Николай Караев Андрей Кураев: "У Христа в руках мы видим меч" Источник: День за днем Диакон Кураев фигура противоречивая: одни считают его достойным миссионером православной церкви, другие убеждены в том, что диакон православию только вредит.
В конце мая отец Андрей приехал в Таллинн буквально "десять лет спустя" после того, как выступал тут в последний раз. В Малом зале Центра русской культуры яблоку было негде упасть, добрая треть пришедших послушать Кураева вынуждены были три часа стоять стульев на всех, разумеется, не хватило. Диакон говорил о Символе веры, точнее, о первых его словах ("Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя..."), подробно расшифровывая каждое.
Сложно спорить с тем, что Кураев крупная фигура в православной церкви Московского патриархата. Лучше всего диакона характеризуют слова "ревнитель православия" в значении "ярый защитник", причем от защиты он часто переходит к нападению. Кажется, что под рясой отца Андрея скрывается меч, которым он готов разить неприятелей церкви: то диакон говорит о любви к ближнему, цитирует Честертона и Льюиса, то упирает на то, что в Евангелии нет ни слова о толерантности к гомосексуалистам, то сожалеет, что в России нет православного терроризма. Когда сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов предложил убрать из герба РФ крест, диакон предложил провести чистку в рядах исламского духовенства под лозунгом "На фига нам такой Нафигулла?" При этом отец Андрей ведет электронный дневник, выступает с проповедями на рок-концертах "Алисы" и "ДДТ" и призывает поклонников Дж.Р.Р. Толкина проникнуться христианским смыслом "Властелина Колец"...
Рок-опера как повод
Вопрос к вам как к миссионеру: "Jesus Christ Superstar" это проповедь христианства? А фильм "Остров"? А концерт группы "Алиса"?
Не думаю, что авторы "Jesus Christ Superstar" ставили задачу способствовать христианской проповеди. Но в СССР для многих, в том числе для меня рок-опера стала поводом... не скажу обратиться в христианство, скорее обратиться в ту сторону, снять шоры. Концерты Кинчева и фильм "Остров" это сознательно христианские проекты. Для Кинчева христианская тематика поначалу была лишь одной из тем, но с годами она стала главным стержнем его творчества и жизни.
Юрий Шевчук в интервью "ДД" сказал, что группа "Алиса" злая и чересчур патриотичная. Выживает ли посыл религии любви там, где есть злость?
Христианин не обязан быть кастратом. Не нужно быть всегда сладеньким. Гнев, ярость, ненависть это Божьи дары человеку, важно, на что они расходуются, как и дар любви. Вопрос в объекте гнева, в форме выражения этого гнева и в соблюдении правила Екклезиаста: "Время для войны и время для мира".
В одном интервью вы сказали: "Это плохо, что в России нет православного терроризма..." Слова, не слишком совместимые с любовью Нового Завета нет?
Для меня это серьезный вопрос: насколько жизнеспособен русский народ сегодня? Отсутствие любых попыток самоорганизации и самозащиты ужасает. Одна из форм самоорганизации протестная, когда люди дружат против чего-то, и это выливается не в перепалки в Интернете, а в какие-то действия, в том числе и насильственного характера. С точки зрения христианства такое действие предосудительно, но с исторической точки зрения оно может свидетельствовать о том, что у этноса есть желание стать творцом своей истории. Хотелось бы перестать восхвалять толерантность и разрешить себе обсуждать, например, проблему совместимости христиан и мусульман в современном обществе...
А они совместимы?
Да, если христианство и ислам достаточно светские. Для христианства это не проблема, у нас есть слова Христа: "Богу Богово, кесарю кесарево". В исламе религия не отделена от государства, и всегда найдутся мусульманские богословы, которые скажут, что этот общепризнанный для Европы принцип, дескать, противоречит Корану. Их тактика понятна: пока они в меньшинстве, они говорят о светскости и о равенстве, но как только мусульман станет больше половины, они потребуют тотального контроля.
Каждый двенадцатый
Сегодня православная церковь часто ассоциируется главным образом с "мерседесами", на которых ездит духовенство. Хорошо ли это? Иисус сказал: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу попасть в Царствие Небесное..."
Попы в "мерседесах" это сказки. Попов в "мерседесах" не бывает, бывают епископы. Это представительские машины, и они, если честно, необходимы... Мне рассказывал один епископ, что к нему пришел богатый спонсор, и епископ попросил спонсора купить ему дорогую машину. Этот епископ очень праведный монах. Свою просьбу он объяснил так: если подъехать к областной администрации на "запорожце", отношение будет соответствующее, а если на дорогой машине на тебя посмотрят как на человека, умеющего вести дела... Так-то ему всё равно, на чем ездить. Когда мы видим священника на дорогой машине, надо разобраться: за церковные деньги он ее купил или нет. Бывает, что священник где-то работает, получает большую зарплату, из храма не берет ни копейки. Скажем, моя зарплата в храме символическая, около 100 долларов, а живу я за счет гонораров за книги и статьи.
Но, наверное, есть и другие священники?
Есть люди с профессионально атрофировавшимся чувством совести. У нормального священника высокая профессиональная самооценка, он убежден в том, что служение литургии есть величайшее дело на земле. Это служение не партии, не корпорации, а Богу, и ты видишь, что людям оно нужно, что они меняются. Возникает соблазн эту самооценку сделать личностной и отождествить всю свою жизнь с тем высоким, что в ней есть. Вот и получается: вы меня покормили в ресторане вы Христу послужили. Вы мне подарили "мерседес" вы его церкви подарили. Я беру из церковной кассы на постройку дачи так ведь и на даче я молюсь о своих прихожанах... Человек сам не замечает, как магнитные полюса меняются местами, и он начинает служить не Богу, а самому себе. Таких священников довольно много. Утешает то, что с евангельских времен их процент стабилен. Каждый двенадцатый Иуда.
Куда Христос послал фарисеев
Когда ваш знакомый епископ просил купить ему "мерседес", он хотел подать определенный сигнал власти. Но прихожанам при этом подается другой сигнал неевангельский...
Да, и нейтрализовать его священник может только, если его глаза и объем талии подают противоположный сигнал. В том случае так оно и было.
Вам не кажется, что люди церкви подают очень мало сигналов, которые ассоциировались бы с Нагорной проповедью, с одной из главных заповедей христианства "возлюби ближнего твоего, как самого себя"? Когда вы говорите о любви, это один сигнал, когда посылаете на фиг Нафигуллу Аширова другой, в чем-то противоположный первому.
Я думаю, это проблема информационного шума. Евангельские сигналы идут на одной частоте, и они одни и те же, поэтому люди зачастую теряют восприимчивость к ним. Евангелие очень небольшая книжка, Нагорная проповедь еще меньше. Заметьте, вчера на лекции не было ни одного вопроса по Евангелию, люди спрашивают о каких-то периферийных вещах... Надо сказать еще, что есть вещь, которую Бог оставил на нашу ответственность: как святые банальности Евангелия проецировать на пеструю ткань современной жизни. Конечно, я стараюсь соотносить то, что я говорю и делаю, с Евангелием. Но Евангелие более сложно, чем толстовство. У Христа в руках мы видим меч, и апостолы носили мечи, и фарисеев Христос послал дальше, чем я Нафигуллу.
А зачем вы так с Нафигуллой? Понятно, что сказанное нашло отклик в сердцах...
Более того, у меня был потрясающий случай: года два назад в Перми на одной конференции меня окружила группа людей в исламских одеждах, оказалось, что это верховные муфтии разных регионов России, и они мне сказали: "Мы с вами, а не с Нафигуллой Ашировым".
Современные подростки чаще идут не в церковь, а в субкультуру, становятся толкинистами и анимешниками. Что нужно делать, чтобы их привлекло православие?
Православие как таковое вряд ли их привлечет, а вот люди православия могут. Очевидно, например, что толкинистам нужно показывать глубочайшие христианские мотивации автора "Властелина Колец". Моя задача сделать толкинистов еще больше толкинистами, я им говорю: ребята, вы серьезно к Профессору отнеситесь!
|