поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
25 января 2010  распечатать

Виктор Малухин

Крест патриарха

Источник: Журнал "Северный Благовест"

5 декабря 2008 года, в день попразднства Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, на восьмидесятом году жизни и на девятнадцатом году Первосвятительского служения, в своей резиденции в Переделкине почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Нежданная эта кончина совлекла с плеч пятнадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви незримый, но тяжкий Патриарший крест, который он пронес не сгибаясь и не помышляя переложить на другого. Ныне этот Первосвятительский крест обрел видимые для всех очертания, покрыв собою свежее надгробие в месте последнего упокоения Святейшего Патриарха Алексия – в Кафедральном Богоявленском соборе в Москве.

Прославит ли однажды Бог новопреставленного Патриарха в лике святых Своих угодников, подобно трем из четырнадцати русских Первосвятителей, – об этом нам, современникам его жизни и его трудов, его подвигов и его молитв, его служения и его ухода, знать не дано. Но нам выпало видеть и разделять глубокую скорбь верующих самой многочисленной Поместной Церкви православного мира, оплакивающих кончину своего духовного Владыки и отца.

Нетипичный Предстоятель

Святейший Патриарх Алексий (Ридигер) был, пожалуй, самым нетипичным из всех его собратьев, когда-либо занимавших в России Первосвятительскую кафедру, и особенно – по сравнению с Патриархами советского времени. Ибо он не просто принадлежал к обрусевшей шведско-германской дворянской фамилии, верно служившей не одно столетие русскому престолу и прославившей родовое курляндское имя и в победоносной Отечественной войне 1812 года, и в несчастливой Крымской кампании 1855-1858 годов. Более того, Бог судил ему появиться на свет в 1929 году в День Советской армии, но за пределами тогдашней Советской России, во враждебной ей Эстонии, в семье, как тогда было принято говорить, белоэмигрантов.

По этой причине будущий Патриарх Московский и всея Руси ни дня не учился в советской школе, не имел представления ни о пионерии, ни о комсомолии, ни о "руководящей и направляющей роли Коммунистической партии". Но зато нередко выезжал с родителями и друзьями в пограничный эстонский Изборск, откуда в хорошую погоду можно было различить золотые купола Псково-Печерской лавры на русской стороне. И с детских лет совершал регулярные паломничества на принадлежавший тогда Финляндии остров Валаам, где мальчика наставляли и просвещали тамошние духоносные старцы, укрывшиеся от мира в древней православной обители. А после оккупации Эстонии гитлеровцами юный Алеша прислуживал как псаломщик и алтарник своему отцу, священнику Михаилу Ридигеру, совершавшему в германских лагерях перемещенных лиц богослужения для советских военнопленных.

Таким образом, при всей уникальности и непохожести ни на какую другую этой биографии, жило в душе будущего Патриарха Алексия II то главное, что роднило его с прославленными предшественниками по Первосвятительскому служению: любовь к России и ее народу, всецелая проникнутость русским духом и преданность Матери-Церкви. Не в последнюю очередь именно благодаря этому по милости Божией ему удалось стать диаконом и священником Русской Церкви в период правления Сталина, епископом – во времена Хрущева, архиепископом и митрополитом – при Брежневе, а Патриархом – при Горбачеве.

Патриарх весны Православия

Однако сам Алексий II именовал эпоху своего Патриаршего служения временем "второго Крещения Руси". До той поры советская власть великодушно оставляла Православной Церкви, по образному выражению Святейшего, единственный выбор – между петлей и удавкой. Но под водительством избранного в 1990 году Патриарха Алексия Церковь вышла из социальной изоляции, в которую была насильственно помещена в продолжение семи десятилетий, на вольный простор предназначенного ей служения человеку, обществу, Отечеству.

Алексий II был Патриархом в годы правления четырех Президентов – Горбачева, Ельцина, Путина и Медведева, связав своей незаурядной личностью, символизировавшей достоинство Русского Православия, столь несхожие и противоречивые периоды новейшей истории России. При его активном участии сложилась нынешняя сбалансированная и гармоничная система церковно-государственных отношений, основанная на взаимном уважении, понимании интересов партнера, невмешательстве духовной и светской властей в прерогативы друг друга, а также на их эффективном соработничестве в социальной сфере. Патриарх Алексий столь мудро и твердо провел церковный корабль через рифы и бури нашей новейшей постсоветской действительности, что ныне Церковь в России оказалась более свободна, чем в любую предшествующую эпоху своей богатой истории, в том числе и до революции.

Когда новоизбранный Патриарх Алексий II принял под свой омофор ослабленную десятилетиями государственных гонений и утеснений Церковь, редкие действующие храмы, широко разбросанные по пространствам Русской земли, были подобны теплящимся вдали друг от друга, одиноким свечкам. Поэтому в нынешние годы русского церковного ренессанса Патриарх Алексий приравнивал восстановление разрушенных, опоганенных храмов и монастырей, возрождение попранных православных святынь к великому монашескому подвигу молитвы за жизнь мира. И если на весь СССР последнего периода его существования оставалось 18 православных монастырей, то сегодня их число превышает 800, а число храмов ныне достигает 30 тысяч.

Другая ипостась труднейшей задачи церковного возрождения заключалась в духовном врачевании душ тех людей, которые в нескольких поколениях были насильственно отторгнуты от отеческой веры. И если в совсем недавнем прошлом самым частоупотребляемым собирательным образом богомольцев в православном храме были головные платочки пенсионерок, то сегодня среди прихожан преобладают женщины и мужчины самого активного трудоспособного возраста, а также молодежь и дети. И все больше наших соотечественников стремятся строить свою личную, семейную, общественную судьбу и даже профессиональную деятельность в согласии с христианскими принципами, о которых Святейший Патриарх Алексий говорил так: "Что посеешь в земной жизни, то пожнешь в жизни вечной, где от дел своих прославишься или постыдишься. Творя добро здесь, мы собираем себе сокровища на небесах. Ибо сотворивший благо ближнему сделал это Христу Спасителю".

Сегодня Православная Церковь располагает новыми Духовными семинариями и академиями, гимназиями и детскими приютами, она представлена в армии и в правоохранительных органах, в больницах и тюрьмах, Слово Божие распространяется православными издательствами, газетами и журналами, радиостанциями и телеканалами... Не такая уж долгая история Патриаршества Алексия II столь насыщена беспрецедентными и чрезвычайно значимыми событиями церковно-общественной жизни, что из них трудно выделить какое-то одно, назвав его главнейшим символом. Первый Крестный ход во главе с Патриархом из Кремля через всю Москву? Возрождение на прежнем месте грандиозного Храма Христа Спасителя? Ежегодные Всемирные Русские Народные Соборы? Свято-Серафимовские торжества в Сарове и в Дивееве? Триумф Патриаршего выступления в Совете Европы? Благословение в храме избранных Президентов России на государственное служение?

Итак, Алексий II был Патриархом новой весны Русского Православия. И он же был Патриархом народного единства и согласия. Убежден, что угроза раскола – и церковного, и гражданского, и политического – была в его глазах самой большой, самой страшной и самой нетерпимой опасностью нашему национальному бытию.

"Удерживающий" против тайны беззакония

Во Втором Послании апостола Павла к фессалоникийцам есть таинственные, тревожащие слова: "...Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес. 2. 7). Кто этот "удерживающий", которому до времени удается не отдавать наш мир во власть сынов погибели? Разные богословы толковали идею об "удерживающем" многократно и многоразлично. Применительно к судьбе Русского Православия на сломе эпох и тысячелетий очевидно, что таким "удерживающим" был Святейший Патриарх Алексий II. Ибо в ситуации, когда СССР начал стремительно распадаться на новые независимые государства, возникла реальная опасность, что единая Русская Церковь, остававшаяся одной из последних духовных скреп постсоветского пространства, усилиями националистических элит на окраинах бывшей империи будет разорвана на множество осколков. Патриарх Алексий совершил все возможное и невозможное, чтобы не допустить этой новой трагедии страны.

Однако подогреваемый местными политиками-националистами раскол в лоне Украинской Православной Церкви Московского Патриархата оставался все эти годы незаживающей раной в его сердце. Поэтому, несмотря на категорический запрет врачей, он отправился в нынешнем июле в Киев, где под прикрытием празднования 1020-летия Крещения Руси антироссийскими силами планировалось отторжение канонического Украинского Православия от Русской Церкви. И повсюду, где бы он ни появлялся, верующие встречали его многоголосым скандированием единеми усты и единем сердцем: "Алексий – наш Патриарх!" Из Киева Алексий II должен был отправиться на восток Украины, в русскоязычный Донецк. Но тем жарким летом – его последним летом – силы оставили его...

А пятнадцатью годами ранее сердце Патриарха не выдержало накала братоненавистнического противостояния соперничающих политических сил и предчувствия гражданской войны в Москве 1993 года. И как знать, может быть, "тишайшие переговоры", которые без устали велись в Даниловом монастыре при посредничестве Патриарха, а также Патриаршее моление пред образом Владимирской иконы Божией Матери, впервые принесенной из Третьяковской галереи в Богоявленский Кафедральный собор, избавили тогда Россию от большой крови. Патриарх Алексий не раз говорил, вспоминая те события: "Предстательством Царицы Небесной суд об Отечестве нашем был преложен на милость".

Имя в истории

Но даже на этом впечатляющем фоне выдающимся успехом патриаршей политики единства и уврачевания разделений любовью останется в истории России воссоединение в мае 2007 года Православной Церкви в Отечестве и Русской Зарубежной Церкви. Так под сводами Храма Христа Спасителя, где ныне отпевали Святейшего Патриарха Алексия, в XXI веке был положен конец трагическому расколу, восходящему к революции и Гражданской войне. А возможно это стало только после того, как по инициативе Патриарха Алексия Московским Патриархатом были прославлены в лике святых Царственные страстотерпцы – семейство последнего российского императора Николая II, а также сонм новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру Православную от безбожной власти в XX веке.

И, словно завершив важнейшее дело своей жизни и своего служения, как бы почив от великого духовного труда, в нынешнем году один за другим отошли ко Господу митрополит Лавр и Патриарх Алексий, поставившие свои имена на Акте о каноническом общении в лоне восстановившей свою целостность Русской Церкви.

Патриарх Алексий II войдет в историю Русского Православия и как самый неутомимый Первосвятитель, возглавивший наибольшее число богослужений. Он посетил наибольшее число епархий – 81, причем многие из них не по одному разу, совершил по стране и за рубежом более 120 Первосвятительских визитов. Патриархом были рукоположены в священный сан 84 епископа, более 400 священников и почти столько же диаконов.

А в истории Вселенского Православия останутся разработанные по благословению Патриарха Алексия II и под непосредственным руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла такие фундаментальные богословские доктрины, как "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", "Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию", "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека". Ничего подобного до сих пор не знала ни одна Поместная Православная Церковь.

Местоблюститель

Именно митрополит Кирилл на внеочередном заседании Священного Синода в Переделкине был избран Местоблюстителем Патриаршего престола. Знаменательно, что это произошло 6 декабря – в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, которого митрополит Кирилл представлял в телепроекте "Имя Россия".

Также бросается в глаза, что некоторые сюжеты биографии Патриарха Алексия и митрополита Кирилла обнаруживают черты внешнего сходства: оба они сыновья священников, оба с детства совершали паломничества и ездили на богомолье, оба рукоположены во епископа митрополитом Никодимом (Ротовым), оба в годы Советской власти подвергались ограничениям и утеснениям в своей церковной деятельности. Наконец, уже в наши дни оба стали главными объектами нападок епископа-раскольника Диомида и его сторонников, выступающих за изоляцию Русской Церкви от общества, от мира.

10 декабря Священный Синод под председательством митрополита Кирилла определил даты Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви, которым предстоит избрать шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Кворум Собора составят архиереи, представители духовенства, монашествующих и мирян.

Однако уже сегодня, в этот переходный период недругами Русского Православия предпринимается очередная, но самая ожесточенная атака против Церкви. И, значит, дело отстаивания единства и согласия, которому была посвящена жизнь новопреставленного Патриарха Алексия, должно будет продолжено его преемником.

В путь всея земли

Думали ли обо всем этом десятки тысяч людей, выстаивая под необычным для Москвы декабрьским дождем многочасовые очереди к Храму Христа Спасителя, чтобы проститься с тем, кого на протяжении восемнадцати лет церковные службы именовали "Великим господином и отцом нашим"? Не знаю. Мне, например, вспоминалось, что Патриарх любил собирать грибы, деликатно стараясь при этом не попадаться на глаза другим любителям "тихой охоты", чтобы не смущать их своим присутствием.

Помню его короткий и острый, до глубины твоей души достигающий взгляд. Простоту и строгость. И то, как отзывчив он был на обыкновенную человеческую приязнь, а на шутку реагировал сдержанно, но благодарно. Сам любил приговаривать: "Пироги – мои враги, а пирожки – мои дружки".

Обожал возиться со своей живностью – ягненком, козочками, курочками, персиковым кокером, попугаем. При этом отнюдь не был сахарным Дедом Морозом, но мог предстать неуступчивым, жестким, решительным. Не выносил, когда им пытались манипулировать.

Изредка мог пригубить вина, предпочитая красное сухое. Пользовался авторучкой, заправленной зелеными чернилами. Когда бывал удовлетворен работой своих помощников, находил время собственноручно составлять им благодарственные письма, порой довольно пространные. Молился о близких тех, кто к нему обращались с такой просьбой.

В его рабочей резиденции разновеликие часы с боем пели на свои механические голоса по очереди, словно передавая эстафету друг другу.

Последним текстом, подписанным 4 декабря 2008 года Святейшим Патриархом Алексием, стало поздравление с 50-летним юбилеем Союза российских писателей. Там он впервые процитировал строки Николая Гумилева:

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово это – Бог.

И еще помню поразившие меня слова, сказанные Патриархом Алексием после одного трудного выздоровления несколько лет назад: "Господь посетил меня болезнью".

В день отпевания Патриарха Алексия перед глазами проходят живые картины. Вот в весенний праздник Благовещения, стоя на ступенях кремлевского собора, он в последний раз выпускает на волю белоснежного голубя. Но душа его еще не отлетела. Вот последним в его земной жизни Великим постом 2008 года он читает перед народом при свете одинокой свечи Покаянный канон Андрея Критского. Но Патриаршая свеча в тот момент еще не догорела. Вот он среди детей, которых так любил. Но чадами его были все мы.

Таким мы его и запомним. И по русскому обычаю скажем вослед нашему Патриарху, уходящему от нас в путь всея земли: "Царство Небесное, вечный покой!"

Декабрь 2008 года

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Виктор Малухин

сюжеты:

Кончина патриарха Алексия II

ЩИПКОВ
НОВОСТИ

17.07.2019

Около 60 тыс. человек приняли участие в "Царском крестном ходе" в Екатеринбурге

Во Франции принят закон о реставрации сгоревшего Нотр-Дама

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством организовал очередной Евразийский форум казачьей молодежи

16.07.2019

Молодоженов будут пускать без очереди к мощам Петра и Февронии в храме Христа Спасителя

Трое священников перешли из Константинопольского патриархата в РПЦЗ

Троицкий храм при бывшем приюте Бахрушиных отреставрируют за счет бюджета Москвы

Состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с делегацией католического фонда "Urbi et orbi"

Председатель ОВЦС встретился с руководителем Центра межрелигиозного диалога Организации по культуре и исламским связям Ирана

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

16.07.2019

Информационно-аналитический портал "Материк":
Дмитрий Мышецкий
"Спящие" православного Екатеринбурга?

28.06.2019

Коммерсантъ:
Путин считает, что либеральная идея изжила себя

23.06.2019

Официальный сайт Московского Патриархата:
протоиерей Николай Данилевич
В Киеве бунтуют против томоса. Те, кто его добивался. Интервью с протоиереем Николаем Данилевичем

02.06.2019

ИА "Новороссия":
Дмитрий Бабич
Дмитрий Бабич: Ультралиберализм – новый вызов России

НП "Русская культура":
Татьяна Игошева
Татьяна Игошева. О принципе "прозрачности" в лирике Олега Охапкина

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты