поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
21 сентября 2009  распечатать

Андрей Зайцев

Между подлогом и хамством

Церковно-государственные отношения глазами "независимых" журналистов

Пожалуй, нет другой темы, на которую с такой охотой рассуждают светские журналисты, как церковно-государственные отношения в истории и современности. Вот и "Независимая газета" не забывает про эту тему. За последние пару месяцев львиная доля публикаций на тему религии в этом издании была посвящена политике и отношениям традиционных конфессий с государством.

Нужно сказать, что корреспондентов этого издания во главе с их главным редактором господином Ремчуковым очень беспокоит тот факт, что в России есть традиционные религии и что верующие не согласны быть одной из малочисленных субкультур в прекрасном секулярном государстве, о котором мечтают авторы и главный редактор. В результате столь трагической несостыковки журналистского мифа и реальной действительности из-под пера бесстрашных, но анонимных авторов могут появляться такие тексты: "Президент Медведев тоже не остался в стороне от религиозных проблем современной России. Он вообще замечен в прямо-таки демонстративной любви к традиционным конфессиям нашей страны" [1]. Какую глубокую душевную рану нанес свободным журналистам Президент России, который занялся такими постыдными вещами, как выстраивание церковно-государственных отношений в современной России. Неужели он не понимает, что верующие должны тихо сидеть в уголке и не мешать светским гуманистам сеять толерантность по отношению к различным порокам.

Стремясь защитить российские власти от ненужных трат на поддержку традиционных конфессий, Павел Круг в своей статье сравнивает заботу о верующих с "транжирством" и называет их "инвестицией в опиум для народа [2]". Хамоватые "независимые" авторы не очень хорошо разбираются в правилах хорошего тона, оскорбляя миллионы христиан и представителей других религий, и видимо полагают, что деньги, которые государство тратит на восстановление храма, мечети, синагоги или дацана, могли бы пойти не в карман чиновников, а на строительство больниц и детских садов. Пусть так, но зачем же прибегать к прямой подмене понятий и говорить о том, что "государство, осуществляющее патерналистскую политику в духовной сфере, уже нельзя считать светским. Проблема в том, что сегодня в России нет в чистом виде ни того, ни другого – ни секуляризма, ни патернализма" [3]? Из этой цитаты видно, что журналист сознательно соединяет в одно два понятия – светскость и секулярность. В светском государстве власти могут поддерживать представителей традиционных конфессий хотя бы потому, что большинство россиян относят себя к одной из традиционных религий, а не к сторонникам секулярного гуманизма. Если же Павел Круг и другие авторы "Независимой газеты" считают себя последователями той модели церковно-государственных отношений, которая была в СССР, то они должны честно сказать об этом, не прикрываясь модными терминами. Стоит только напомнить, что в Советском Союзе люди подвергались жесточайшим гонениям за веру – были расстреляны, сидели в тюрьмах и лагерях, лишались работы и в буквальном смысле слова ценой своей жизнью сохранили Церковь.

Впрочем, для авторов "Независимой" воспоминание о том, что верующие совсем недавно подвергались гонениям – очень неудобный факт, и они всячески стремятся его забыть или обесценить: "Находясь на Соловецких островах, Патриарх предложил создать здесь общенациональный центр по изучению гонений на Церковь в ХХ веке. Таким образом, РПЦ открыто обозначила свое стремление формировать государственную идеологию России, защищаясь от неизбежной критики ореолом мученичества во времена антирелигиозных гонений советского времени" [4]. Андрей Мельников косвенно доносит до читателя простую мысль о том, что гонения придумала сама Церковь для того, чтобы прорваться во власть. Осталось сделать следующий шаг и сказать, что епископы, священники и миряне были сами виноваты в том, что их расстреливали, пытали и зверски убивали. И этот шаг уже сделали другие авторы "Независимой".

Анонимный журналист в статье, посвященной фигуре генерала Власова, позволяет себе просто непотребное высказывание в адрес Псковской миссии: "Сейчас много носятся с "Псковской миссией", "возрождавшей" православие на оккупированных землях. Но замалчивается, что миссия создавалась гиммлеровской службой безопасности СД. И присланные из Прибалтики миссионеры сдавали гестапо исповедовавшихся партизанских матерей. А также священнослужителей-патриотов" [5]. Здесь каждое слово – прямая ложь. Миссия была создана митрополитом Сергием (Воскресенским), который в условиях немецкой оккупации прилагал героические усилия, чтобы сохранить Церковь и не порвать с патриаршим местоблюстителем, а с 1943 года патриархом Сергием (Страгородским). Священники Псковской миссии помогали партизанам, в условиях оккупации и голода учили детей, восстанавливали церковную жизнь и православные храмы. Конечно, многие пастыри были вынуждены общаться с представителями оккупантов, в газете миссии, выходившей под контролем немцев, печатались антисоветские материалы, но священники и миряне делали все возможное, чтобы религиозная политика Третьего рейха не достигла цели. Анонимному автору "Независимой" следовало бы знать, как на оккупированных территориях расстреливали людей только за нахождение Пасхального послания от 25 апреля 1943 года митрополита Алексия (Симанского), в котором тот обращался со словами любви и поддержки к священникам и мирянам и призывал помогать партизанам, как патриарх Сергий и Синод в условиях войны принял крайне мягкое постановление относительно деятельности митрополита Сергия (Воскресенского), который был убит переодетыми гестаповцами. Стоит заметить, что обвинения в сотрудничестве с немцами против организаторов Псковской миссии выдвигали и органы НКВД после освобождения Пскова. Один из организаторов Миссии протопресвитер Кирилл Зайц был осужден на 20 лет, умер в тюрьме, а в 1956 году приговор был отменен и дело прекращено. Остается только догадываться, почему "независимые" журналисты решили обвинить всех сотрудников Псковской миссии в предательстве, чего не стал делать даже СССР, но подобные подтасовки не делают чести, ни авторам публикаций, ни главному редактору газеты Ремчукову.


[1] www.ng.ru

[2] religion.ng.ru

[3] religion.ng.ru

[4] www.ng.ru

[5] www.ng.ru

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Зайцев

сюжеты:

Религиозная журналистика: цели, задачи, проблемы

Церковно-государственные отношения

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты