поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
16 июня 2009  распечатать

Марина Бирюкова

Церковь и интеллигенция

Источник: Православие и современность

Недавно издательством Саратовской епархии была издана книга архимандрита Рафаила (Карелина) "Церковь и интеллигенция".

Редакция отдает себе отчет в том, что она не будет принята всеми. Первый дискуссионный отзыв на книгу уже поступил в адрес портала "Православие и современность". Это мнение журналиста Марины Бирюковой.

Цель своей работы автор обозначает так: "...показать, почему интеллигенции трудно прийти в Церковь". Далее он подчеркивает, что его рассуждения касаются не всех российских интеллигентов: "А иначе мы мало чем отличались бы от революционера Зиновьева, который сказал: "Рабочий, знай, каждый интеллигент – твой враг".

При всем при этом книга производит неоднозначное впечатление – по крайней мере, на автора этих строк. В ней много необходимой правды, и многое, в то же время, вызывает несогласие. Но несогласие вовлекает в заочный спор, понуждает таким образом продумать и обосновать собственную позицию – и с этой точки зрения, она, безусловно, полезна.

"... Ум у современного интеллигента деградировал до всего лишь одного из свойств ума – до рассудка; а по древней христианской антропологии – ум как способность к целостному знанию находится в сердце человека". Это одна из возможных цитат. Она задевает – в самом деле, кто же это согласится, что ум у него деградировал! – но это в первый момент, а дальше становится интересно и хочется разобраться в проблеме.

"В этой скрытой борьбе интеллигенции с Церковью духовные понятия незаметно заменяются душевными, а затем душевность охватывает все сознание человека, и, как туман, нависший над землей, заслоняет собой небо". Для того, чтобы возразить этой мысли отца Рафаила, надо, как минимум, отдавать себе отчет в том, чем духовное отличается от душевного, и в каком качестве присутствует то и другое в нас самих.

Тем же свойством умственного катализатора обладают исторические экскурсы отца Рафаила: "В действительности интеллигенция на протяжении двух последних столетий очень мало верила в эти (революционные – Ред.) утопии; они были нужны ей как приманка для народа".

Мое собственное несогласие обостряется там, где отец Рафаил начинает рассуждать об искусстве, о творчестве, и в частности – о творчестве литературном. "Страсти – это палитра красок, которыми пишутся все новые и новые картины...Церковь учит, что человек должен бороться со страстями как внутренней преградой между душой и Богом. Люди искусства видят в страстях полноту жизни; искоренять их из души означает смерть творчества...". Такой взгляд представляется как минимум однобоким: ничего общего с "разжиганием страстей" подлинное литературное творчество не имеет, напротив: являя собой тяжелый, медленный и неблагодарный труд, оно требует от человека очень высокой трезвости, самокритики и самоконтроля. Находясь в страстном, неуправляемом, помраченном состоянии, литератор не создаст ничего сколько-нибудь состоятельного.

По меньшей мере странным кажется мне вывод автора книги "Церковь и интеллигенция" о том, что "светская литература... несовместима с заповедью Евангелия Блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8)", сделанный на основании того, что "литература, музыка, театр заставляют человека жить эмоциональными впечатлениями, то есть воспитывают страсти". На мой взгляд, чем чище у человека сердце, тем лучше он чувствует Тютчева и Гоголя, Лермонтова и Чехова. Эмоциональные впечатления имеют отношение к процессу постольку, поскольку являют собой здоровые проявления человеческого существа (сострадание, к примеру, – разве плохое эмоциональное переживание?). Но что касается страстей – они здесь решительно ни при чем. Более того: в подлинном литературном произведении страстное, помраченное состояние человека с неизбежностью подвергается критике. И примеров из русской классики можно было бы привести довольно.

Однако, читая книгу дальше, мы с некоторым удивлением убеждаемся в том, что взгляд архимандрита Рафаила на литературу вовсе не столь убийственен. Подвергнув радикальному и, на мой взгляд, жестокому суду целый ряд поэтов Серебряного века, он говорит далее о стихах " прозрачных, как горный поток... мудрых... чистых, как первые слезы любви, посвященных человеческим чувствам, но не запятнанных грехом".

Немало страниц книги посвящено псевдохристианским, оккультным и прочим романтическим увлечениям, через которые проходила интеллигенция, начиная с конца позапрошлого века. Далее автор закрепляется на главной теме: отношение интеллигенции к Церкви. Прочитать эти страницы было бы полезно многим: они действительно отражают наиболее распространенные ошибки и заблуждения человека, приходящего в храм отнюдь не от простоты и обреченного искать не в простодушии. Этому человеку предстоит понять многое: чем отличается покаяние от самобичевания и почему Православная Церковь отторгает литургическое общение в инославными христианами; что такое открытость души для Бога и почему эту открытость не могут заменить никакие добродетели; что отличает священника от прочих людей... и что такое вера вообще. И вот здесь книга архимандрита Рафаила – при всей спорности многих мест – может очень существенно помочь.

Когда читаешь последние абзацы: "Кто же идет на смену этому хрупкому цветку интеллигенции? ...люди с совсем уже атрофированным сердцем и умом... люди, для которых нет ни чувства долга, ни чувства чести...", – то они кажутся слишком радикальными, как многое у архимандрита Рафаила. Однако достаточно посмотреть вокруг, чтобы ужаснуться: посмотрите, что вырастили, и кто же это вырастил? Мы...

СМ.ТАКЖЕ

авторы:

Бирюкова Марина

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
НОВОСТИ

24.09.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили перспективы преодоления русского раскола

23.09.2021

В Новоспасском монастыре г. Москвы состоялась презентация православного научного журнала "Ортодоксия"

22.09.2021

Лекторий "Крапивенский 4": встреча с историком, публицистом, руководителем идеологического отдела Первого русского телеканала "Царьград" Михаилом Анатольевичем Тюренковым
Zoom, 22 сентября 2021 года, 18:00-19:00

17.09.2021

Слушателям научного лектория "Крапивенский 4" был представлен доклад "Религиозно-политические идеи русского церковного либерализма XIX – начала XX веков: истоки и суть обновленчества"

16.09.2021

Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии

12.09.2021

Щипков. "Социализм. Сахаров и Солженицын"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 193

09.09.2021

На заседании научного лектория "Крапивенский 4" обсудили вопросы философии языка

Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков выступил с лекцией в Минской духовной академии

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

27.08.2021

Официальный сайт Московского Патриархата:
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Соборный разум Церкви должен дать оценку действиям Патриарха Варфоломея

25.08.2021

Независимая газета:
Роман Багдасаров
Служил ли Богу Мамонов
Проповедник православия как сценический образ

14.08.2021

Русская народная линия:
Заочный спор о русских
Александр Щипков раскритиковал предложение епископа Саввы (Тутунова) учредить должность уполномоченного при Президенте по правам русских

28.07.2021

Фонд стратегической культуры:
Дмитрий Седов
Как жить во время зоологического глобализма?
О том, как русские закоптили планету, и не только об этом

22.07.2021

Владимир Букарский
Новая линия атаки команды Санду: под прицелом – Православная Церковь

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты