поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
16 июня 2009  распечатать

Дарья Варламова

Встречаться с семинаристом – вечно его ждать

Источник: Известия

Вроде бы и студенты, но непростые: строгая форма, степенные движения и закрытая от посторонних глаз жизнь, непохожая на повседневность обычных "студней". Учащиеся духовных семинарий – люди для светского большинства загадочные, и их жизнь обрастает разными мифами. Корреспондент "Недели" Дарья Варламова расспросила будущих священников, как у них с чувством юмора, зачем к ним в гости приезжал Федор Конюхов и действительно ли к академии выстраивается очередь из потенциальных невест.

Три дня в одном

В Сергиев Посад я приехала с утра – в 11. Духовная академия – как раз на территории Троице-Сергиевой лавры, похожей на большое белое облако с золотыми и синими бликами-куполами. Вокруг академии – небольшие парки со скамеечками, почему-то вызывающие у меня ассоциации с Царскосельским лицеем. Да и сами семинаристы в стильных черных кителях скорее напоминают пока задумчивых лицеистов, чем будущих священнослужителей.

Впрочем, форма не у всех – из-за жары многие ее снимают и ходят, как обычные парни, в футболках... "Юноши" здесь – от 16 до 30, не только со всей страны, но и из Белоруссии, Украины, Германии, Америки и, представьте, даже из Китая.

Экзамены воцерковленным выдержать нетрудно. Но волнительно: как-никак конкурс два человека на место. Первый этап обучения – семинария, затем – академия, что-то вроде аспирантуры. У абитуры – свои приметы. "Абитуриентов отправляют на послушания (трудовые обязанности), – делится семинарист Алексей. – Мне довелось попасть в иподьяконскую чистить кадила. И иподьяконы рассказали страшилку. Который год к ним на послушание назначают двух студентов. И всегда один поступает, а другой нет. И ведь сбылось! Я, к счастью, оказался поступившим".

По коридорам семинаристы передвигаются тихо – в здании и меня не покидает ощущение необычного спокойствия. Большинство здесь готовится к сессии. Заглядываю в аудиторию – склоненные студенческие головы среди книжных "баррикад". У каждого свой постоянный письменный стол, хаотично покрытый учебниками, которые там же и хранятся.

Сейчас занятий нет, но обычно расписание очень жесткое. Ранний подъем – чтобы успеть к утренней молитве перед завтраком, затем с 9 – учеба.

"Учимся обычно 4 урока по 70 минут. – рассказывает Михаил, мой проводник по закоулкам академии. – Перемены у нас по 15 минут, а после второго урока 20 минут полдничаем..." Ассортимент в столовой мало отличается от обычного общепитского меню. "Типичная наша еда – картошка с котлетой. А в пост – картошка без котлеты", – смеется Миша. Но есть и фрукты, и сладости.

После обеда отдых, а с пяти вечера – три часа самоподготовки. Отлынивать нельзя, прогульщики попадают на "стену плача" – доску, где вывешиваются выговоры. В 22.00 – вечерняя молитва, в 23.00 – отбой. "Такая плотность событий бывает, что к вечеру кажется, будто уже дня три прошло", – делится ощущениями первокурсник Андрей... Немудрено – в перерывах между занятиями, молитвами, едой и сном они еще и трудятся, выполняя послушания...

От кардинала до Конюхова

– Но все-таки, что вы делаете в свободное время? – интересуюсь я.

– Спим! – хором отвечают семинаристы.

А если серьезно, в сессию чаще за чаем беседуют, в том числе и на темы теологические. На первом курсе многие переживают кризис "наивной веры" и, пересмотрев прежние представления, обретают более зрелый взгляд на жизнь. На самообразование времени не жалеют, научные работы пишут на всевозможные темы: от истории храма собственной епархии до богословской символики у Толкиена.

Конечно, люди все разные, без взаимных притирок и компромиссов жить здесь невозможно. Кто-то приезжает из деревни после сельской школы, у кого-то за плечами вуз. Первокурсники живут почти экстремально – в общежитии по 18 человек в комнате. Личный "угол" семинариста – лишь кровать и тумбочка. Трудно сосредоточиться на своих делах – зато нескучно. А выучившись терпению, на старших курсах попадаешь в менее "людную" обстановку.

Кстати, в академию наведывается множество делегаций – и парижского кардинала принимали, и путешественника Федора Конюхова, живущего, кстати, в Сергиевом Посаде: "Рассказывал нам, как наедине с природой ощущает присутствие Бога в своей жизни".

"Романтика уставом не предполагается"

Сюда поступают и девушки – в регентскую или иконописную школу. "У нас конкурс – 10 человек на место", – гордо сообщает Аня, будущий мастер иконописи. Но над мифом о том, что академию штурмуют толпы потенциальных матушек, сами студенты смеются: "В миру же не обсуждают женщин, которые хотят выйти за космонавтов или водителей автобусов..."

– Знакомства обычно происходят случайно, – рассказывают ребята. – Кто-то из семинаристов заходит в регентскую или иконописную школу – или наоборот – и встречают вторую половинку. У других есть невесты в родном городе или селе. Вообще, эта проблема преувеличена, у нас нет озабоченности браком.

Собирательный образ "идеальной девушки семинариста" парни мне так и не составили – у всех вкусы разные. Но существуют канонические требования к супруге будущего священника – она должна быть невинной и крещеной.

Для ухаживаний времени у них немного. "Романтика не предполагается уставом", – смеются семинаристы. Хорошо, мол, если выкроишь десять минут до звонка или погуляешь по Пафнутьевому саду тут, в лавре... Моя знакомая, встречавшаяся с семинаристом, говорила про то же: "Я поняла, что быть девушкой семинариста – это постоянно его ждать. Был один случай, поступает абитуриент в семинарию, отец проректор, принимая документы, спрашивает: "У тебя сколько бабушек?" – "Две было...". Проректор: "А сейчас они где?" Абитуриент лепечет: "Умерли". Отец проректор вздыхает: "Запомним. А то у некоторых по две бабушки в год умирает, всё на похороны ездят" ...Что делать, свободного времени нет, а встретиться с девушкой хочется..."

Продлившееся детство

Есть у семинаристов свой спортзал. Хотя девушки чаще отдыхают на природе. От внешнего мира студенты академии не отгораживаются – но и общаться с местными не рвутся. "Для этого нужен какой-то повод. А специально знакомств никто не ищет, да и времени нет..."

После сессии их ждут каникулы: это слово явно воодушевляет и моих собеседников – как любых студентов. Регенты и иконописцы отдыхают с Нового года до Крещения (19 января) и с 1 июля до Успения (28 августа). У семинаристов каникулы поменьше: 10 дней зимой и 40 дней летом. Ездят на каникулы посменно, чтобы жизнь в академии не останавливалась.

Впрочем, и в учебное время им живется нескучно. Здесь есть свой "профессиональный" юмор. Попросив выключить диктофон, Леша рассказывает мне шутку про шестикрылого серафима. Пообещала не печатать, но, уверяю читателей, с юмором у семинаристов все в порядке.

А мне все-таки интересно – как же досеминарская жизнь? Осталось ли там хоть что-то вызывающее ностальгию? Как же эта вседозволенность, которую подавляющее большинство моих знакомых вряд ли согласилось бы сменить на этот строгий самоконтроль?.. По глазам ребят вижу: здесь они действительно счастливы: "Мы вполне обычные люди, просто соблюдаем некоторые ограничения. И для нас они естественны, это как нельзя брать горячего – обожжешься".

При этом ничто человеческое им не чуждо. И духовная академия для них – не какая-то строгая казарма, а скорее нечто вроде того же лицейского братства. Не случайно, кстати, многие священники считают учебу золотым периодом своей жизни. "Когда я окончил истфак свой в Томске, думал, детство закончилось, дальше работа, – вспоминает Алеша. – Поступил сюда, а здесь основная среда – люди, у которых энергия бьет через край. И открывается второе дыхание".

"Современная матушка – довольно бойкая"

Лидия, матушка из Подмосковья:

О знакомстве с будущим мужем: "Я работала реставратором в одном из местных храмов. А семинаристов часто привлекали к уборке... И вот однажды группа семинаристов от усталости просто полегла на свежей майской траве. И путь мой как раз пролегал прямиком через "лежбище". Мое внимание привлекла копна пышных кудрявых волос. Из-под нее сверкнул любопытный глаз... Так я его и запомнила".

О рукоположении: "Полностью ответственность осознаешь тогда, когда в храме под пение "Аксиос!" на твоего мужа возлагают крест. И вот смотришь на него – вроде он твой человечек, но уже и не твой. Во время рукоположения священник обручается Церкви. Поэтому по традиции женатое духовенство не носит обручальных колец".

О самореализации: "Современная матушка – довольно бойкая особа, нередко с высшим образованием. Детей у нее не менее трех, она почти наверняка водит автомобиль, может работать и в светском учреждении и даже делать карьеру. Она активный пользователь интернета, само собой – сотовой связи, разбирается в современных технологиях, политике и отчетах в налоговую. Быть женой священника вовсе не означает поставить крест на самореализации".

О роли матушки в семье: "Основная сфера деятельности священника – это люди, причем в 80% случаев – люди с проблемами. Часто с очень тяжелыми, ведь в основном человек идет в храм только когда "прижмет". Представьте, каково это – целыми днями выслушивать чужие проблемы, вскрывать чужие болячки, спорить, убеждать. Когда священник, измотанный бесконечными горестями чужих людей, приходит домой – кто его приголубит-пожалеет? Матушка".

О моде: "Брюк, мини-юбок и всяких ультрамодных штучек в моем гардеробе нет. Скажу по секрету, у меня даже уши не проколоты! Я предпочитаю классический романтический стиль. Очень люблю длинные юбки и платья. В юности очень любила косметику, но теперь использую только лечебную. Мысль, что православие отметает всякое внимание к внешности, ошибочна. Верующий должен быть образцом для окружающих, в том числе и во внешнем виде".

Об общественном мнении: "Моему семилетнему сыну, как только по школе пронесся слух, что его отец – священник, дети стали высказывать – какая у нас машина, как мы одеваемся и прочее. И чего только не услышит матушка, пришедшая в женскую консультацию с четвертой, а тем более пятой, седьмой беременностью! И кошками обзывают, и кроликами, и "на детских пособиях хотите разбогатеть", и "дурачки – презервативами пользоваться не умеют"... А если рассудить – кому какое дело? Кроме того, мы нередко сталкиваемся с тем, что люди считают, что нас можно только топтать. А если мы начинаем добиваться справедливости у тех же чиновников, делают изумленные глаза: "А что это вы? Вы же верующие?!" То есть раз верующий – молчи себе в тряпочку и не выступай".

О воспитании детей: "Дети не могут находиться в изоляции от мира, им необходимо общение. Иначе они не будут должным образом подготовлены к самостоятельной жизни. Вот и приходится маневрировать между двумя мирами... Строго сортируем компьютерные игры, мультфильмы, детские передачи, книги. Нашему старшему сыну как-то подарили на день рождения "Энциклопедию для мальчиков" от 9 до 14 лет. Благо я пролистала книгу – в нее входила статья про интимную жизнь, содержание которой было на уровне какого-нибудь "СПИД-инфо". Книгу ликвидировала".

Анна, матушка с Украины:

О себе: "Я выросла в интеллигентной семье, родители дали мне неплохое образование – элитная английская школа, которую я окончила с золотой медалью. Поскольку я выросла в курортном городе, свою жизнь я собиралась связать с туристической сферой".

О знакомстве с будущим мужем: "Мы познакомились в монастыре, прихожанкой которого я тогда была. Он учился в Духовной академии. Хотя я не представляла своей жизни без православия, желания связывать свою жизнь с будущим священником у меня и в помине не было. Поэтому до встречи с ним на семинаристов и академистов я не смотрела всерьез как на потенциальных мужей. И ничем при знакомстве он меня не впечатлил, кроме разве что внешности. И лишь узнав его лучше, прониклась симпатией и уважением".

О романтике: "Когда будущий муж впервые уехал на летние каникулы, у меня в троллейбусе как раз увели мобильный, а купить новый не было средств. Поэтому несколько недель прямо как в старые добрые времена мы писали друг другу обычные письма. У меня та пачка писем хранится до сих пор, как великая драгоценность".

О браке: "Вообще-то я никогда не думала, что для меня выбор будущего спутника жизни менее ответственен, потому что теоретически в случае развода я смогу выйти замуж, и при желании даже не один раз, а он – нет. На свой брак я всегда смотрела и смотрю, как на первый и последний. И мой муж для меня в первую очередь – это муж, любимый человек, а уже потом на втором месте – священник..."

О прихожанах: "Прихожане у нас в основном бабулечки, и относятся они к нам очень хорошо. Хотелось бы, конечно, чтобы в церковь ходило больше молодых, но увы... Я по мере возможности занимаюсь с местными старшеклассниками математикой и английским".

О реакции окружающих: "Родители отреагировали на брак спокойно, для них было главным, чтобы мы любили друг друга и были счастливы. Со знакомыми посложней – они были в недоумении. А мой начальник, когда узнал, что я вскоре собираюсь уволиться и уехать с мужем, причем неизвестно куда, сказал, что я дура, которая встала на путь деградации".

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

14.03.2024

Трансгуманисты-зоозащитники на прикормке глобалистов: псевдонаучность и откровенная ересь
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты