Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_69438.html


23 октября 2009

Кэтрин Хоурелд

Нигерия: детей мучают и убивают по указанию пасторов, обвиняющих их в колдовстве

Вера в ведьм переживает в Африке возрождение

Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=30425 Foxnews/ AP

Девятилетний мальчик лежал на окровавленной больничной простыне, по которой ползали муравьи, уставившись с стену невидимыми глазами.

Пастор церкви, куда ходит его семья, обвинил ребенка в колдовстве, и его отец, чтобы "изгнать демона" попытался заставить сына выпить кислоту. Мальчик сопротивлялся, и жидкость не попала ему в горло, но сожгла его лицо и глаза. Все, что он мог сказать – название церкви, обвинившей его – "Маяк горы Сион". Через месяц мальчик умер.

Нванаокво Эдет – один из растущего числа африканских детей, обвиненных пасторами в колдовстве, а потом подвергнутых пыткам или убитых, зачастую членами собственных семей. В половине из 200 дел "детей-колдунов", изученных AP, были замешаны пасторы из 13 церквей. Некоторые из этих общин принадлежат к международным христианским церквам.

"Возмутительно, что они делают во имя христианства", – говорит Гэри Фокскрофт, глава благотворительной организации Stepping Stones Nigeria.

Семьи "маленьких колдунов", как правило, очень бедны, и для многих из них потеря одного голодного рта – только облегчение. Нищета, кровавые конфликты и плохое образование – таков фундамент для обвинений против детей. Поводом для них может стать смерть родственника, потеря работы, и зачастую – указания пастора, рассказывает пресс-секретарь Детского фонда ООН Мартин Доуэс. "Они ищут "козлов отпущения", которыми становятся беззащитные дети", – поясняет он. Согласно традиционным африканским верованиям, во всех бедах виноват какой-то человек – злой колдун или ведьма.

Вера в ведьм далеко не нова, но в последнее время в Африке она переживает возрождение, во многом из-за быстрого роста общин христиан-евангеликов. По данным активистов, только в двух из 36 штатов Нигерии за последние 10 лет в колдовстве были обвинены 15 000 детей, из которых примерно 1 000 были убиты. Только за один прошедший месяц троих нигерийских детей убили, и еще троих подожгли. По данным ООН, это происходит и в других странах Африки – жертвами "охоты на ведьм" становятся десятки тысяч детей континента.

На каждом повороте дороги, ведущей через джунгли из Уйо, столицы штата Аква Ибом в Экет, можно увидеть знаки, зазывающие в церковь. Церквей в регионе больше, чем школ, клиник и банков вместе взятых. Многие общины обещают верующим решить не только духовные, но и материальные проблемы – 80% нигерийцев живут меньше чем на 2 доллара в день.

"Бедность должна сгореть!" – обещает вывеска одной церкви в Уйо. "Молитва укажет вам путь к богатству", – кричит вывеска церкви "Посольство Христа" по соседству. С такой конкуренцией церквям трудно привлечь много прихожан, и некоторые пасторы поддерживают свой авторитет и популярность, обвиняя детей в колдовстве.

Нванаокво назвал имя обвинившего его проповедника – мальчик знал его как "пастора Кинга". Сначала церковь "Маяк горы Сион" подтвердила, что в ней служит человек с такой фамилией, а потом заявила, что не знает его.

Епископ Аякндуе, лидер этой церкви в Нигерии, говорит, что пасторы должны молиться об избавлении от колдунов, но не нападать на детей. "Мы усиленно молимся в связи с этой проблемой, – говорит епископ. – Но мы никогда не причиним зла ребенку".

Нигейриская община "Маяка" – филиал церкви, находящейся в Калифорнии. Но калифорнийские христиане говорят, что уже несколько лет назад потеряли связь с нигерийской ветвью. "Я понятия не имел, – говорит старейшина калифорнийской общины Керри Кинг. – Я знал, что они там верят в колдовство, но мы верим в силу молитвы, а не в физическое насилие над людьми".

Церковь "Маяк горы Сион" была названа еще тремя семьями как источник обвинений в адрес их детей. Она входит в Пятидесятническое братство Нигерии. Президент организации Айо Орицеджафор утверждает, что это – самая быстрорастущая религиозная группа в стране, и объединяет более 30 млн. верующих. "Мы так сильно выросли за последние несколько лет, что не можем за всеми уследить", – поясняет пастор.

Но Фокскрофт считает, что если Братство имеет возможность собирать с церквей членские взносы, оно в силах следить и за тем, чтобы пасторы не нападали на детей. Он дважды писал в организацию, призывая ее осудить насилие над детьми и рассказать пасторам о новом законе о правах ребенка, который приравнивает обвинение детей в колдовстве к преступлению.

