RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
|
23 июля 2009 Россияне о телевидении и общественном влиянии на его содержание Отчет исследовательской группы ЦИРКОН, июнь 2009 Источник: http://www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/3/090716.pdf ЦИРКОН Введение. Основные параметры исследования Настоящий документ представляет краткий аналитический отчет по результатам всероссийского зондажа общественного мнения по теме "Россияне о телевидении и общественном влиянии на его содержание", проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН в период с 24 по 30 июня 2009 г. Цели исследования Целью исследования было получение информации о состоянии общественного мнения населения страны в отношении возможного государственного и общественного влияния на телевещание (содержание телевизионных передач). Объект исследования Взрослое население Российской Федерации (от 18 лет и старше). Методика исследования Методической основой исследования являлся выборочный опрос населения Российской Федерации по репрезентативной выборке. Опрос был реализован посредством включения блока из 12 вопросов по теме исследования во всероссийский омнибус "Кварта_09-2" (информацию о проекте см. здесь: http://www.zircon.ru/russian/service/4_11.htm ). Объем выборочной совокупности всероссийского омнибуса составил 1601 респондентов. Выборочная совокупность репрезентирует население РФ по географии, а также параметрам пола, возраста, образования и типу населенного пункта. Метод опроса личное формализованное интервью по месту жительства. 1. Предпочтения россиян в отношении жанров телепередач. Представления о функциях телевидения Согласно результатам опроса, активность телесмотрения граждан РФ является весьма высокой. Лишь немногим более 7% респондентов признались, что практически не смотрят телевизор (или не имеют его), еще примерно для каждого десятого участника опроса просмотр ТВ носит эпизодический характер. Подавляющее большинство россиян (примерно 80%) смотрят телепередачи практически ежедневно, около 40% уделяют просмотру ТВ более 2-х часов в день. Наиболее привлекательными для аудитории являются новостные и информационные передачи: почти три четверти респондентов заявили о том. что предпочитают именно их. Каждому второму респонденту (51%) интересны художественные фильмы. Около четверти россиян предпочитают познавательные передачи, почти столько же развлекательные программы. В своем пристрасти и сериалам признались лишь около 20% россиян, такова же и доля поклонников спортивных передач. Наименее популярными оказались ток-шоу и телеигры. Даже среди молодежи (от 18 до 24 лет) предпочтения распределились в пользу новостных программ (53%), доля тех, кто ответил, что отдает предпочтение развлекательным программам, составила в этой группе телезрителей 39% (второе место по популярности). Заявленные россиянами в рамках опроса предпочтения в пользу новостных и информационных передач подтверждаются и результатами ответов на вопрос о главной функции телевидения. Вопреки распространенному мнению о том, что граждане ждут от телевидения, в первую очередь, развлечения, более половины респондентов (56%) среди четырех функций ТВ поставили на первое место по важности информирование о происходящих событиях, новостное вещание. Развлекательная функция телевидения оказалась в представлениях российских граждан наименее важной, заметно уступив по значимости воспитательной и образовательной функциям: более половины участников опроса поставили развлекательную функцию ТВ на последнее место, и только 13% на первое. 2. Оценка телепередач В общественном мнении россиян доминирующее мнение о том. насколько точно современные телевизионные передачи отражают действительность, отсутствует. Оценки участников опроса разделились: около трети граждан считают, что современное телевидение достаточно объективно отражает действительность, не сгущая краски, но и не пытаясь навязать слишком позитивную картинку. Примерно такова же и доля считающих, что телевидение акцентирует внимание аудитории на негативных сторонах жизни, часто показывает различные катастрофы, акты насилия, разжигает журналистские страсти на пустом месте. Каждый четвертый респондент считает, что современные передачи в целом направлены на то. чтобы сформировать у аудитории более позитивное видение реалий жизни, иногда замалчивая информацию о проблемах и отрицательных явлениях. Результаты исследования показали, что отношение большинства россиян к передачам и фильмам, содержащим сцены насилия и сцены эротического характера скорее отрицательное: 65% и 55% респондентов соответственно заявили, что стараются такие программы не смотреть. Интерес к подобного рода сценам декларируют лишь 5-6% граждан страны. Около четверти респондентов заявили о том, что время от времени готовы смотреть телевизионный контент, содержащий сцены насилия; около трети заявили, что, в зависимости от настроения и качества передачи, готовы смотреть и эротические сцены. Стоит иметь в виду, что респонденты не всегда могут откровенно ответить на вопрос об отношении к эротическим сценам и сценам насилия на телевидении, что связанно с этической стороной вопроса. С большой долей вероятности можно допустить, что представленные результаты отражают декларируемое (социально одобряемое) общественное мнение, и в реальности доля россиян, проявляющая интерес к сценам насилия и эротическим сценам, выше. О своем интересе к сценам эротического характера, как и к сценам насилия, несколько чаще заявляли мужчины, чем женщины, молодые россияне чем граждане старших возрастных групп. Согласно данным опроса, довольно высоки доли россиян, которые завили, что им приходилось после просмотра телепередачи или фильма испытывать стыд или страх (тревогу). У каждого четвертого телезрителя, по их признанию, часто возникает чувство стыда при просмотре различных телепередач, еще у трети респондентов такие эмоции также бывали, хотя и редко. Как минимум, иногда в ходе телесмотрения бывает страшно почти половине россиян (12% испытывают страх часто, 37% иногда). В целом в оценках россиян, некоторые передачи российского телевидения выглядят довольно аморальными, опасными и вредными для просмотра. Результаты исследования показывают, что подавляющее большинство граждан указывают на наличие на российском телевидении передач, которые нельзя показывать. Обращает на себя тот факт, что 74% (!) российских граждан считают, что такие передачи необходимо устранить с общедоступных каналов. При этом 39% считают, что их вообще нужно запретить, и это задача государства. 35% аудитории высказались менее радикально, и выступают за перевод таких передач на платные каналы. Всего 15% респондентов указывают на наличие телевизионного контента такого рода и при этом считают, что с ним ничего не нужно делать, т.к. дело каждого отдельного канала показывать то. что интересно хотя бы немногим людям. 3. Отношение к государственному и общественному влиянию на содержание телевещания Большинство представителей аудитории российских центральных телеканалов (70%) считает необходимым и оправданным вовлечение государства в регулирование СМИ, поскольку содержание некоторых передач (а иногда и каналов в целом) способно негативно повлиять на морально-нравственное состояние российского общества. При этом лишь каждый пятый респондент (21%) высказался за то, что ограничение деятельности СМИ в плане запрета определенных передач, является нарушением свобод и неправомерно в принципе. На наш взгляд, речь не идет о желании россиян возродить на телевидении политическую цензуру. Под государственным регулированием понимается скорее "культурная" (нравственно-этическая) цензура. Вышесказанное подтверждается данными других социологических опросов, которые показывают (например, ВЦИОМ, сентябрь 2007г., июнь 2008г.), что около половины россиян институт свободы слова и СМИ считают важным и ценным, а более половины населения РФ высказываются против цензуры, кажущееся противоречие между одобрением государственного вмешательства в работу центральных телеканалов и неприятием цензуры можно объяснить тем, что ситуацию на современном телевидении россияне воспринимают как свободу в ее крайнем проявлении т.е. "беспредел", который должен быть подвергнут регулированию (и опять же не в смысле запретов по политическим мотивам). Более того, половина россиян считает, что управление телевещанием не должно быть прерогативой исключительно профессионалов: в управлении и принятии решений о том, что следует показывать по ТВ. должны участвовать общественные советы или полномочные представители телезрителей. Таким образом, отношение россиян к общественному влиянию на содержание телевещания следует признать скорее позитивным. В связи с выше сказанным не удивительно, что две трети россиян выразили позитивное отношение к проекту закона о создании Общественного Совета по телевидению, против высказались в 3,5 раза меньше респондентов (20%). Заметим, что даже среди молодежи (в возрасте от 18 до 24 лет) позитивное отношение к проекту оказалось превалирующим: 65% против 23%. |
||||||||||
РЕКЛАМА |