поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
08 декабря 2009  распечатать

Анна Данилова

Кому "нужны наши рекорды" – о неосвоенном поле сотрудничества Церкви и государства

Источник: Православие и мир

В Москве прошел I Форум православных женщин "Миссия женщины в духовно-нравственном становлении России". На пленарном заседании главный редактор портала "Православие и мир", кандидат филологических наук Анна Данилова выступила с докладом. Приводи текст доклада полностью. В ближайшее время на сайте будут доступны развернутые публикации автора по этой теме.

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые участники съезда!

Сегодня у Церкви, государства, женских организаций, научного сообщества есть практически неосвоенная область сотрудничества, потенциал для огромной совместной работы. Современное российское общество переживает острый кризис распада традиционной системы ценностей. Ценности, которые формировали общество, культуру, мировоззрение и языковую картину мира человека, сегодня исчезли и из речи, и из миропонимания, общество изнутри – рассыпающийся песок. Это неразрывно связано с тем, что Святейший Патриарх Кирилл обозначил как кризис системности, проникший во все сферы современной жизни.

Анализ текстов современных СМИ и публичных речей покажет, что из употребления полностью ушли такие культурообразующие понятия, как труд. Теперь мы не трудимся, но вкалываем, пашем, паримся и отсиживаем, а труд сегодня осталось в терминах ("оплата труда") и словосочетании "адский труд".

Та же судьба у понятий честь и бесчестие, целомудрие: слово девственность употребляется практически только в сочетании "потерять девственность": "Девственность – почти как Винни-пухов мед, который, "если есть, то его сразу нет" – учат молодежные журналы.

На смену брака как начала новой семьи пришло понятие начала совместной жизни. То есть сожительства. Слово брак встречается преимущественно в отрицательных контекстах: "Ты начинаешь его ненавидеть – считай, что ты замужем". "Окольцованные". В американских аналогах молодежной прессы мы наблюдаем абсолютно противоположную картинку: значительное внимание уделяется созидательному подходу к системе ценностей: проблемам верности, образования, благотворительности. В номере может быть только одна статья, но в ней так будут описано трагическое завершение романа одной девушки с двумя молодыми людьми одновременно, что останется в памяти каждой читательницы.

Воссоздание традиционной системы ценностей сегодня – поле совместной работы Церкви, государства и общества. Кризисная ситуация делает в частности необходимость социальной рекламы, продвижения семейных ценностей, более, чем актуальной. Социальную рекламу можно условно подразделить на конструирующую определенные ценности и образ жизни и запретительную, обращающую внимание на ряд общественных и личных пороков и дурных привычек.

Российская социальная реклама находится сегодня на периферии медийного сообщества, немного продуманных образцов, нет методов анализа эффективности и четкого комплексного понимания цели работы. Часто непонятна ни целевая аудитория, ни смысл, вкладываемый авторами в ролик или плакат.

Один из наиболее эффективных методов прогнозирования действенности социальной рекламы лежит в области лингвистики текста: большинство слов обладает своим набором ассоциаций и дополнительных значений. Для того, чтобы работать с определенным понятием, нужно установить, что с ним связывает современное общество, из каких элементов состоит стереотип общества. Для этого проводится ассоциативный эксперимент. Затем, когда основные составляющие определены, видно, какие из них нуждаются в изменении, и исходя из них и разрабатывается эффективная социальная реклама.

Все помнят плакат, пропагандирующий многодетность "Стране нужны ваши рекорды", на котором изображена мама с тремя малышами. Или реклама с матрешками и цитатой из Бэкона: "Любовь к Родине начинается с семьи". Почему эта реклама неэффективна, а, судя по отзывам, вызывает даже негативную реакцию целевой аудитории?

В данном случае понятие многодетности аргументируется с помощью понятия патриотизма, родины, а по социологическим исследованиям известно, что ценность страны в три раза слабее ценности семьи для россиян. Более сильная ценность не может аргументироваться с помощью более слабой – это базовый закон логики. Сегодня не семья должна продвигаться через ценность родины и патриотизма, а ценность патриотизма должны продвигаться через ценность семьи.

Понятие "многодетная" в сознании современных россиян по данным Русского ассоциативного словаря, включает в себя следующие ассоциации: полная, баба, вдова, жалость, замученная, нищета, толстая. Из 27 ассоциаций 11 нейтральных, 1 положительная, 15 отрицательных. Есть поле деятельности. Получаем состав понятия многодетность для современного российского общества:

Многодетная мать некрасива, плохо образована

Многодетная семья бедная

Многодетность не является показателем успешности

Многодетная семья не связана с понятием крепкой семьи.

По этим ассоциациям восстанавливается обратный набор моделей, которые должны ложиться в основу построения социальной рекламы:

Многодетная мать красива, успешна образована

Многодетная семья имеет достаточный уровень дохода

Дети из многодетных семей могут быть очень успешными

Многодетная семья счастливая, крепкая, залог от одиночества.

По этим моделям конструируется новый образ многодетной семьи. Кстати, именно по этой схеме и была сделана реклама в одном из российских городов – портрет очень известного человека – Чехова, Ахматовой, Гагарина – сопровождала подпись: "Они родились третьими". Такая реклама работала именно со стереотипом "Дети из многодетных семей могут быть очень успешными".

Анализ ассоциативного ряда и компонентов значений позволяет выделить те образы, взаимодействие с которыми является приоритетным и на начальной стадии развития рекламы – необходимым и достаточным. Это максимально упрощенная модель многостороннего и детального анализа.

Хотелось, чтобы многолетние исследования в данной области вышли бы за пределы вздохов "O tempora, o mores!" на конференциях. Существование социальной рекламы в обществе означает, что обществу нужна эта система ценностей, что обществу не все равно, каким вырастет новое молодое поколение. Социальная реклама – это та неосвоенная сегодня ниша потенциально плодотворнейшего взаимодействия, она должна перестать существовать для галочки и на периферии. При активном участии Церкви можно направить ее на благо российского общества.

Одним из практических результатов работы собора может стать создание экспертной группы, включающей духовенство, работающих в этой области филологов и социологов, которая сможет направить социальную рекламу на возрождение традиционной, базовой системы ценностей общества.

СМ.ТАКЖЕ

сюжеты:

Демографическая ситуация

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты