поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
18 декабря 2009  распечатать

Александр Минеев

Европа смотрит на минареты со своей колокольни

Европейское общество становится более толерантным, но требует толерантности и от мусульман

Источник: Новая газета

Вдоль полицейских ограждений, выставленных вокруг площади Шумана на время саммита Евросоюза, шли женщины в хиджабах, а некоторые и в "бурках" (паранджах). Они направлялись в парк "Сэнкантенер" (50-летия Бельгии), где торчит минарет главной брюссельской мечети. Невысокий, но заметный.

Мужчины-мусульмане, конечно, тоже шли в мечеть, но мало выделялись внешним видом в вавилонском столпотворении "европейской столицы". В то время как лидеры 27 стран рассуждали о не столь отдаленной перспективе приема в ЕС Боснии и Албании и более спорной – Турции, в мечети шла праздничная служба...

По дороге из своего очень "белого" района Юккль в центр я обычно проезжаю по улице Мерод. Улица носит имя бельгийского аристократического рода, но я называю ее "арабской". Здесь не смотрят местных и иных европейских каналов. На этой улице – свое настроение, свой ритм и даже свои правила движения. Кто-то выскакивает на красный, сделав знак рукой, что ему очень нужно. Или вдруг остановится прямо перед вами, встретив приятеля. И искренне возмутится, если вы пикнете или мигнете фарами... Здесь свои булочные с лавашами, чайные без пива, халяльные мясные лавки, дешевые мастерские автосервиса. Дети играют на мостовой, нехотя уступая ее машинам. Таких мусульманских улиц-деревень в Брюсселе немало.

После Второй мировой войны в Бельгии, которая была тогда крупной колониальной державой, мусульманского населения не было. И только в середине 60-х на фоне экономического бума начался массовый завоз рабочих из Марокко и Турции в угольные шахты и на металлургические заводы Шарлеруа и Льежа. Приезжие имели право на воссоединение семей, поэтому многие после заработков не уезжали, пускали корни в Европе. 19 июля 1974 года парламент принял закон о "светском признании магометанской религии в Бельгии".

Если в 1980-х годах в Бельгии с ее 10-миллионным населением около 200 тысяч считали себя мусульманами, в 1990-х – 350 тысяч, то по последним данным – почти полмиллиона. Они сосредоточены в крупных городах.

Профессор Якоб Махи, который преподает ислам в вузах Бельгии и университете Шарля де Голля в Лилле, считает, что мусульмане давно стали органической составляющей бельгийского культурного пейзажа. Как, впрочем, и французского, британского, голландского... Но жалуется, что для властей ислам перешел из области "дипломатической" в "полицейскую", из ведения МИДа и посольств в ведение МВД и службы госбезопасности. Амальгаму "ислам – иммиграция" постепенно сменила "ислам – терроризм – преступность".

Однако служба госбезопасности Бельгии настроена вовсе не так антиисламски. "Мусульманские экстремисты" составляют, по оценкам Комитета R, в ведение которого входит борьба против терроризма и экстремизма, "максимум два процента", или чуть более 8 тысяч из полумиллионного мусульманского населения страны. К тому же это не значит, что все 8 тысяч сразу готовы надеть пояса шахида. Для Комитета R экстремист – это тот, кто "поддерживает радикальные меры для достижения политических целей, а именно расистских, тоталитарных или авторитарных, противоречащих правам человека и принципам демократии" (кого у нас в России можно подвести под такую формулировку?).

Результаты референдума о минаретах (57% высказались за запрет на их строительство), проведенного недавно в Швейцарии, оказались сюрпризом для политической элиты ЕС, хотя она и знала о росте антиисламских настроений среди народа.

"Я на сто процентов атеист, – ответил на мою просьбу прокомментировать волеизъявление швейцарцев министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. – Я против того, чтобы какая бы то ни было религия оказывала существенное влияние на государственную и общественную жизнь. Но в демократическом обществе должна быть свобода любой религии в частной жизни. Думаю, что во Франции таких запретов не будет" (хотя запрет на хиджаб в госучреждениях и государственных школах есть. – А.М.).

Мой давний приятель и коллега, журналист-расследователь Клод Монике, семь лет назад основавший Европейский центр стратегической разведки и безопасности, имеет много информации об исламском подполье в Бельгии, к которому тянутся нити от терактов в других европейских странах и даже в Афганистане ("пандшерского тигра" Ахмад-Шаха Масуда ликвидировали граждане Бельгии. – А.М.). Два года назад Клода жестоко избили на выходе из студии телевидения, где на ток-шоу он оправдывал запрет хиджабов в государственных школах. Тем не менее этот человек с еврейскими корнями решительно против того, чтобы смешивать религию и экстремизм.

"Швейцарский референдум был бесполезен, потому что вопрос о минаретах – это ложная проблема, – сказал он "Новой". – В минаретах нет политического символа. Нет никаких оснований ожидать, что они начнут расти как грибы, а если даже и так, то это лишь проблема городского пейзажа.

Референдум был глупым и контрпродуктивным, потому что, выдвинув ложную проблему, создал нарыв, подобный тому, что возник после карикатур на пророка Мухаммеда. Референдум дал лишний аргумент тем, кто обвиняет Запад в "исламофобии". Его результаты опасны, потому что создали впечатление, будто швейцарцы отвергают ислам как таковой, а не исламский фундаментализм. Они толкают европейских мусульман на союз с фундаменталистами. Этот референдум аморален, потому что любое вмешательство в личную жизнь и религиозную практику недопустимо, если не обосновано требованиями общественного порядка.

Существует ли исламистская угроза Европе? Конечно. В некоторых кругах, связанных с братьями-мусульманами и имеющих большое влияние на молодежь, есть планы посеять рознь между религиозными общинами, внедрить шариат в общественную жизнь. Более того, сегодняшняя Европа экспортирует радикальный исламизм в мусульманские страны. Почти во всех раскрытых в последние годы террористических группах в Марокко были обращенные в ислам европейцы или мусульмане, рожденные и воспитанные в Европе".

У "прямой демократии" швейцарского типа есть очевидные изъяны. Она упрощает сложные проблемы и отдаляет их решение, спуская его на уровень предрассудков и дилетантства. Немусульманское население Европы вольно или невольно связывает символику ислама с насилием и нетолерантностью. Даже если европейские мусульмане заверяют, что это вовсе "не их ислам". Это все равно что бояться современных католиков, представляя костры инквизиции.

Судя по опросу, проведенному в Бельгии по заказу журнала "Суар-магазин" по свежим следам швейцарского референдума, бельгийское общественное мнение мало отличается от швейцарского. 38% "бельгийцев с улицы" – за запрет строительства минаретов, а 61%: вообще не хотели бы видеть мечеть в своем квартале. Некоторый нюанс придает раскладка по возрастам. В группе старше 50 противники минаретов составили 47,9%, в группе 30 – 49 лет – 32,8%, а среди молодежи до 29 лет – 29,9%. Европейское общество становится более толерантным, но требует толерантности и от мусульман.

Фонд короля Бодуэна опубликовал исследование по марокканской общине в Бельгии, из которого видно, что проблема скорее не религиозная, а социальная. Каждый второй выходец из Марокко живет здесь ниже черты бедности, и более трети предпочитают идентифицировать себя как мусульмане, а не как марокканцы или бельгийцы. Менее 30% работают за зарплату, 20% – безработные, остальные входят в туманную категорию "семейного бизнеса". Базар, лавки, фастфуд, авторемонт. Им часто отказывают в приеме на работу из-за арабского имени или просто по фейсконтролю. С такими данными не во всяком районе Брюсселя можно снять жилье. Молодежь третьего и четвертого поколений говорит об "узаконенном расизме". Но предпочитает демократию, ценит бельгийскую социальную систему и уважение прав человека по сравнению с исторической родиной, куда не хочет возвращаться.

P.S. 16 декабря представитель исламской общины Женева Хафид Куардири подал иск против запрета на строительство минаретов в Швейцарии в Европейский суд по правам человека.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты