Сергей Миронов Светское не является синонимом атеистического Сергей Михайлович, Вам нравятся сложившиеся сегодня отношения между Россией как светским государством и Русской Православной Церковью?
Мне нравится соблюдение Конституции Российской Федерации! С этого я бы начал свой ответ на ваш вопрос. Потому что наш Основной закон предоставляет широчайшие возможности как отдельному человеку, так и обществу в целом жить согласно своим религиозным убеждениям. То, что Россия – светское государство не препятствует, а, напротив, способствует развитию отношений Церкви и государства. Просто государственным чиновникам периодически полезно напоминать, что светское не является синонимом атеистического. Необходимо стабильное партнерство, а не маятниковое шараханье от полного слияния до жесточайших гонений.
Вы сторонник отделения Церкви от государства?
Таков закон, и его нужно соблюдать, понимая, что отделение не означает запрет на свободу совести, как это сделали коммунисты в восемнадцатом году. Церковь стремится к самостоятельности и в этой самостоятельности может принести своей пастве, то есть гражданам России, много пользы. Государство в этом заинтересовано и должно способствовать развитию этой самостоятельности. Правда нужно признать, что действующее законодательство не всегда соответствует потребностям верующих, например, в осуществлении их социальной и благотворительной работы. Но если помнить, что члены Церкви также и граждане страны, то многое можно решать на местном уровне, не дожидаясь совершенствования федерального законодательства. Я предлагаю региональным законодательным собраниям разрабатывать и подписывать специальные соглашения о сотрудничестве с религиозными организациями. В результате совместной работы будет накапливаться практический опыт, который позже может быть конвертирован в серьёзные законопроекты. Мне как главе Совета Федерации этот путь кажется одним из возможных. Так что в наших условиях отделение – это механизм сотрудничества.
Что Вы думаете о введении уроков "духовно-нравственной культуры" в школах?
Школа должна не только давать знания, но учить ребенка различать Добро и Зло. Не просто понимать "что такое хорошо, а что такое плохо", а именно разбираться в фундаментальных основах отношений человека с человеком и человека с Богом. А эти отношения построены именно на различении Добра и Зла. Ребенок должен знать, что есть ложь, а что истина, что есть верность, а что – предательство, где место кротости, а где – возмездию. Без ясной, с детства привитой шкалы ценностей он станет не гражданином, а манкуртом. Посмотрите, что делают наши юмористы на телевидении – они изображают в нелепых ситуациях калек, стариков и призывают смеяться над ними – вот как они смешно хромают, как смешно у них дрожат руки. Так вот – наши дети должны твердо знать, что смеяться над старостью непозволительно. Но чтобы это знать, нужно чтобы их кто-то этому научил. С этой точки зрения преподавание духовно-нравственной культуры, которая, безусловно, целиком зиждется на фундаментальном религиозном опыте народов, населяющих Россию, необходимо.
Результаты эксперимента, проводимого в 19-ти регионах, покажут неизбежные огрехи в методиках, подборе кадров и учебников. Но это всё можно будет поправить, а нравственно загубленных детей уже не поправишь. Главное – не нарушить свободу выбора. Если родители и дети свободно выбирают близкое им по традиции направление, то всё в этом эксперименте получится. Нравственность и вера не терпят насилия.
...а о введении института военного духовенства?
Офицеры имеют возможность ходить в храм так часто, как им это требуется. А вот рядовой солдат – нет. Как обеспечить его конституционное право на свободу совести? Единственный способ привести священника в воинскую часть. С этой точки зрения я считаю, что государство поступает верно, вводя институт капелланов. При этом как человек, прошедший жесткую десантную школу, скажу прямо только тот священник заслужит уважение в войсках, который будет делить с солдатами все тяготы их жизни.
В настоящее время между верующими и музейщиками идут горячие споры вокруг законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Можно ли в этом вопросе найти решение, удовлетворяющее обе стороны?
Можно и нужно. Верующие не должны быть лишены доступа к святыням, хранящимся в запасниках со времен "изъятия церковных ценностей". Но в то же время передача их Церкви должна осуществляться деликатно с осознанием обеими сторонами ответственности за их сохранение. И важно, что здесь уже есть положительный опыт. Достаточно сказать о храме, действующем ныне при Третьяковской галерее, где созданы все условия для хранения древних икон. Действует церковный музей в костромском Ипатьевском монастыре. Так что говорить о конфликте Церкви и государства в данном вопросе нельзя. Здесь скорее взаимонепонимание между верующими и реставраторами.
Хотелось бы отметить, что очень радует понимание этого со стороны Церкви. Патриарх Кирилл сам заявил о необходимости учитывать интересы тех, кто всю свою жизнь посвятил работе в музеях и сохранению музейных фондов. Прекрасно, что Церковь сама подняла этот вопрос. Создание при Патриархе Совета по культуре – мудрый шаг, который будет способствовать развитию конструктивного диалога.
Обеспокоенность некоторых представителей музейного сообщества основана, на мой взгляд, на отсутствии реального представления о возможностях сотрудничества Церкви и музеев сотрудничества, положительных примеров которого у нас действительно немало. Важно сказать, что одной из главных основ такого сотрудничества всегда становился уважительный, спокойный и разумный диалог. Я абсолютно уверен, что отдельные эмоциональные высказывания никак на этом диалоге не скажутся, и решение о возвращении Церкви имущества из музеев удовлетворит все стороны. Любой законопроект проходит через сито общественного, а затем профессионального обсуждения. Это нормально.
Сергей Михайлович, позвольте задать Вам личный вопрос: где и как Вы планируете встретить Пасху?
В этом году, если служебные обязанности не внесут изменений в мой график, четвертого апреля я буду в одном из московских храмов. Пользуясь возможностью, хотел бы поздравить всех ваших читателей с радостной Пасхой. Христос воскресе! Источник: Фома
|