поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Материал
21 сентября 2009  распечатать

Андрей Зайцев

Между подлогом и хамством

Церковно-государственные отношения глазами "независимых" журналистов

Пожалуй, нет другой темы, на которую с такой охотой рассуждают светские журналисты, как церковно-государственные отношения в истории и современности. Вот и "Независимая газета" не забывает про эту тему. За последние пару месяцев львиная доля публикаций на тему религии в этом издании была посвящена политике и отношениям традиционных конфессий с государством.

Нужно сказать, что корреспондентов этого издания во главе с их главным редактором господином Ремчуковым очень беспокоит тот факт, что в России есть традиционные религии и что верующие не согласны быть одной из малочисленных субкультур в прекрасном секулярном государстве, о котором мечтают авторы и главный редактор. В результате столь трагической несостыковки журналистского мифа и реальной действительности из-под пера бесстрашных, но анонимных авторов могут появляться такие тексты: "Президент Медведев тоже не остался в стороне от религиозных проблем современной России. Он вообще замечен в прямо-таки демонстративной любви к традиционным конфессиям нашей страны" [1]. Какую глубокую душевную рану нанес свободным журналистам Президент России, который занялся такими постыдными вещами, как выстраивание церковно-государственных отношений в современной России. Неужели он не понимает, что верующие должны тихо сидеть в уголке и не мешать светским гуманистам сеять толерантность по отношению к различным порокам.

Стремясь защитить российские власти от ненужных трат на поддержку традиционных конфессий, Павел Круг в своей статье сравнивает заботу о верующих с "транжирством" и называет их "инвестицией в опиум для народа [2]". Хамоватые "независимые" авторы не очень хорошо разбираются в правилах хорошего тона, оскорбляя миллионы христиан и представителей других религий, и видимо полагают, что деньги, которые государство тратит на восстановление храма, мечети, синагоги или дацана, могли бы пойти не в карман чиновников, а на строительство больниц и детских садов. Пусть так, но зачем же прибегать к прямой подмене понятий и говорить о том, что "государство, осуществляющее патерналистскую политику в духовной сфере, уже нельзя считать светским. Проблема в том, что сегодня в России нет в чистом виде ни того, ни другого – ни секуляризма, ни патернализма" [3]? Из этой цитаты видно, что журналист сознательно соединяет в одно два понятия – светскость и секулярность. В светском государстве власти могут поддерживать представителей традиционных конфессий хотя бы потому, что большинство россиян относят себя к одной из традиционных религий, а не к сторонникам секулярного гуманизма. Если же Павел Круг и другие авторы "Независимой газеты" считают себя последователями той модели церковно-государственных отношений, которая была в СССР, то они должны честно сказать об этом, не прикрываясь модными терминами. Стоит только напомнить, что в Советском Союзе люди подвергались жесточайшим гонениям за веру – были расстреляны, сидели в тюрьмах и лагерях, лишались работы и в буквальном смысле слова ценой своей жизнью сохранили Церковь.

Впрочем, для авторов "Независимой" воспоминание о том, что верующие совсем недавно подвергались гонениям – очень неудобный факт, и они всячески стремятся его забыть или обесценить: "Находясь на Соловецких островах, Патриарх предложил создать здесь общенациональный центр по изучению гонений на Церковь в ХХ веке. Таким образом, РПЦ открыто обозначила свое стремление формировать государственную идеологию России, защищаясь от неизбежной критики ореолом мученичества во времена антирелигиозных гонений советского времени" [4]. Андрей Мельников косвенно доносит до читателя простую мысль о том, что гонения придумала сама Церковь для того, чтобы прорваться во власть. Осталось сделать следующий шаг и сказать, что епископы, священники и миряне были сами виноваты в том, что их расстреливали, пытали и зверски убивали. И этот шаг уже сделали другие авторы "Независимой".

Анонимный журналист в статье, посвященной фигуре генерала Власова, позволяет себе просто непотребное высказывание в адрес Псковской миссии: "Сейчас много носятся с "Псковской миссией", "возрождавшей" православие на оккупированных землях. Но замалчивается, что миссия создавалась гиммлеровской службой безопасности СД. И присланные из Прибалтики миссионеры сдавали гестапо исповедовавшихся партизанских матерей. А также священнослужителей-патриотов" [5]. Здесь каждое слово – прямая ложь. Миссия была создана митрополитом Сергием (Воскресенским), который в условиях немецкой оккупации прилагал героические усилия, чтобы сохранить Церковь и не порвать с патриаршим местоблюстителем, а с 1943 года патриархом Сергием (Страгородским). Священники Псковской миссии помогали партизанам, в условиях оккупации и голода учили детей, восстанавливали церковную жизнь и православные храмы. Конечно, многие пастыри были вынуждены общаться с представителями оккупантов, в газете миссии, выходившей под контролем немцев, печатались антисоветские материалы, но священники и миряне делали все возможное, чтобы религиозная политика Третьего рейха не достигла цели. Анонимному автору "Независимой" следовало бы знать, как на оккупированных территориях расстреливали людей только за нахождение Пасхального послания от 25 апреля 1943 года митрополита Алексия (Симанского), в котором тот обращался со словами любви и поддержки к священникам и мирянам и призывал помогать партизанам, как патриарх Сергий и Синод в условиях войны принял крайне мягкое постановление относительно деятельности митрополита Сергия (Воскресенского), который был убит переодетыми гестаповцами. Стоит заметить, что обвинения в сотрудничестве с немцами против организаторов Псковской миссии выдвигали и органы НКВД после освобождения Пскова. Один из организаторов Миссии протопресвитер Кирилл Зайц был осужден на 20 лет, умер в тюрьме, а в 1956 году приговор был отменен и дело прекращено. Остается только догадываться, почему "независимые" журналисты решили обвинить всех сотрудников Псковской миссии в предательстве, чего не стал делать даже СССР, но подобные подтасовки не делают чести, ни авторам публикаций, ни главному редактору газеты Ремчукову.


[1] www.ng.ru

[2] religion.ng.ru

[3] religion.ng.ru

[4] www.ng.ru

[5] www.ng.ru

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Андрей Зайцев

сюжеты:

Религиозная журналистика: цели, задачи, проблемы

Церковно-государственные отношения

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

24.09.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили перспективы преодоления русского раскола

23.09.2021

В Новоспасском монастыре г. Москвы состоялась презентация православного научного журнала "Ортодоксия"

22.09.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с историком, публицистом, руководителем идеологического отдела Первого русского телеканала "Царьград" Михаилом Анатольевичем Тюренковым
Zoom, 22 сентября 2021 года, 18:00-19:00

17.09.2021

Слушателям научного лектория "Крапивенский 4" был представлен доклад "Религиозно-политические идеи русского церковного либерализма XIX – начала XX веков: истоки и суть обновленчества"

16.09.2021

Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии

12.09.2021

Щипков. "Социализм. Сахаров и Солженицын"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 193

09.09.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили вопросы философии языка

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков выступил с лекцией в Минской духовной академии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

27.08.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

25.08.2021

Независимая газета:
Роман Багдасаров
Служил ли Богу Мамонов
Проповедник православия как сценический образ

14.08.2021

Русская народная линия:
Заочный спор о русских
Александр Щипков раскритиковал предложение епископа Саввы (Тутунова) учредить должность уполномоченного при Президенте по правам русских

28.07.2021

Фонд стратегической культуры:
Дмитрий Седов
Как жить во время зоологического глобализма?
О том, как русские закоптили планету, и не только об этом

22.07.2021

Владимир Букарский
Новая линия атаки команды Санду: под прицелом – Православная Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты