поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
29 апреля 2010  распечатать

Олег Цыганов

Синтез культур – традиция нации. Менталитет азербайджанского народа исторически складывался как гуманитарно-политический мост между Западом и Востоком

Источник: Известия|||

Азербайджан по праву может гордиться тем, что на практике сумел доказать: ислам не только совместим с прогрессивным светским развитием страны, но и позволяет всему обществу заиграть совершенно уникальными, многообразными гранями, позволяющими максимально полно и бережно использовать историческое и культурное наследие во имя гармоничного развития.

Современный Азербайджан не только не отказался, но, напротив, сознательно развивает едва ли не главное наследие своего исторического прошлого, основным стержнем которого является то, что плюрализм религий и культур был именно исторически, веками заложен в ментальность народа, в бытовые традиции и в каждодневную поведенческую культуру. От поколения к поколению различными путями обогащаясь знаниями и научно-техническими достижениями мировой цивилизации, азербайджанцы вплетали линии прогресса в свой исламский колорит, в свой национальный уклад жизни, присущий им, как восточному народу. Никогда перед нацией не стоял выбор – или то, или другое, никогда не стоял вопрос об отказе от собственных национальных традиций. Выбор всегда был в пользу синтеза культур, благо Азербайджан исторически находился на перекрестке различных мировых культур.

Синтез двух цивилизаций заложен у азербайджанцев в крови. Многие достижения из арсенала современного государства – развитая промышленность и связанная с ней инфраструктура; развитие горизонтальных, гражданских по своей сути, отношений, постоянное стремление к повышению уровня образованности и здоровья, в том числе нравственного – были усвоены и развивались благодаря именно этому исторически сложившемуся качеству нации.

В классическом обществе, столетиями формировавшемся в рамках разных культур, как правило, три социальные страты генерируют основные импульсы общественной модернизации: творческая интеллигенция, ученые, люди науки; бизнес-сообщество, предприниматели, банкиры; третью группу, вбирающую в себя лучших представителей первых двух, принято называть властной элитой, плюс наиболее яркие представители правящей бюрократии. Именно от этих групп зависит, в каком направлении и на каких идейных и нравственных основах будет осуществляться движение страны: будет ли это движением вперед или же топтанием на месте, а то и отступлением назад, впаданием в мракобесие, регресс, упадок. Это общеизвестное правило определяет и азербайджанское идейное пространство. Вот как об этом пишет глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев в программной статье "Определяя стратегию будущего": "Модернизация определяет возможность становления полноценного демократического общества.

За последние годы в стране сформировался четкий базис принципов национальной демократии, который отождествляется с пониманием властной элитой следующих факторов политической, экономической и социокультурной действительности: права и свободы личности являются приоритетным звеном горизонтали взаимоотношений государство – общество. В то же время модернизационный курс государства, нацеленный на построение транспарентного и демократического режима, олицетворяет систему ценностей, где гражданин выступает в качественно новом аспекте, обеспечение его прав – императив нашего развития". К такому пониманию собственной политической системы, пониманию миссии элиты для страны добавляется и еще одна уникальная черта, редкая для таких небольших государств, как Азербайджан: это государство мыслит себя как мост, соединяющий ценности Запада и Востока, Севера и Юга, и объективно является таковым по очень многим параметрам.

Сегодняшний Азербайджан уже приобрел устойчивый имидж реально и эффективно действующего моста цивилизаций. Произошло это прежде всего благодаря активной межкультурной дипломатии, ведущую роль в которой наряду с другими выдающимися представителями азербайджанского общества сегодня играет семья президента Ильхама Алиева, в частности его супруга Мехрибан Алиева – Посол доброй воли ЮНЕСКО и ИСЕСКО. В статусе первой леди она взяла на себя нелегкую, но очень важную для современного мира миссию модератора гуманитарной дипломатии между миром ислама и миром Запада, отношения между которыми сегодня столь непросты. Она успешно справляется с этой задачей, посвящая всю себя благотворительной и просветительской деятельности. В контексте генерального политического курса нынешнего руководства страны это помогает поддерживать общую атмосферу высокой толерантности, присущей, к сожалению, сегодня далеко не всем исламским странам.

Азербайджанский ислам и модернизация

Судьба Азербайджана в прошлом и его будущее неразрывно связаны с исламом. При этом религия остается лишь одной из составляющих многоцветия национальной культуры. В мире мало примеров, когда исламская культура, приживаясь на местной почве, давала бы при этом столь неординарный импульс модернизации и движению вперед. Скорее это исключение. Такое же исключение присуще, видимо, еще и современной Турции.

Вместе с тем Азербайджан всегда, на протяжении всей своей многовековой истории был страной, где бок о бок жили представители различных конфессий. Традиции веротерпимости получили здесь развитие еще в доисламский период, когда в Азербайджане были распространены зороастризм, христианство и даже иудаизм.

