Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_73990.html


24 марта 2010

С начала апреля в школах 19 регионов будут преподавать ОПК

Источник: http://www.regions.ru/news/Orthodoxy/ Regions.ru

С 1 апреля ученики 4-х классов в 19 регионов страны по распоряжению президента Дмитрия Медведева запустят предмет "Духовно-нравственная культура". Предмет предполагает три модуля. Школьники будут изучать либо основы своей религии (православия, ислама, иудаизма, буддизма), либо историю религий, либо светскую этику (итого 6 вариантов).

К 25 марта во все школы этих регионов должны поступить первые учебники. По словам гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, больше всего будет выпущено учебников по преподаванию светской этики – 125 тысяч экземпляров. Анализ показывает: около 40% семей выбрали в качестве изучаемого модуля именно "Основы светской этики". Примерно треть учащихся отдала предпочтение "Основам православной культуры", около четверти – "Истории мировых религий". И совсем небольшие группы будут узнавать основы культур иудаизма, буддизма и ислама.

В Тамбовской области из 8392 четвероклассников, участвующих в эксперименте, 55% будут изучать основы православия, а 37% – светскую этику, с основами всех мировых религий сразу будут знакомиться 7%, и только 0,2% – с исламом;

в Еврейской автономной области 61% школьников выбрали основы православия. Историю мировых религий будут учить 24%, 12% решили ходить на уроки по светской этике;

на Камчатке последний предмет вышел в лидеры – ему отдали предпочтение почти 47% ребят. Основы православия станут изучать 39%;

в Красноярском крае 60% также выбрали основы светской этики, на втором месте по популярности оказалась история мировых религий (21,5%), основы православия на третьем (19%), а число тех, кто выбрал в рамках курса иудаизм, буддизм или ислам, не достигает и процента.

Пока тираж учебников по новому учебному курсу составляет 331 тысячу:

"Светская этика" – 125 тысяч экземпляров;

"Православная культура" – 80 тысяч;

"Мировые религиозные культуры" – 60 тысяч;

"Исламская культура" – 40 тысяч;

"Буддийская культура" – 14 тысяч;

"Иудейская культура" – 12 тысяч.

Автор учебника по "Основам православной культуры", профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев считает, что эти данные не отражают запросов общества, а получены под давлением. Он обратил внимание на различие между данными независимых социологических опросов, проведенных в сентябре, согласно которым 60% родителей "хотели бы видеть присутствие православия в школе", и показателями Министерства образования и науки, согласно которым ОПК выбрали только 20% родителей в этих регионах.

"Разрыв в три раза показывает, что эксперимент не отличается чистотой. Я уже объехал более половины 19 регионов, картина везде одна и та же, за исключением национальных республик", – сообщил о. Андрей.

В национальных республиках процент выбравших ОПК близок к проценту русского населения, и это говорит о том, что национальные области "менее подвержены давлению Москвы", в них более честно и открыто проходили выборы.

В других регионах – Курганской, Пензенской областях, Красноярске – "ноль избравших православие", сообщил протодиакон. "Было давление, политический заказ одной из кремлевских башен, которым выгодно занизить рейтинг Русской Православной Церкви", – отметил он. Кроме "заказа", считает автор учебника, есть лень чиновников на уровне школ и завучей.

"Дикость ситуации" состоит также в том, продолжил он, что учебники "засекречены до сих пор".

Он предложил объявить в мае "Юрьев день" – т.е. предоставить родителям возможность совершить "перевыбор", поскольку сейчас они выбирали "кота в мешке" – не видя учебника, не зная содержания предмета.

Важно донести до родителей, отметил он, что у них есть право выбора. Многие, выбирая светскую этику, думают, что это – "уроки этикета". По его мнению, в дальнейшем произойдет отток как с курса истории религий, так и с курса светской этики.

Говоря в целом о начинающемся эксперименте в 19 регионах РФ, он охарактеризовал его как "судорожные попытки России спасти самое себя". Россия стоит перед тремя вызовами: глобализация (как сохранить свою идентичность, оставаясь открытой страной); исламизация (задача курса – защитить российский, поволжский ислам от их богатых ближневосточных спонсоров) и "демографическая пропасть". В связи с этим цель курса – привить детям "вкус к жизни, вкус к жизни в России, вкус к жизни в многодетной семье".

Однако реализация эксперимента чиновниками, подытожил он, приводит на память пословицу: "Если не можешь что-то блокировать, надо это возглавить".

Протодиакон Андрей Кураев также обратил внимание на то, что задачи курса Основы религиозных культур – не расширение искусствоведческого кругозора и не воспитание чувства толерантности, как утверждают некоторые чиновники. Важно, чтобы дети смогли усвоить базовые ценности, которые хранятся в той или иной религиозной культуре. "Форма эксперимента проста, – пояснил автор, – каждая семья получает право сделать заказ школе – продолжить воспитание ребенка на базе тех ценностей, которые приняты в данной семье".

РЕКЛАМА