Михаил Маргелов, председатель комитета Совета федерации по международным делам Мы знаем, что им нужно O целях российской политики в исламском мире Источник: Известия Россия должна обратиться к "совокупному Востоку".
Исламский фактор традиционно учитывался при формировании внешнеполитического курса России. Тем более что в самой России, по разным оценкам, проживает от 10 до 20 млн мусульман. Но этот фактор приобретает особое значение сегодня, когда после известных событий 11 сентября необходимо восстановить доверие между исламскими и неисламскими странами. И проходящий в Малайзии 10-й саммит глав государств членов Организации Исламская конференция (ОИК) возлагает определенные надежды в этом и на Россию .
Задача России в исламском мире побудить мусульманские страны к единству в борьбе с радикализмом и экстремизмом, к помощи богатых государств исламского мира государствам бедным, к снижению градуса недоверия Юга к Северу. Задача России показать международному сообществу, что положительное влияние на стабилизацию исламского мира могут возыметь только согласованные с этим миром действия.
Само участие России в саммите ОИК способно повысить самооценку народов мусульманских государств, продемонстрировать плодотворность равноправного сотрудничества в решении политических и гуманитарных вопросов. Вызовы XXI века это вызовы глобального значения. Мир един и разнообразен, и это разнообразие не должно быть поводом для деления стран и народов на состоявшиеся и несостоявшиеся.
Процесс глобализации, замкнутый в основном границами "первого мира", сопровождается не только прогрессом в части распространения современной технологии на мировую периферию, но и архаизацией десятков стран. Эта архаизация охватывает страны объекты глобализации, большая часть которых государства исламские. Встраивание в глобализацию там сопровождается сопротивлением переменам, а неудачи модернизации связываются с изменой традициям ислама. В результате общества радикализуются, возникают очаги терроризма и экстремизма.
Странам, осознающим "угрозы с Юга", следует наладить совместный диалог с мусульманским миром, который в обывательском сознании ошибочно ассоциируется с понятием "терроризм". Этот диалог диктуется, помимо решения задач борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, моральной необходимостью. И США, и страны Западной Европы, и Россия в лице бывшего СССР в свое время исходя из собственных интересов поддерживали нестабильность в исламском мире и сегодня пожинают по сути то, что сами посеяли. Исключительно долларом и пулей накопленных проблем не решить. Терроризм стал глобальной проблемой, в равной мере угрожающей и Северу, и Югу. Решить ее без участия самого мусульманского мира не удастся.
Смысл совместных действий Севера и Юга ослабить архаизацию мусульманских стран, поднять образовательный уровень населения, подготовить национальные управленческие и инженерные кадры.
У России длительный опыт бесконфликтного сосуществования народов разных вероисповеданий и культурных укладов. Есть и опыт подготовки кадров для развивающихся стран. Историческая память многих народов исламского мира благоприятствует сотрудничеству с Россией. Нам следует в современных условиях возродить с новыми задачами институты дружбы и сотрудничества, которые успешно работали в советское время.
Иначе говоря, активное участие России в исламских странах способно внести весомый гуманитарный элемент в отношения с Югом, смягчить последствия "реальной политики" США, способной даже усилить радикализацию и архаику периферии как объекта глобализации.
У России, в которой пока преобладает хозяйственно-индустриальный уклад, есть в этих странах и явный экономический интерес. А большинство исламских стран, чтобы вписаться в современное международное разделение труда, нуждается в производстве и импорте массовой продукции именно индустриального уклада.
Нельзя забывать, что перед Россией стоит задача выработки современной политики по отношению к "совокупному Востоку", который, помимо исламских стран, включает и Дальний Восток, и страны Тихоокеанского региона. Нужно осовременить это традиционное направление российской политики, сделать его дорогой к активному участию в процессах глобализации.
17 октября 2003 г.
|