Убедительным примером взаимовлияния культур можно считать тот факт, что, невзирая на уход с исторической сцены, в результате распространения монотеистических религий, зороастризма азербайджанский народ продолжал и продолжает отмечать связанный с ним весенний праздник Навруз. Важной частью азербайджанской культуры в доисламский период было христианство, являвшееся официальной религией в Кавказской Албании. Елисей, один из учеников апостола Фаддея, прибыл в Албанию и построил в местечке Киш (неподалеку от азербайджанского города Шеки) церковь, которая стала самой первой христианской церковью на Южном Кавказе.

С распространением ислама традиции межконфессиональных контактов в Азербайджане получили дальнейшее развитие. Сменявшие друг друга на протяжении веков различные азербайджанские государства поддерживали связи с различными христианскими государствами. Примеры межцивилизационного диалога можно найти, в частности, во внешнеполитической деятельности средневековых азербайджанских государств Кара-Коюнлу, Ак – Коюнлу, Ширваншахов, Сефевидов, развивавших отношения с целым рядом государств Западной Европы и Россией. В новое время на территории Азербайджана, прежде всего в Баку, были воздвигнуты православные, католические и протестантские храмы.

Примерно к рубежу XIX и XX столетий азербайджанцы подошли как нация, которая уже к тому времени выработала собственный подход к ценностям ислама. Начиная с самых первых шагов к независимой государственности в обществе сформировался консенсус относительно соотношения личной свободы религиозного исповедания и ее общественного проявления. Исходя из этого родился основополагающий постулат азербайджанского ислама – открытость современности и терпимость в отношении других конфессий. В дальнейшем, в период первого нефтяного и промышленного бума, эти представления, более-менее прочно укоренившиеся в менталитете азербайджанской элиты, стали основанием для последующего развития свободомыслия и возникновения первой национальной светской республики в исламском мире.

Первые группы азербайджанских интеллектуалов, нередко их называют "просветителями", были убеждены в гармоничной совместимости ислама с европейской практичностью, наукой и технологией. Азербайджанские интеллектуалы придали собственное толкование исламскому понятию джихад как усердие, направленное внутрь себя, исправление собственного невежества. С точки зрения азербайджанских просветителей, образованность есть обязательный атрибут истинного мусульманина. Они также пропагандировали равенство мужчины и женщины, объясняли ценность светского правового государства и необходимость толерантности в отношении к другим религиям. Ахмед-бек Агаев, один из таких интеллектуалов, получивший образование в Париже, укрепил данную тенденцию и одним из первых удачно сформулировал контуры политической стратегии азербайджанского общества. Суть ее состояла, по его учению, в наведении мостов между Востоком и Западом.

Опора на шиитское мировоззрение облегчала развитие культурных и исторических связей с Ираном, что, по его мнению, могло получить массовую поддержку азербайджанского населения. Но вместе с тем к традиции должны были быть привиты западные идеи, и не просто импортированы, они должны стать неотъемлемой частью традиции, демонстрировать способность давать ответы на современные вызовы.

Между двумя русскими революциями 1905 и 1917 года в Азербайджане появились светские мусульманские политики и публицисты, такие как Алимардан Топчибашев (1862-1934), Али-бек Гусейнзаде (1864-1940), упомянутый Ахмед-бек Агаев (1868-1939) и ряд других. На страницах газеты "Экинчи" и журнала "Молла Насреддин" они критиковали ретроградные обычаи и пытались нащупать новые ценностные ориентиры для успешной модернизации массового сознания азербайджанцев. Таким образом, мы видим, что ценности политического менталитета азербайджанской нации стали результатом неустанной работы интеллектуальной элиты по созданию синтеза социальных традиций и инноваций.

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

18.01.2019

В канун праздника Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Богоявленском кафедральном соборе в Москве

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в нижней церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве

Быть внимательным к бездомным в холода призвали в православной службе помощи "Милосердие"

В.Р. Легойда: Захваты храмов стали лейтмотивом президентской кампании на Украине

17.01.2019

В УПЦ назвали рейдерским законопроект о механизме смены подчиненности религиозных общин

Асад заявил о попытках разделения Антиохийской церкви

Закон о переходе в новую церковь упрощает захват храмов, считают в УПЦ

"Оппозиционный блок" обжалует в КС закон о подчиненности религиозных общин и покинул сессионный зал Рады

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

08.01.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
Святейший Патриарх Кирилл
Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу "Россия"

11.12.2018

Аргументы недели:
Аркадий Минаков
Столетие Солженицына

09.12.2018

Православие.RU:
Протоиерей Владимир Вигилянский
Протоиерей Владимир Вигилянский: "Я бы никогда не стал разговаривать с тележурналистом Владимиром Познером"

07.12.2018

Санкт-Петербургские ведомости:
Сергей Рукшин
Не реформировать ли реформы

16.11.2018

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Волоколамский Иларион
Митрополит Волоколамский Иларион: Действия Патриарха Варфоломея не излечивают раскол, а углубляют его

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты