Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_74207.html


30 марта 2010

протоиерей Александр Пелин

Воспитание патриотизма и духовности: мера взаимодействия и ответственности

Источник: http://www.cpmm.ru/news/vospitanie_patriotizma_i_dukhovnosti_mera_vzaimodejstvija_i_otvetstvennosti/ Сайт православной молодежи Мордовии

Когда мы говорим о воспитании патриотизма и духовности, то мы, прежде всего, обращаем свое внимание к проблемам семьи. И вот почему. Многие согласятся, что семья – наиболее устойчивая часть российского общества, и, более того, она же является способом воспроизводства самого общества.

Устойчивость семьи базируется на особых формах внутрисемейных отношений, а также на характере и внутреннем укладе семейной жизни.

Основы семейной жизни россиянина долгое время формировались под воздействием христианских заповедей, изложенных еще в первых стихах Библии: "И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт. 2, 18; 22-24).

В этих стихах Священного Писания с ясностью раскрывается цель семейной жизни – достижение полноты бытия в первой форме социальности – семье, основанной, прежде всего, на любви. При этом чувство любви важно понимать как высшую связь с другим человеком в единстве души и тела, знания и делания, должного и ответственного. Семья – богоузаконенное место, где раскрывается личная свобода человека, формируется его характер и привычки, закладывается фундамент нравственности.

Когда мы говорим о "духовности", мы, прежде всего, имеем в виду ориентацию человека на высокие нравственные ценности, которые вытекают из его веры. Они определяют стиль его жизни. Семья в Православии видится не только как малая Церковь, "копирующая" Христа и его Церковь, но также как образ Бога Троицы, при котором муж, жена и дети, имея единый дух, связаны единством возможностей и ответственности друг перед другом. Все члены православной семьи вовлечены в процесс реализации своей жизненной задачи – воспитания, самовоспитания и самопознания. Внутренний уклад жизни семьи базируется на педагогике доверия и соработничества, готовности понести крест друг друга.

"Воспитание" – одно из основополагающих понятий, которое выявляется в результате целенаправленного воздействия старших членов семьи на младших с целью формирования и развития, прежде всего, внутренних сил души и характера воспитуемого. Причем настоящее духовное семейное воспитание в православных семьях всегда базируется на двух важных моментах – отношение детей и родителей к святыне и их отношение к Родине.

Об отношении к "святыне"... Чувство "святости", как соприкосновение с Высшим, с раннего детства воспитывается и закладывается в православной семье. Ни школа и никакие другие общественные институты не способны должным образом привить его. С пеленок ребенок учиться воспринимать поощрение или разрешение, на какой либо свой поступок, данное со стороны родителей, как благословение, получаемое свыше. Для него благословляющее действие родителя, хотя еще и не вполне осознаваемое, в силу возраста, приобретает вне временной, сакральный, и если угодно, трансцендентный смысл. Немаловажную роль в этом процессе играет наличие домашнего алтаря, где располагаются освященные иконы, часто являющие семейными реликвиями и передающимися из поколения в поколение. Так мы переходим к мысли об историчности воспитания, также как вообще исторично христианство, предающее духовный опыт поколений через Слово, Икону или богослужебный ритуал. Заметим, что Православие – не просто историческая религия, которая отсылает нас к прошлому, но и каждодневное воспоминание сегодняшнего и будущего, наполненного духовным смыслом. Мы верим, что во Христе мы воссоединяемся с прошлыми поколениями, которые для нас "оживают". Оживает реальная вера наших пращуров, прадедов и дедов, которая продолжается в нас.

Воспитание чувства уважения к вере наших отцов позволяет нам с любовью и уважением относиться и к земле отцов – Отчизне, Родине. Таков, если угодно, правильный контекст восприятия понятия святая Отчизна, а для русского человека – "Русь Святая".

С течением времени в формировании молодого человека начинает доминировать не семейные, а иные системы со своими воспитательными или псевдовоспитательными предложениями. По общепринятой схеме это формальная, неформальная и внеформальная системы воспитания. Формальная система воспитания включает в себя воспитательные институты общества, которые занимаются молодежью по долгу службы: детские сады, школа, Вузы, социальные приюты, где ребенок получает образование и навыки социальной жизни. Неформальное воспитание – это воспитание в семье, воспитание подростковой средой и уличной культурой. Здесь подростком никто не руководит, и подросток сам себе царь и бог, и потому, зачастую, неформальное воспитание, не обремененное какими-либо формами социальности, принимает форму асоциальных явлений. Наконец, внеформальное воспитание представляет собой систему разнообразных общественных организаций, клубов по месту жительства и интересам, спортивные секции и творческие союзы, национально-культурные и религиозные сообщества, организации ветеранов и инвалидов, охватывающие весь спектр гражданского общества. К сожалению, до сих пор ощущается определенная недооценка внеформальных воспитательных систем и неумение многих руководителей молодежных общественных организаций так смоделировать работу с молодежью, при которой молодой человек осознавал бы, что то дело, которым он занимается в общественных организациях по-настоящему его дело. Малая авторитетность официальных молодежных общественных организаций начала 90-ых годов, (сейчас положение много лучше) в неформальной среде возможно и явилось одной из причин возникновения в целом ряде городов Поволжья самоорганизованных молодежных банд, которые не подчинялись никаким государственным законам и общественным установкам.

На фоне пропагандируемого СМИ культа западных ценностей к середине 90-ых годов возник новый тип молодого человека–космополита, без четких патриотических воззрений, убежденного, что традиционные формы социальной и религиозной жизни устарели. С другой стороны появляется противоположная этой, другая часть молодых людей, которая хочет вернуться к глубоким истинным ценностям, заключенным в духовной культуре и истории России. Патриотически настроенные молодые люди недовольны тем, что о государственное достоинство России вытирают ноги нечестные журналисты, отрабатывающие западные деньги.

Именно на фоне поиска частью молодежи высоких идеалов и стремлений ловкие политические дельцы и псевдорелигиозные и националистические организации экстремистского толка с легкостью фабрикуют себе новых и новых адептов, лишь только потому, что их воспитательные предложения для молодежи выглядят как подлинные неформальные ценности, одной из которых, безусловно, является "духовность".

Если мы возьмем программные документы современных молодежных движений, то у большинства из них мы встретим ссылку и на патриотизм и духовность. Причем лидеры этих организаций присваивают себе абсолютное право понимать духовные ценности только так, как они учат и ни как иначе. Инакомыслие не допустимо. К сожалению, мы видим, что понятие "духовность" становится оружием политических амбиций разного рода молодежных организаций.

Будет это под контролем официальных органов государственной власти или не будет, но очевидно, что российская молодежь станет собираться во внеформальные структуры, которые будут защищать их интересы, их веру, их Родину, их землю.

В связи с вышесказанным возникает вопрос, какая реальная духовность кроется за воспитательным предложением наших массовых молодежных движений? Очевидно, что многие общественные организации хотят дружить с религиозными, потому что они понимают, что духовность – это дух молодости, обновления, приобщение к самой полноте жизни, а это ощутимо в связи с подлинной религиозной традицией.

В этой ситуации представителям традиционных для России религий важно не спешить дружить с молодежными движениями, заявляющими политические цели. Недопустимо, чтобы те или иные религиозные представления или догматические установки использовались как элементы политической риторики или идеологической рекламы. При этом и православие, и ислам должны постоянно подчеркивать свою неотмирность и инобытийность, направленные не на политическое, а на духовное преображение мира.

Традиционные религиозные организации также должны сказать решительное "нет" неправильному и вне религиозному употреблению духовных религиозных символов. Недавно мне довелось быть членом жюри престижного Всероссийского конкурса. Из двадцати представленных рисунков, пятнадцать содержали изображение храма. На мой вопрос одной девочке, была ли она в том храме, который нарисовала, представляет ли она его устройство – я получил отрицательный ответ (а колокольня храма на ее рисунке была нарисована за алтарем, а не там, где она находится на самом деле – за притвором, с западной части храма). Мне пришлось указать педагогу, как неправильно употреблять религиозные символы в формальных целях. Дети очень тонко чувствуют фальшь. Вместо того чтобы рассказать ребенку о принципах устройства и архитектуры храма, заинтересовать его, учитель пошел по пути наименьшего сопротивления – дал срисовать храм с картинки, ничего о нем не рассказав. А ведь это очень опасная тенденция. Святое не должно быть десакрализовано в глазах молодежи.

В постперестроечное время в целом ряде регионов ПФО спешно переучившиеся комсорги создали новые общественные организации для молодежи и заговорили о патриотизме и духовности, понимаемым сколь угодно широко, например, как приверженность неким общечеловеческим ценностям. В Россию пришли всемирно известные своей успешной деятельностью молодежные организации, например – скаутинг. Печально, что он приобретает на российской почве худшие черты пионерской организации времен застоя.

Я убежден, что среди большой массы молодежных организаций ПФО, занимающихся внеформальным воспитанием могут и должны быть организации, хотя прямо и не ставящие перед собой религиозных целей, но опирающиеся в своем воспитательном предложении на вечные ценности традиционных религий центральной России. Ошибочным представляется путь, при котором создаются чисто религиозные молодежные организации.

Поэтому, создавая в январе 2002 года уникальную для Поволжского региона мордовскую республиканскую молодежную общественную организацию "Союз православной молодежи Мордовии", я всячески подчеркивал нерелигиозный характер деятельности организации. Но при всей нерелигиозности этой деятельности, Союз православной молодежи Мордовии – организация с ярко выраженной духовной доминантой, которая утверждается на исконно православных ценностях. Сотрудничество Саранской Епархии и Союза православной молодежи Мордовии носит характер патронирования, участия священнослужителей во всех мероприятиях Союза. Так, например, присутствие священника в детском лагере позволяет использовать его не только как эксперта по различным гуманитарным вопросам, но и вносит в лагерную жизнь элемент присутствия инобытия. Священник – живой носитель той духовной культуры, к реализации которой в себе призван каждый молодой человек. Союз православной молодежи Мордовии – это организация, в которой молодые священники и миряне ведут активную созидательную и социально значимую работу с молодежью, развивая ее на личностном, автономном, ответственном и духовном уровнях.

Успешным представляется такая форма взаимодействия между молодежными организациями и традиционными религиями России как военно-историческое и реконструкторское движение. На протяжении 5-ти лет в г. Саранске проходит один из крупнейших в Приволжском федеральном округе фестиваль традиционной военно-исторической культуры и ратоборств народов России "Весенние ристания", куда съезжаются свыше четырехсот представителей историко-патриотических и реконструкторских клубов и движений из 15-ти городов России, Белоруссии, Украины. Цель фестиваля – консолидация участников военно-исторического движения вокруг приверженности традиционным религиям России – православия и ислама, глубокое уважение к историческому прошлому нашей Родины, воспитание молодых людей на идеалах воинской чести и доблести. Фестиваль проводится по благословению митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия и неизменно патронируется полномочным представителем Президента РФ в ПФО Г.А. Раппотой и Главой Республики Мордовия Н.И. Меркушкиным. Успех фестиваля обеспечивается гармоничным сочетанием трех элементов: инициативой молодых и ответственных членов клуба "Владычный полк" в составе Союза православной молодежи Мордовии, поддержанной государственными органами власти Республики Мордовия в лице Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодежи, при духовном окормлении священнослужителей Саранской Епархии Русской Православной Церкви. Именно в подобного рода взаимодействиях видится реальный успех будущей патриотической работы с молодежью, которая, в случае правильной идеологической установки, способна дать решительный отпор каким бы то ни было проявлениям политического и религиозного экстремизма, шовинизма и национализма, подрывающим целостность традиционных для России религий и расшатывающим самые основы российской государственности.

РЕКЛАМА