Сэм Итаума, активист организации "Сеть прав и реабилитации детей", рассказывает, что жертвами становятся наиболее незащищенные – больные дети, сироты, инвалиды или дети из самых бедных семей. Нванаокво был очень удобной мишенью для пастора – его отец очень беден, а мать умерла.

Итаума говорит, что церкви, которые раньше не занимались "охотой на ведьм", втягиваются в нее, чтобы выдержать конкуренцию. "Из-за того, что они могут определить колдуна или ведьму, их считают духовно сильными. Родители даже могут платить пастору деньги за экзорцизм", – свидетельствует активист.

Так поступила Маргарет Эйеканг: "пророк" из "Апостольской церкви" назвал ее восьмилетнюю дочь Абигайль ведьмой, потому что девочка любила спать на улице в жаркие ночи. По словам "пророка", Абигайль по ночам летала на шабаш. "Изгнание злого духа" из девочки проходило в несколько сеансов и обошлось матери в 270 долларов – это ее зарплата за восемь месяцев. До завершения "экзорцизма" на Абигайль нападали соседи, которые пытались избить девочку палками. Опасаясь преследований, Маргарет временно поселилась у родственников – те разрешили женщине ночевать в доме, но ее дочь оставили спать во дворе.

Еще двое прихожан "Апостольской церкви" заявили, что пасторы обвиняли в колдовстве их детей. Эти свидетели отказались называть свои имена, так как боятся возмездия. Представители церкви отказываются от комментариев.

На первый взгляд, нет ничего необычного в смеющихся, весело играющих в классики или читающих сказки детях у покрытых граффити стен дома. Но именно сюда попадают дети, обвиненные пасторами в колдовстве, брошенные своими родителями или подвергшиеся пыткам.

На улыбчивом лице Джейн – ужасный шрам: ее мать пыталась распилить ее голову после того, как несколько сеансов экзорцизма, обошедшиеся в 60 долларов, не смогли "вылечить" девочку. 15-летняя Мэри думает о том, как мальчики будут смотреть на шрамы, которыми покрыто ее лицо – мать окунула ее в раствор каустической соды. 12-летняя Рейчел мечтала стать банкиром. По приказу пастора ее заковали в цепи и избивали палками. Ее дядя заплатил за "изгнание демона" из племянницы 60 долларов. Израэля родственники хотели похоронить заживо, отец Нваэквы вогнал ей в голову гвоздь, а Джерри избивали, морили голодом, заставляли есть цемент, а потом его отец поджег мальчика.

Приют для таких детей открыла организация Итаумы. Все они – жертвы регулярного насилия, и чиновники местной полиции просили не публиковать фамилий ради безопасности самих детей. Когда приют открылся в 2003 году, в нем было семеро детей. Сейчас одновременно здесь находят кров от 120 до 200 ребятишек – некоторые возвращаются в семьи, новые прибывают.

Хелен Укпабио – одна из лидеров евангеликов, публично ведущих борьбу с колдовством. Она возглавляет крупную общину "Евангелие свободы" в Калабаре, где раньше жил Нванаокво. Укпабио публикует и распространяет популярные брошюры и фильмы о колдунах. В одном из ее фильмов группа "детей-колдунов" вынимают из глазниц человека глаза. В одной из своих книг женщина утверждает, что черная магия – причина 60% случаев бесплодия.

Укпабио согласилась дать интервью AP в присутствии своего адвоката, прихожан и съемочной группы своих фильмов. "Колдовство – это реальность", – говорит женщина. При этом она осуждает насилие над детьми и утверждает, что ее методы "изгнания злых духов" ненасильственны и бесплатны, и что она не несет ответственности за то, что другие пасторы неверно истолковывают ее фильмы и книги: "Я ничего об этом не знаю".

Тем не менее, она признает, что видела, как пастор "Апостольской церкви" во время сеанса экзорцизма сломал девочке челюсть. Укпабио заявляет, что помолилась об этой девочке и изгнала из нее демона, но не отвечает на вопрос о том, почему она не отвезла ее в больницу и не пожаловалась на пастора.

Однажды активисты организации по защите детей публично заявили, что в церкви "Евангелие свободы" детей обвиняют в колдовстве. После этого полиция провела рейд в приюте, в результате чего трое детей пострадали. Итаума просил корреспондента AP не публиковать названий других церквей, которые называли сами дети. "Мы не можем себе позволить, чтобы все местные церкви стали нашими врагами, но мы знаем, что большинство из них замешаны в насилии, даже без ведома руководства", – говорит Итаума.

Достаточно упомянуть название какой-нибудь церкви, чтобы напугать толпу детей во дворе приюта.

"Пожалуйста, остановите пасторов, которые делают нам больно, – тихо говорит Джерри, притрагиваясь к шрамам на своем лице. – Я верю в Бога, и Бог знает, что я не колдун".

РЕКЛАМА