поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
12 февраля 2010  распечатать

Василий Щипков

Коммуникативная миссия Церкви и информационная безопасность России

Источник: Новая политика

Василий Щипков, студент МГИМО (У), факультет международной журналистики

Стабильность государства и уровень его безопасности определяет благополучие и стабильность жизни современного человека.

Национальная безопасность – это не только обеспечение безопасности в важнейших сферах государства, в которые входят – политика, правовое пространство, оборона, экономика, энергетика и освоение сырьевых ресурсов, но и правильное понимание большого и сложного спектра разных общественных явлений, таких как война, религия, история, культура и субкультура.

Несмотря на то, что эти явления обладают разным масштабом и разной значимостью, в рамках национальной безопасности, приходится говорить о них вместе, не противопоставляя одно другому. Ведь главная задача политики безопасности, выработать общие подходы, которые можно применять комплексно. Об этом говорит и сам термин "национальная безопасность". Сфера "национального" – шире сферы "государственного". Государство – это форма и необходимое условие для существования одной нации. Нация – это общество, которое ассоциирует себя с территорией и государством, а значит изучение "нации" или "национального" – это изучение как государственных явлений (здравоохранение, судебная система, оборона), так и явлений общественных (искусство, спорт, религия).

На первый взгляд подобные явления не связаны между собой. Формально они действительно не связаны. Но они присутствуют в сознании каждого человека, в виде информации, поэтому мы говорим об информации как объективном явлении. То есть, мы можем говорить, что каждое общественное явление, каждый социальный институт обладает своим объективным информационным полем. Эти поля взаимодействуют, в результате чего возникают сложные информационные процессы. Поэтому важно под информацией понимать не только сведения, данные и факты, но и информационные процессы.

Изучение и анализ информационных процессов в свою очередь составляет главную задачу информационной безопасности.

Следует различать коммуникационные и коммуникативные информационные процессы.

Под коммуникационными процессами понимают способы передачи, хранения и обработки информации, эта область, проще говоря, связана с "железом" и технологиями – интернетом, мобильной связью, различными другими коммуникационными сетями, компьютерами, носителями и базами данных. Именно к коммуникационной области относится защита от хакерских атак и физическая охрана коммуникационных сетей.

Совсем другие вопросы затрагивают коммуникативные процессы. Под коммуникативностью следует понимать – интеллектуальное общение, смыслы, заложенные в информацию. Когда человек слышит своего собеседника и даже запоминает его слова – это коммуникационный процесс, с момента, когда он его понимает – начинается процесс коммуникативный. Поэтому коммуникативный процесс связан не столько с самой информацией, сколько с общественными нормами, психологическими и психическими аспектами, нравственностью человека, его опытом. К наиболее ярким коммуникативным процессам можно отнести следующие:

1. информационно-психологические (например, качество работы СМИ, или оценка государственной политики обществом);

2. культурные (например, оценка исторических событий);

3. национальные (например, проблема интеграции гастарбайтеров);

4. эмоциональные (например, реакция общества на спортивные победы и поражения);

5. религиозные (например, проповедь Церковью нравственных норм).

Для обеспечения информационной безопасности изучать коммуникативные процессы не менее важно, чем коммуникационные. Коммуникативные процессы связаны с психологическим, эмоциональным, нравственным состоянием общества и обеспечивают социальную, а также политическую стабильность государства.

Сегодня закладываются основы информационной безопасности России, с учетом советского опыта, с учетом успехов и ошибок нынешней власти. Но чаще всего для объяснения подавляющего большинства информационных процессов, происходящих в государстве, используются категории блокового противостояния и размытые образы внешних и внутренних врагов. Мы наблюдаем, что по-прежнему популярна, так называемая, "военная метафора", то есть способ объяснять информационные процессы в военных терминах, использовать логику военного мышления, стержнем которой всегда остается образ противника: этими противниками становятся то терроризм, то коррупция, то инфляция, то люди в погонах, то глобальное потепление. Именно "военная метафора" пронизывала идеи наиболее известных геополитиков конца XIX – начала XX веков, среди них немцы Фридрих Ратцель и Карл Хаусхофер, которые обосновали статус Германии как главной континентальной силы, и чьи идеи отразились на политике Адольфа Гитлера, среди них англичанин Хэлфорд Дж. Маккиндер, который заявил о неминуемом противостоянии сухопутных и морских держав, среди них американец Альфред Мэхен, который выдвинул концепцию "морской силы" как главного фактора безусловного геополитического превосходства и доказал необходимость для США строить военные морские базы в разных регионах мира. Работы Альфреда Мэхена, как и большинство работ других названных геополитиков были написаны до мировых войн. А история 20 века стала историей их воплощения. И очевидным становится главное: "метафора войны", используемая в науке, публицистике, СМИ, деструктивна и агрессивна. Более того, с ее помощью невозможно описать природу сложных информационных процессов.

Особенно остро это чувствуется сегодня, когда информационные процессы протекают быстро и с трудом поддаются анализу. Рассмотрим в качестве примера дискуссию о введении Основ православной культуры. Она затрагивает ряд информационных областей – историческую, культурную, духовную, религиозную, экономическую, правовую. При этом дискуссия за и против ОПК в русских школах зачастую затрагивает их по отдельности, не отвечая на вопрос – каким образом введение ОПК повлияет на единое информационное пространство государства. Тем более, что сам термин "единое информационное пространство" понимается весьма смутно.

Описать информационное пространство, также как и информационные процессы, можно с двух позиций, изложенных выше, – коммуникационной и коммуникативной.

Первый подход – коммуникационный – наиболее распространен, но является неполным, поскольку затрагивает только техническую часть информационных процессов и не касается самого́ содержания информации. Этот коммуникационный подход был использован в "Концепции формирования и развития единого информационного пространства России" в 1995 года: "Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Для объяснения информационных процессов, а тем более выработки общих принципов информационной безопасности, такой подход недостаточен.

Поэтому необходимо учитывать и коммуникативный подход, где единое информационное пространство – это все коммуникативные связи, которые создают унифицированную систему взаимоотношений между людьми, и позволяют в конечном счете людям ассоциировать себя с народом, нацией и государством и представлять из себя общество. В основе коммуникативности лежат жесткие нормы, принимаемые за обязательные. Этой нормой может быть язык, позволяющий двум людям общаться. В основе государства, нации и общества также лежат определенные коммуникативные нормы.

В России сегодня сложно назвать подобные нормы, в России отсутствует идеология, не сформулирована национальная идея, исторические заслуги и примеры для подражания остались в истории, а элита не сформулировала государственные цели и приоритеты. Все это с одной стороны оберегает общество от тоталитарных настроений, но с другой, ведет к размыванию информационной целостности (то есть коммуникативной целостности), к потере понимания того, что представляет из себя Россия. Примеров такой размытости много, она отражается на основополагающих декларативных политических документах. Пример тому, нынешняя Концепция внешней политики, которая выделяет 6 глобальных и 48 региональных внешнеполитических приоритетов России, без уточнения, какие из них в самом деле приоритетные, то есть "первые по важности".

Четкие коммуникативные нормы упорядочивают важнейшие информационные процессы, придают информационной политике ясность, помогают выявить явные и скрытые угрозы информационной безопасности. Сегодня сложно представить, что могло бы лечь в основу таких норм, при условии, что они не будут связаны ни c национальной идеей, ни с идеологическими установками, ни с бесчисленными сегрегационными особенностями российского общества – национальными, языковыми, религиозными, социальными, культурными, историческими. Коммуникативные нормы это не учение, концепция или идеология, это внутренние принципы человека принятые во всем обществе и объединяющее общество, именно они лежат в основе выработки обществом важнейших решений.

Когда говорят о "здравом смысле", "добрых традициях", "порядочности", подразумевают коммуникативные нормы. Называя вещи своими именами, коммуникативные нормы возникли вокруг представления людей о нравственности и морали, которые являются созидательной силой и движителем любого общества в любую эпоху. И одна из сложнейших задач, которую ставит перед собой секулярное государство, – создать собственный источник коммуникативных норм, который может принимать различные формы и проявляться в культе императоров или вождей, сакрализации исторических событий, "метафоре войны" и гонке вооружений, культе спорта, культе полезных ископаемых. Формирование государством коммуникативных норм, то есть должного представления о нравственности, и есть по большому счету формирование информационной политики. В результате, в одних информационных областях информация табуируется, в других умалчивается, в третьих – власти формируют особое общественное мнение. Надо признать, что такая политика приносит положительные эффекты: общество структурируется, принятие политических решений становится понятным и логичным и для власти, и для народа. Однако в случае сильных социальных потрясений и кризисов такая информационная политика не всегда оказывается эффективной. Когда общество перестает верить проповедуемым государством коммуникативным нормам, и эти нормы перестают быть нормами, то общество ослабевает и разваливается, растет внутреннее напряжение, которое при небольшом толчке ведет к крупным потрясениям, росту преступности, гражданским войнам, распаду государственности. И как показывает история, дольше всего существовали и быстрее всего развивались те цивилизации, которые в основу государственных коммуникативных норм закладывали божественное представление о нравственности.

Церковь в России – это социальный институт, который проходит сегодня сложный путь осмысления своей роли. Церковь отделена от государства и системы государственного управления. Это отделение закреплено дважды, в Конституции – со стороны государства, и в Социальной концепции РПЦ – со стороны самой Церкви. Однако это не означает, что сферы интересов Церкви и государства лежат в разных плоскостях. Эта плоскость одна и та же – человек. Государство обеспечивает его физическую безопасность, а Церковь – духовную и нравственную. Однако приведенное выше описание природы коммуникативных норм – ведет нас еще к одному выводу: физическая безопасность целого государства и каждого отдельного человека основана на нравственных представлениях этого человека и этого государства. И чем прочнее эти представления, тем прочнее вся государственная система.

Наиболее прочные, вернее – непререкаемые, нравственные истины проповедует Церковь. Церковь говорит о том, что критерии нравственности не были выработаны человеком, они имеют божественное происхождение, и поэтому не требуют для человека логического или научного доказательства, так как основываются на его личном духовном опыте.

В последнее время много говорится о необходимости нравственного воспитания и возрождения духовных истоков. Этот мотив проходит через основополагающие декларативные документы, в том числе через Концепцию информационной безопасности России, где 23 раза употребляются термины "духовность", "духовные ценности", "духовное возрождение", "духовное обновление", "духовное сознание". Возникает ситуация, при которой становится непонятно, что имеется в виду под этим несветским термином, употребляемом в светских документах.

Очевидно, что сегодня употребление в политических документах таких терминов, как "духовность", – связано с поиском смыслов, морали, нравственных ориентиров, которые станут общепризнанными и общеобязательными и составят основу коммуникативных норм.

Помочь найти их и осмыслить должна Церковь, именно в Церкви находится их источник, первоначальный и неиссякаемый, черпаемый из опыта Писания и Предания. Перед Церковью возникает сложная задача: осмыслить базовые термины, на которых строятся коммуникативные нормы – такие термины как добро и зло, нравственность, духовность, патриотизм, свобода, справедливость; вернуть их исконное, идеальное значение.

Усиление коммуникативных норм, наполнение их традиционными для России христианскими смыслами развивает способности человека адекватно оценивать сложные информационные процессы, ведет к консолидации общества, улучшает способности государства адекватно реагировать на информационные угрозы.

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Василий Щипков

сюжеты:

Религиозная журналистика: цели, задачи, проблемы

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

03.12.2023

Щипков. "Тезисы Путина и тезисы Патриарха. ВРНС-2023"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 287

01.12.2023

В Российском православном университете прошла конференция "Русский взгляд на феномен нацизма"

28.11.2023

Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл выступили на пленарном заседании XXV Всемирного русского народного собора

А.В. Щипков награжден медалью "Патриаршая благодарность"

27.11.2023

Состоялось заседание идеологической сессии XXV Всемирного русского народного собора

26.11.2023

Щипков. "Про неграждан и инфомошенников"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 286

18.11.2023

Депутаты Госдумы и профессура Российского православного университета обсудили вопросы признания человеческой жизни до рождения

12.11.2023

Щипков. "Путин – Валдай 2023"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 285

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты