поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
15 декабря 2009  распечатать

Протодиакон Андрей Кураев

Основы православной культуры – главы нового учебника протодиакона Андрея Кураева

Источник: Православие и мир

Секретарь комиссии и председатель редколлегии официального учебника по "Основам православной культуры" известный миссионер протодиакон Андрей Кураев завершает работу над учебником. Мы публиковали интервью отца Андрея о готовящемся учебнике Каким будет новый учебник?. Сегодня мы предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми главами учебника, активное обсуждение которых ведется в интернет-дневнике отца Андрея. Полемика вокруг опубликованных в интернете фрагментов идет уже не первый месяц, и, присоединяясь к дискуссии, мы приглашаем к обсуждению глав книги отца Андрея, ждем откликов и развернутых отзывов.

Наши учебники не могут быть абсолютно религиозно нейтральными по многим причинам. Одна из них – написание имен, выбор буквы. Ну, скажем, у буддистов принято слово "Учение" писать с большой буквы, у мусульман или христиан этого нет. Слово Бог с большой буквы или с маленькой? Слава Богу, по этому вопросу сейчас есть консенсус.

Дальше, как иные имена писать? Муса, Моисей, Моше? На уроке основ православной культуры или даже светской этики, скорее всего, будет Моисей.

Скажем, такие выражения как "Ветхий Завет". В иудаизме нет понятия "Ветхого Завета", у них те же книги называются Танах. Есть вещи, которым не избежать определенной конфессиональной окраски. Поэтому предлагается определенный выбор. Но есть при этом очень жесткие ограничения. Недопустима никакая критика соседей. Ты можешь излагать свои верования, но не упоминай критически ни о ком, не говори, что наша вера лучше, чем соседская.

По этой причине, например, мне в своем учебнике пришлось опустить классический рассказ о том, как князь Владимир выбирал христианскую православную веру. Для меня большая проблема методическая, как объяснить детям, как Ветхий Завет относится к Новому, при этом, если этот текст попадет на глаза соседскому мальчику-иудею, чтобы для него это не было обидно.

В проповеди в храме я могу сказать, что Ветхий Завет – педагог ко Христу, это детский сад, люди повзрослели, и тогда пришла полнота времен. Ну а если еврейский мальчик услышит это в классе и спросит: "Это что, вы нас считаете недоразвитыми?" Это невозможно. Поэтому я очень хочу, чтобы эту главу посмотрели бы и мои коллеги, которые пишут иудейский учебник, посоветовались бы.

При всем при том на нашей стороне, на стороне православных авторов, есть огромное преимущество, о котором, кажется, еще не догадывается Министерство образования. На нашей стороне гений русского языка. Потому что ведь все учебники будут на русском языке. А как вы думаете, сколько есть стихотворений на русском языке христианских, а сколько – буддистских? Ну, может, у Бориса Гребенщикова что-нибудь, но и то он буквально вчера заявил, что он православный. А на нашей стороне стихи Пушкина, Лермонтова.

Вводный урок

(Вводный урок для 4 класса. Официальная тема: "Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека. Россия – наша Родина")

Урок 1. Вера России

Ключевые слова: культура, самопознание

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.

Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей и с молодыми мечтами.

С первых дней моей жизни вокруг меня родные люди. Постепенно их круг расширялся. Родственники, друзья, соседи... И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.

Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. Даже не зная друг друга, мы все равно в чем-то зависим друг от друга.

Пятьдесят лет назад над землей взлетел один молодой и никому неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу огромную страну. И до сих пор мы с доброй гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.

Что же нас объединяет? Общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

Культура – это такие поступки людей, которые не встречаются у животных. И поэтому самое важное в культуре – это мотивы вот таких, своеобразно-человеческих поступков.

Почему человек поступает так, а не иначе? Как люди различают добро и зло, правду и неправду? Ответы на эти вопросы – в мире культуры.

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как провести праздник? Как пережить потерю? – Это тоже вопросы культуры.

Эти правила жизни люди впитывают с первого дня своей жизни.

Свою культуру человек не выбирает. Он ею дышит, он в ней растет.

Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

Даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по разному. Например, все люди осуждают ложь. Но кто-то объяснит: "не лги, потому что однажды и тебе солгут". А кто-то скажет: "не лги, потому что всякую ложь видит Бог".

В нашей стране живут люди разных культур и разных убеждений. Например, жители России по-разному представляют себе отношения человека и Бога. Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи... Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

Россия же стала такой большой именно потому, что она разрешала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

На страницах именно этого учебника мы будем знакомиться с основами православной культуры.

Ну, а поскольку культура – это то, что отличает человека от животных, значит, мы будем знакомиться с самими собой. Это называется – "самопознание".

ВРЕЗКА

В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:

"В праздничные дни все поспешали в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины... Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоял на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!".

"Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников".

"По отчеству зовут даже крестьян".

"Черный хлеб любят больше белого".

"Собак кормят всегда мясом, а поят молоком. Поэтому каждая собака в силах бороться с толпой".

"Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами".

"На Пасху все целовались. Мы горели от стыда, когда женщины и девицы целовали священников, а священники целовали их, говоря "Христос воскресе!".

"Торговля московитов деспотичная, торговля сытых людей. Говорят они при торговле мало. При попытке торговаться сердятся. Цена одинаковая на всем рынке".

"Когда мы вошли в больницу, от дурного запаха не могли оставаться в этом помещении смотреть на больных. Царь же подходил к каждому больному и целовал его в голову, уста и руки – и так до последнего".

Вопросы:

1. Какие проявления культуры вам знакомы? А именно православной культуры?

2. Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?

Урок 1. Бог

4 класс

Сначала размышляем сами

Знаете ли вы, что слово "спасибо" – это сокращённое произнесение пожелания: "Спаси Бог!". Задумывался ли ты о том, почему люди дают друг другу такие напутствия? Объясни своё мнение по этому поводу.

Множество детских рук гладили котенка, которого Ваня только что на глазах у всех спас от cобаки:

– А тебе не страшно было?

– Поначалу было...

– А потом?

– А потом я кое-что вспомнил...

– Вспомнил? что? о чем? кого? – наперебой загалдели друзья.

– Вспомнил, что с Богом бояться не надо.

Ребята в недоумении замолчали.

Быстрее всех на новое слово среагировала Леночка:

– Бог это кто? Дяденька в черном платье и бородой? Я его по телевизору видела! Но тут его не было!

Все засмеялись, включая Ваню. Но затем он стал серьезным:

– В черном платье и с бородой это, наверно, священник. Это человек, который служит Богу. А Бог...

Ваня снова растерялся. А потом тихо сказал:

– Ну не смогу я этого описать. Просто когда я вспоминаю о Боге, мне бывает хорошо. Ну, как бывает, когда вместе с отцом что-то мастеришь. Или когда мама обнимает. Но маму-то я вижу. А Бога я не вижу. А все равно что-то чувствую...

Из школы вышел учитель физики. Ребята бросились к нему с вопросом – "Что такое Бог?!"

Учитель ответил по ученому:

– Под словом Бог понимается Разум, который создал весь наш мир и человеческий род. Миру он дал физические законы, а человеку – нравственные. Камни просто подчиняются законам природы. Им для этого свобода не нужна. А чтобы исполнять законы нравственные, Творец дал человеку еще и свободу. Но свободный несмышленыш может быть опасен. Поэтому раз есть свобода, то к ней полагается еще и разум. Однако, голый разум без любви тоже опасен. Поэтому еще людям дана любовь. Ну, а тот, кто дает такие дары, сам, конечно, ими обладает. Итак, Бог – это свободный Разум, который создал мир и любит свое творение.

Тут подошла учительница русского языка и присоединилась к беседе:

– А я по правде сказать, не знаю, есть Бог или нет. Но хорошо, что вам это интересно. А Ваня молодец. Человек, верящий в Бога, очень часто именно благодаря своей вере совершает светлые, добрые и отважные поступки. И если он верит в любовь и в любящего Бога, то это придает ему силу, и он сам становится добрее.

Я знаю, что вера в Бога всегда вдохновляла людей на создание прекрасного: храмов, икон, картин, стихов, музыки... И ещё всё, что связано с именем Бога, даже на письме оформляется особым образом! Загляните в нашу "Копилку знаний". Заодно узнаете о происхождении слова "Бог".

– А сейчас Бог нас видит?

Физик авторитетно подтвердил:

– Пожалуй, да.

Дети стали тревожно осматриваться...

– Так Бог за нами подглядывает!

Привыкший к точности физик не согласился:

– Нет! Подглядывать значит делать что-то втайне. А Бог и не скрывает от людей, что Он всегда здесь. Чтобы кому-то помочь, надо же видеть, что происходит и быть рядом! Кроме того, подглядывают чужаки. А когда на тебя смотрит тот, кто любит тебя и тот, кого любишь ты – это же не шпионство!

– А откуда мы можем знать, что Бог любит нас?

– Все, что касается любви – это очень тонкая материя. Но люди как-то умеют это ощущать. Наверно, если бы Ваня не верил и не чувствовал, что он любим и храним – он бы и к собакам не решился подойти. Правда, Вань?

Ответа никто не услышал. Ваня так смутился от того, что его тайна вышла наружу, что незаметно убежал.

Копилка знаний для тех, кто хочет знать больше

ИСТОРИЧЕСКАЯ

Как-то Ньютон принимал у себя дома гостей. Это были его коллеги, профессора того университета, где трудился Ньютон. В беседе Ньютон упомянул о Боге, который создал наш мир. Один его собеседник возразил: "ну что, вы, господин Ньютон, никакого творца у нашего мира нет. В природе все создается и развивается само собой, без вмешательства какого-то божественного разума!". Хозяин дома не стал спорить. Но после чая он пригласил гостей в свою лабораторию. Украшением лаборатории Ньютона была модель Солнечной системы. Это был как бы глобус из тонких прутиков. На прутья были нанизаны шарики-планеты. В центре был светильник-солнце. Вокруг третьей планеты – Земли – вращалось луна. Планеты можно было передвигать по прутьям, выстраивать из них разные сочетания, показывать причины затмений и тому подобное.

Гости были в восторге от этой конструкции. И вот тот самый физик, который за чаем сказал, что мир понятен и без Бога, спросил Ньютона: "Скажите, а где найти того мастера, который сделал для Вас такую замечательную модель! Я хочу заказать ему такую же для себя!". На что Ньютон вполне серьезно ответил: "А никакого мастера нет! Эта модель возникла тут сама собой. Знаете, постепенно появились эти прутики и шарики. Шарики катались себе, катались, а потом нанизали себя на эти прутики и вот так вот закрутились!". Гость растерялся: "Да вы шутите, такого не может быть! Эта модель слишком сложна, чтобы вот так вот случайно возникнуть! Ее обязательно кто-то изготовил!". Тут уж пришла пора для серьезного ответа, и Ньютон сказал: "Скорее шутите Вы! Скажите, что сложнее – эта игрушечная модель мироздания или само мироздание? Но еще час назад Вы утверждали, что у нашего мира нет никакого Творца и все возникло случайно, а теперь вы же уверяете, что даже для гораздо более простой игрушки все же нужен творец!".

КОПИЛКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Большая буква

Если мы говорим о богах во множественном числе (например, когда пересказываем легенды и сказки), то в этом случае начинаем это слово с маленькой буквы.

Если мы говорим о Боге или упоминаем о нем, как о создателе нашего мира – мы пишем слово Бог с большой буквы. Это касается, прежде всего местоимений. Если встречается так написанная строчка – "Тогда Он создал", то сразу понятно, что это о Боге. Или же: "человек обратился к Тому, Кто...".

Более того – любое слово, если оно подразумевает Бога, также пишется с большой буквы. Так можно различить, идет ли речь о человеке или о Боге. Например: – "я обратился к создателю этого фильма" и "я обратился к Создателю".

Потеря большой буквы в таких случаях может чрезвычайно изменить смысл текста.

Происхождение слова "Бог"

В русский язык это слово вошло из очень древнего языка, на котором семь тысяч лет назад говорили предки и нашего и многих других европейских и восточных народов (включая жителей Индии). На этом древнем индо-европейском языке бага или бхага означало – доля, порция, удел, часть. Затем же это слово стало обозначать Того, Кто распределяет эти дары, то есть самого Бога.

Творящая тишина

Бесшумно проносятся птицы,

Бесшумно плывут облака,

Бесшумно листок шевелится

Под лёгкой рукой ветерка.

Бесшумно струится паденье

Лучей с голубой высоты,

Бесшумно идёт превращенье

На флоксах бутонов в цветы.

Развилины яблонь ветвистых

Тяжёлые яблоки гнут,

И медленно сок сахаристый

Ствола материнского пьют.

Весь сад плодоносит и дышит,

В нём мир и покой без конца,

И в солнечном этом затишье

Творящая сила Отца!

(Александр Солодовников)

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

"Мать" Петрова-Водкина, звездное небо

Вопросы:

1. Каким ты представляешь Ваню? Почему Ваня не испугался стаи собак? Что придало ему отваги и смелости?

2. Какую силу имела в виду учительница русского языка

3. Пусть каждый из вас на листе бумаги (чистом и немаленьком) нарисует ромашку с длинными лепестками. В круглом центре цветка крупно напишет "БОГ". А вот на лепестках запишите слова, понятия, которые, по-вашему, связаны с тем, что мы написали в центре нашего цветка.

4. Нарисовали? Раскрасили? А теперь прикрепите ваши рисунки скотчем к стенду или стенке. Приготовьтесь рассказать друг другу, что в вашем сознании тесно связано с понятием "БОГ", то есть представьте ваши рисунки через словесные суждения.

5. Отследите, какие слова в ваших рассказах чаще всего повторялись.

6. Попробуй понять связь между словами Бог, богатый, убогий. Каково их современное значение? Кто хранит у-богого? За помощью можешь обратиться в "Копилку знаний"

7. Рассмотри произведения К. Петрова-Водкина и С. Мурованной. Почему люди сравнивают любовь Бога к человеку с любовью матери?

8. Как ты думаешь, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?

Душа

4 класс

Ключевые слова: тело, душа, внутренний мир человека, совесть.

Сначала размышляем сами

1. Как вы понимаете слово душа?

2. У вас есть душа? У каждого? Вы ее видели?

Жертву Христа, как и вообще все, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Есть такое выражение – "внутренний мир человека". Это мир его души.

Тело ходит, бегает, жует. Душа думает, мечтает, любит.

Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.

Вот ты играешь с малышом. Ему всего годик, и он совсем несмышленыш. Вот он сдвинул со стола чашку, та упала и горячим чаем обожгла тебе руку. Тебе больно. Может быть, если бы это был твой ровесник, ты бы отругал его или даже стукнул. Но малыша ты прощаешь. Боль в руке осталась с тобой. Но разве никакого нового чувства не родилось оттого, что ты простил человечка? Это радуется душа от того, что она поступила правильно.

А иногда душа болит, даже если все тело здорово. Это совесть говорит человеку: "в этом ты неправ!".

Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит, она существует, хотя ее и не видно.

Осознать ее присутствие непросто. Еще сложнее понять ее стремления. А сложнее всего – научиться ими управлять. Нам еще предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что ее ранит.

Душа вбирает в себя и порождает много различных мыслей и чувств. Все ли они хороши? Могут ли они в себе нести угрозу? Младенец может потянуться к горячему утюгу. Но и взрослый человек может всем своим сердцем стремиться к тому, что искалечит его жизнь и душу.

Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твое тело. И есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе.

Именно душа делает человека человеком. Все, что есть в нашем теле, очень похоже на то, что есть в телах животных. Но именно в нашей душе есть то, что отличает нас от животных: разумная мысль, свободная воля и чувство.

Животные тоже могут чувствовать и желать. Но все их стремления и ощущения определяются их инстинктами.

Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль у животных отсутствуют.

Христиане считают, что человек стал таким непохожим на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом. Бог есть Любовь – и Он подарил людям любовь. Бог есть разум – и Он подарил людям способность мыслить. Бог есть Творец – и Он подарил людям способность творить.

У нашего внутреннего мира или у души есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она себя отдает другим людям. Ты по доброму посмотрел на человека – и сам стал добрее. И добрее стал тот, на кого ты посмотрел, и добрее стал весь мир. Поделись улыбкою своей – и она к тебе еще не раз вернется!

И наоборот – если человек не знает о своей душе, не заботится о ней, душа слабеет. Она стареет, если ее кормить ненавистью, завистью, предательствами, раздражительностью... Поэтому мудрые люди часто призывают – "О душе подумай!".

При самых разных поворотах судьбы стоит прежде всего ставить вопрос: а что будет с моей душой? Придется ли ей по вкусу украденная радость? Радость, добытая стыдным путем? Здоровую душу точно не обрадует никакой успех, если ради него пришлось переступить через слезы другого человека.

ВРЕЗКА

ОТКУДА У ЧЕЛОВЕКА ДУША?

Из Библии:

"И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над зверями и над всею землею. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею".

Вопросы:

1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как ты понимаешь выражение "внутренний мир человека"?

3. Как Библия рассказывает о происхождении души?

4. Всматриваясь в свое поведение и поступки расскажи, чем отличается человек от животных?

Сядем в кружок. У тебя когда-нибудь болела душа? Можешь об этом рассказать? Как ты понимаешь выражение "брошенная душа", "мертвая душа"? Что такое "потерять самого себя"?

Урок 9. Совесть

Ключевые слова: совесть, муки совести, бессовестный, укоры совести, быть в ладу со своей душой.

Сначала размышляем сами

1. Как вы думаете, есть ли совесть у животных?

2. А если человек потеряет совесть, он останется человеком?

Человек постепенно узнает свое тело и понимает, какие его действия могут стать причиной его же боли. Но кроме той досады, которую человек может причинить своему пальцу, есть менее заметная тягота.

И в самом деле, у любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: твоя же душа.

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа, апостол Петр, убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он скорбно бродил по улицам Иерусалима (именно в нем происходили главные Евангельские события). Вот одна женщина присмотрелась к нему и сказала – "Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!". Петр же стал отпираться: "Не знаю, что ты говоришь". Он прошел еще немного, и вновь прохожие заголосили – "Да точно этот был с тем преступником!". И снова Петр отрекся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Но уже через час ему пришлось еще раз клясться в том же самом, и в третий раз за одну ночь отрекаться от Христа. И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему странные слова: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Тогда Петр мужественно ответил: "хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя". С криком петуха вспомнил Петр это предсказание Христа, и горький стыд заставил его заплакать. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего и сам закончит свою проповедь на кресте.

Когда человек предает тех, кто ему дорог, кто любит его, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: "Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а мне будет хорошо!". Но совесть будет спорить с этими доводами. Она будет спорить не словами, а просто своей болью. Совесть мучается. Эта боль важнее и очевиднее слов и аргументов.

Имя этой боли – стыд.

Где-то в глубине души каждого человека лежит знание о том, что хорошо и что плохо. Но ведь бывает так, что мальчик, увлеченный игрой, даже не обращает внимания на полученную царапину. Бывает и так, что человек не слышит голос раненой души. Тогда совесть должна вступиться за нее.

Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2. После ошибки совесть срабатывает как протестующая тревога: "так нельзя! исправься!".

У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ей ранах, именно в этом случае они никогда не зарастают. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. И тогда самый вкусный обед будет отравлен внезапно пришедшим воспоминанием о былой трусости. Радость, получаемая от интересной поездки, тоже вдруг может исчезнуть – потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем ты не хотел бы помнить.

Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей собственной совестью.

Совесть, через которую переступают раз за разом, становится все менее слышной, и со временем замолкает совсем. И люди говорят о такой "мертвой душе": "О, это способный человек. Очень способный. Способный на всё...".

Чтобы не стать таким ходячим и опасным мертвецом, надо научиться слушать совесть. Прислушайся, подумай, что ты сделал не так и что еще можно исправить.

Именно об этом говорит выражение "победить самого себя".

Скажем, тобой овладела мечта стать победителем пятого уровня в какой-то компьютерной "стрелялке". Ты на это тратишь дни и ночи. Уроки заброшены, домашние заботы тоже. Порой внутренний голос укоряет тебя.

Подумай, что будет, если ты победишь этот голос, а что будет, если ты ему уступишь.

Если ты послушаешь совесть – твоя жизнь вернет свое не-виртуальное разнообразие и нормальное развитие.

Если ты с совестью не согласишься – ты превратишься в робота, движениями и мечтами которого стал управлять твой же компьютер.

И не утешай себя тем, будто ты якобы управляешь своим компьютером. Вот твой компьютер вывел на экран новую мишень. Ты ищешь ответ. И ты знаешь, что для победы тебе нужно нажать строго определенные кнопки. Значит, компьютер поставил тебя в ситуацию, когда ты должен предпринять строго определенное действие. Это он провоцирует тебя нажать именно эти кнопки. Это не твое решение, а его программа. Ты же свободно можешь нажать лишь одну кнопку. И это кнопка "Эскэйп".

Уступишь голосу совести – останешься человеком. Будешь настаивать "на своем" – превратишься в компьютерную приставку.

Совесть – единственный оппонент, которому не стыдно уступать. Уступая совести, человек одерживает победу над собой, но ради себя.

Если же человек не успел прислушаться к совести до времени принятия ошибочного решения, то остается одна возможность исправить ошибку. Это покаяние.

ВРЕЗКА

Если ты заболел и ищешь исцеления, то прежде всего позаботься о совести. Все, что она говорит, сделай – и найдешь пользу

(святой Марк Монах).

ВРЕЗКА

ГРИШИНА МИЛОСТЫНЯ

Все утро Гриша был весел и играл на дворе. Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка в в черной дырявой кофточке...

– Подай милостыньку Христа ради! – робко проговорила она.

Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке.

– Тебе хлеба надо? Да? – спросил он, зажимая камень в кулак. – Подставляй руку!

И девочка доверчиво протянула к нему свою худенькую руку.

– На, бери! – крикнул шалун и положил ей в руку камень.

Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом взглянула на Гришу и, понурив голову, пошла дальше. Девочка ни словом, ни взглядом не обидела Гришу, а между тем Грише вдруг стало невесело.

Солнце так же ярко, небо так же ясно, и воробьи чирикают так же задорно – но Гриша и не смотрит на них... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая.

Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, налево, – девочки нет.

Он все посматривал в поле, все думал: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет!..

Подайте ему эту девочку! Подайте ему эту нищенку!.. Он даст ей хлеба, принесет ей булок, подарит ей все свои серебряные деньги, отдаст ей все свои игрушки, отдаст ей все, все – даже ружье и барабан!.. Но девочки нет! Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..

Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...

(П. Засодимский)

ВРЕЗКА

В истории известны даже цари, которые терпели поражение в борьбе со своей совестью. Вроде бы все есть у царя и все его желания могут быть исполнены. Но над своей совестью не властен даже царь. Если как человек и как правитель царь был неправ – совесть приходит и в царские чертоги и напоминает о том, что царь должен быть прежде всего человеком. И бывало, что царь отрекался от трона.

До сих пор по России ходит легенда о том, что русский император Александр Первый не умер, а ушел странствовать по Руси под именем простого крестьянина с именем Федор Кузьмич. Может, это всего лишь легенда. Но, то, что так верит ей русское сердце, многое говорит о нем самом, о том, как оно понимает, что такое "жить по правде".

ВРЕЗКА

Вопросы:

1. Какое "средство" напоминает о неблагополучии души, о ее болезни?

2. Есть полу-шуточное определение человека: "человек это животное, умеющее краснеть". Объясните его.

3. Что значит "победить себя"?

4. Зачем совесть запоминает и "складирует" даже наши старые проступки?

5. Кого можно назвать "мертвая душа"?

6. Почему Гриша был готов расстаться с самыми дорогими своими вещами?

7. Как нам не превратиться в компьютерную приставку?

Сядем в кружок. Как жить, чтобы быть в ладу со своей совестью? Знаете ли вы истории, а также книги и фильмы, повествующие о людях, у которых болела душа? Может ли кто-то рассказать о случае, когда человек (или ты сам) отреагировал на крик души и именно по голосу совести отказался от дурного поступка?

Урок 29 О плохих христианах

Ключевые выражения: сила воли, самопонуждение.

От вас, ребята, ждут, что вы каждый день будет узнавать что-то новое. Вас хвалят за хорошую память и за умение быстро находить правильные решения. Ваше сердце умеет различать, где добро, а где зло.

К сожалению, всего этого мало, чтобы быть хорошим человеком.

В человеке все сложно. Бывает, что он слышит голос совести, знает, как надо поступить. Но – не решается. Апостол Павел даже с горечью воскликнул: "Бедный я человек!.. Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю".

Всегда ли при быстром беге с горы ты можешь остановить свои собственные ноги? Вот такая же почти неодолимая инерция бывает и в словах и в поступках. Если кто-то привык обращаться к однокласснику с кличкой, трудно бывает переломить себя и заставить обращаться нормально, по имени.

Порой человек уже знает, как лучше. И был бы совсем не против, если бы какая-нибудь волшебная палочка перенесла его в ту минуту, где это "лучше" уже стало настоящим. Но – без его труда. Вот ты только пожелал стать другим, закрыл глаза, открыл – и ты уже совсем новенький!

Но так не будет. Нельзя изменить сердце человека без него самого. Пока ты спишь, можно незаметно подложить подарок под твою подушку. Но к твоему сердцу есть только один ключ. И он у тебя. Без тебя никто туда не войдет и не изменит твои привычки.

Поэтому порой нам приходится понуждать самих себя. Оглянись вокруг. Вот есть ты и те твои недостатки, о которых ты и сам знаешь. Это пункт "настоящее" (пункт А). А где-то вдали ты опять же сам видишь, каким ты хотел бы стать. Это пункт "надо" (пункт Б). Твоего знания достаточно, чтобы перейти из пункта А в пункт Б? Нет, кроме знания нужно желание. И это желание не должно быть вялым – "дескать, не плохо было бы когда-нибудь...". Для этого движения нужна сила воли.

Вскоре вы начнете изучать историю человечества. Почти все люди, которых вы встретите на просторах истории и литературы, жили после Христа, и почти все они были христианами. Увы, вам придется узнать, что при этом далеко не всегда они бывали человечны.

Три с половиной века тому назад в России правил царь Алексей Михайлович. Когда он устраивал пиры в Кремле, то рядом с собой он сажал не знатных бояр или воинов, а нищих. И он сам наполнял их тарелки. Нередко Царь сам ходил по больницам и утешал калек.

Но если кто не соглашался с царем в вопросах веры – Алексей Михайлович не был скуп на наказания.

На протяжении многих веков и в самых разных странах мы встречаем людей, совмещающих в себе очень тяжелые грехи с верой в милосердное учение Христа. В храме вельможа мог слушать проповедь о том, что трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Божие. А потом он же ехал и покупал себе рабов.

Когда вы будете изучать древнюю историю или всматриваться в современную жизнь, помните: один и тот же человек может быть очень разным. И в преступнике вдруг может блеснуть луч солнышка. И у добряка может случиться затмение совести.

Кроме того, дойти до вершины и удержаться на ней – не одно и то же. Вот человек отогнал от котенка бродячую собаку. А через полчаса этот же герой побоялся сказать маме о полученной в школе двойке. Все однажды найденное можно потерять.

Поэтому делайте так:

Увидели добрый поступок – "позавидуйте" ему, решите для себя, что и вы будете вести себя так же в трудную для вас или для Родины минуту.

Узнали о чьем-то дурном поступке – отшатнитесь от этого зла и запретите себе: "никогда я не позволю себе сделать так же!".

Помните, 4 ноября вся страна вместе с вами праздновала День народного единства? Некогда в этот день наши воины (мы были вместе: русские, татары, башкиры...) освободили Москву. Но как же поляки оказались в ней? К сожалению, с помощью некоторых русских бояр. Каждый из них искал своей небольшой личной выгоды. А в итоге они ввергли в большую беду всю страну.

Однажды перед подобными соблазнами можете встать и вы. Может быть, и вам будут предлагать "подарки" за то, чтобы вы не заметили нарушения закона или интересов России. Вспомните тогда и свое нынешнее возмущение предательством тех бояр. И вспомните уже знакомые вам слова Христа: "что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит".

ВРЕЗКА

Христос видел, что людям легче будет назваться Его учениками, чем быть ими в жизни. Поэтому Он говорил: "эти люди почитают Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня... Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное".

Вопросы

1. У человека есть знание том, как надо поступить. Он слышит веление своей совести. Что еще ему нужно для доброго поступка?

2. Надо ли запоминать только добрые исторические примеры? Если нет – то почему?

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку подумай, какие из наших рассказов о православной культуре ты хотел бы пересказать своим друзьям, которые ходили на другие уроки. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыня другого человека может быть непонятна и странна для тебя, но топтать ее нельзя.

Мальчуган лучи ласкал,

Весь купаясь в свете,

Пламя солнца целовал

На паркете.

Я случайно встал на круг

Солнечного блеска.

И заплакал мальчик вдруг

В три ручья, по-детски.

Что с тобою? – я спросил.

Он сказал: – Я видел,

Ты на солнце наступил,

Солнышко обидел.

Я его поцеловал

И теперь уж знаю:

Если на пол луч упал,

Я не наступаю.

Урок 30. Наше Отечество

Официальное название: "Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России"

Наше Отечество зародилось на равнине. Вокруг нашей страны не было ни высоких гор, ни морей, которые отделяли бы нас от соседних народов.

Более того, с самого начала первые русские города соседствовали с поселениями других народов. Карелы, литовцы (литвины), ненцы, вепсы – наши древнейшие сограждане.

С южными и восточными соседями у Руси и позднее у России были сложные отношения. Были и войны и мирное сотрудничество. Но порой более далекие и грозные народы угрожали нашим ближайшим соседям – и тогда они просили у России защиты.

Например, уже в 15 веке калмыки стали все дальше уходить от невзгод, происходивших у них на родине (сегодня это Китай). Через двести лет непростых странствий калмыки подошли к берегам Волги, то есть к тогдашним границам России.

Они попросили у русского царя принять их в подданство и выделить им земли в пределах России. Царь Алексей Михайлович пригласил калмыков перейти Волгу и не потребовал от них отказаться от их веры (буддизма) и принять православие. Так калмыки стали единственным народом в Европе, который исповедует буддизм.

Калмыкам было разрешено сохранить их традиции и законы. Они продолжали жить по своему так называемому "Степному уложению".

С каждым веком все умножалось число мусульманских народов, входивших в состав России. Им разрешалось соблюдать мусульманские законы.

Так в России сложилось два уровня законов.

Один – обязательный для всех ее граждан, независимо от их веры и национальности.

Другой свод законов был значим только для тех людей, которые сами хотели жить именно по нему. Религиозные общины могли сами управлять своей жизнью. Правила жизни православных христиан не были обязательны для мусульман, а законы, дорогие для мусульман, не имели власти над людьми других религий.

За более чем тысячу лет своей истории Россия не знала религиозных войн. Ни один ее народ никогда не нападал на соседей для того, чтобы навязать ему свою веру.

С каждым веком раздвигались границы России. И с расширением своих границ Россия становилась все более и более разно-образной, разно-национальной, разно-языкой.

Обилие народов, языков, культур и религий России мы рассматриваем сегодня не как угрозу или проблему, а как богатство. И в прошлом и в настоящем многие беды и победы стали общими для всех нас. Одни поля, одни леса и реки радуют всех нас своей красотой. Здесь, в этой общей земле лежат наши предки. Здесь будут жить и ваши дети.

При многовековой совместной жизни наши народы, конечно, многое перенимали друг у друга. И всегда мир православия был открыт для людей любой национальности. Среди народов, которые решили вместе с русскими идти путем Православия, можно назвать якутов, чувашей, мари, мордву (эрдзя)...

Среди великих государственных деятелей России, ее художников, ученых, воинов, писателей вы еще не раз встретите людей, чьи корни уходят в другие народы и страны. Но эти люди искренне полюбили Россию и православие, и в итоге своими талантами они обогатили православную культуру.

Православие призывает любить Христа. Но если человек верит и молится иначе – нельзя в этом видеть повод для оскорбительного отношения к этому человеку.

Было бы хорошо, если бы по завершении наших встреч вашей поговоркой стало бы присловье святого Амвросия Оптинского: "Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение".

Врезка

Свобода совести – отсутствие государственного понуждения к согласию или несогласию с какой-либо религией. Право свободно выбирать, менять, распространять религиозные и иные убеждения.

Врезка

Именование "Русская Православная Церковь" не означает, что ее членами могут быть только русские. Слово "Русская" в данном случае является указанием на то, что история этой Церкви начинается в Киевской Руси. Храмы Русской Церкви высятся по Украине и Белоруссии. Их можно найти в Японии и Америке, в Африке, Китае и даже в Антарктиде.

Вопросы

1. Знаете ли вы, какие еще религии, кроме православия, исповедуются народами России?

2. Что такое свобода совести?

3. Может ли нерусский человек быть членом Русской Православной Церкви? А ее священником?

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Споры вокруг преподавания ОПК и ДНК в школах

персоналии:

Протодьякон Андрей Кураев

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты