр Борисов, президент Российского библейского общества. Это живой, функционирующий приход. Он по-прежнему опекает Детскую республиканскую больницу, кормит и одевает нищих, бомжей и одиноких пенсионеров. Прихожане занимается детьми-даунами. На месте гибели отца Александра, благодаря усилиям губернатора Московской области Бориса Громова и тогдашнего вице-губернатора Михаила Меня, построен храм во имя преподобного Сергия. Сейчас этот храм уже украшается. Архимандрит Зенон взялся расписывать иконостас. Община отца Александра Меня – это вполне живая ветвь.

Как вы оцениваете разговоры о возможной канонизации отца Александра Меня?

Я не сомневаюсь, что настанет время, когда он будет причислен к лику святых. Для меня никаких сомнений в его святости нет. Вопрос в одном: доживу ли я до этого времени.

28 ноября 2003 года

РЕКЛАМА