Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_6574.html


24 сентября 2003

Александр Петров

Обзор СМИ: ОПК. Клонирование. Съезд в Астане. Макарьевский конкурс

"Православной культуре" в приёме отказано..." – статьей под таким заголовком "РосБалт" обращается к актуальной проблеме преподавания ОПК в школе. Этот материал интересен, прежде всего, тем, что знакомит читателя не только с теоретической подоплекой проблемы, но и с ее практической стороной. Автор рассказывает о первых опытах внедрения ОПК в общеобразовательные школы Санкт-Петербурга.

"Петербургские школы в массовом порядке отказались от введения курса основ православной культуры" - таков первоначальный итог эксперимента.

Автор связывает это, прежде всего, с тем, что интереса к изучению основ православной культуры ни у учеников, ни у родителей пока нет. Кроме того, "получение православных знаний волнует как учеников, так и их родителей намного меньше, чем факультативы по математике и иностранному языку — всё-таки образование в России еще легко можно назвать светским, но вот бесплатным — уже затруднительно, а потому школьники стремятся почерпнуть в школах как можно больше полезных для поступления в вузы знаний".

В материале приводятся комментарии ряда директоров петербургских школ, объясняющие такие плачевные результаты "петербургской практики".

Особо отмечает тот факт, что ни в одной из петербургских школ межнациональных конфликтов, как-либо связанных с темой ОПК, по словам их директоров, нет.

"Проблема преподавания основ православной культуры в школах, - полагает автор, - кроется не в многонациональности состава учеников, а в том, что нет ни учебной программы по этому предмету, ни специально подготовленных к таким урокам педагогов".

Министерством образования разработана "Концепция", предусматривающая всего лишь общие задачи, а "решение же всех методических, организационных и кадровых вопросов, связанных с преподаванием ОПК, полностью остаётся в компетенции региональных образовательных систем", другими словами, "над методиками и программами, выходит, должны корпеть сами педагоги"

"Для того, чтобы в каждой петербургской школе основы православной культуры имели возможность занять прочное место в учебном процессе, понадобится не один год...", – подытоживает автор статьи.

"Правда.ru" публикует материал, озаглавленный "Второй Вавилон, или Зачем человеку становиться Богом?". Статья вновь возвращает нас к острой дискуссии, развернувшейся вокруг темы клонирования человека.

"То там, то здесь можно встретить высказывания как ее противников, так и сторонников. Основные противники клонирования - религиозные лидеры и священники. Церковь вообще категорически против вмешательства человека в сферу деятельности Бога. Но вот почему конкретно против"? – таким вопросом задается автор статьи.

Позицию Русской Православной Церкви по вопросу клонирования человека "Правда.ru" попросила высказать священника Сергия Князева, главного редактора газеты "Православная Удмуртия": "…есть вещи, которые человек не сможет никогда познать, ибо он не Бог. И Господь не даст ему этого. Уверен как священник, что не даст Господь совершить этот чудовищный по своей сути акт. Ибо это есть покушение на права и волю Бога. Какая душа будет у этого человека, какое сознание? Так безответственно к этому вопросу могут подходить лишь атеисты-безбожники, которые уверены, что Бога нет, что человек - не более чем раздел органической химии и прикладной биологии. …Вопрос стоит в том, для каких целей клонировать человека. (для того, чтобы разбирать клонированных людей на части и использовать в качестве доноров для родственников. Церковь категорически против такой цели. Хотя она довольно терпимо относится к донорству и пересадке органов (человек уже погиб, душа его отошла, и тело может быть использовано с благой целью) клонирование с целью донорства неприемлемо".

В связи с открытием 23 сентября в Астане Съезда мировых и традиционно-национальных религий Казахское информационноое агентство публикует интервью с Государственным секретарем Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетовым.

"Проблема столкновения цивилизаций, распространения международного терроризма все-таки существует, и она привносит неуверенность в сознание людей, дестабилизацию ситуации, ее необходимо не только обсуждать, но принимать профилактические меры. Глобальные проблемы надо решать сообща. Идея проведения такого съезда вынашивалась Президентом Назарбаевым уже несколько лет. В последнее время он заручился поддержкой ее у всех лидеров католических, православных, мусульманских, иудейских конфессий и других.

Авторитет Главы государства, обстановка мира и согласия в стране позволят нам провести очень представительный форум. В нашей новой столице молодого государства соберутся лидеры всех мировых, традиционно-национальных религий. Уверен, что им будет, что обсудить за одним большим круглым столом под нашим шанырком", – отвечает Госсекретарь на вопросы корреспондента "Казинформа".

Журнал "Итоги" публикует материал Дмитрия Серкова "Архызский Спаситель", повествующий о находке в горах Северного Кавказа загадочного наскального изображение Христа. По предположению ученых неизвестный мастер создал его примерно в Х веке нашей эры. Как стало известно, Архызский лик уже стал объектом поклонения для жителей близлежащих сел, которые забираются на двухсотметровую гору, чтобы приложиться к святыне и получить, как они верят, исцеление или отпущение грехов. Многие считают, что изображение Спасителя даровано им свыше за страдания, которым подвергались последние годы жители Кавказа.

Газета "Известия" в статье Валерия Коновалова, остроумно озаглавленной "Первая любовь Патриарха", не обходит вниманием предстоящий визит Алексия II в Эстонию, где Алексий родился, вырос и начал свое служение. Особый интерес вызывает рассказ автора о том, "как Алексий занялся пиаром, не зная о нем", здесь речь идет о спасении Пюхтецкого монастыря от закрытия в начале 60-х.

В материале также приводится комментарий Алексия II по поводу ситуации некоторой юрисдикционной неопределенности, в которой пребывает Эстонская православная церковь: "Согласно договоренностям о добровольном размежевании приходов и вынужденном параллельном существовании в Эстонии двух православных юрисдикций предусматривалось совместное сотрудничество двух патриархатов в вопросе представления их позиции эстонскому правительству. Наше согласие на возникновение в Эстонии параллельной православной юрисдикции - уступка чрезвычайная, ни в какие канонические нормы не вписывающаяся".

"И сам визит патриарха вызван, конечно, не только ностальгией. – так завершает свою статью Валерий Коновалов. - Впервые одна из церквей Московского патриархата окажется в Европейском союзе. Каково там будет? А это ведь, похоже, только начало пути. Камо грядеши"?

"Независимая Газета" в материале Александра Смирнова "Аравийские пески не так уж далеки. Москва и Эр-Рияд строят отношения без посредников" возвращается к рассмотрению достигнутых результатов недавнего визита в Россию саудовского наследного принца Абдаллы. Прокомментировать же итоги визита, а заодно и рассказать о нынешнем состоянии отношений между двумя странами "НГ" попросила депутата Государственной Думы, уполномоченного Совета по хаджу при правительстве РФ, специалиста в области российско-саудовских отношений Ахмеда Билалова.

"Нынешняя демократическая Россия, одновременно являясь евро-азиатской державой и мусульманской страной, имеет уникальную возможность восстановить влияние в арабском и мусульманском мире, и вступление в Организацию Исламская Конференция - первый и очень важный шаг в этом направлении.

Уникальность нашей страны еще и в том, что мы можем самым естественным образом проводить многовекторную внешнюю политику, обращенную как на Запад, так и на Восток. Мы говорим с нашими партнерами в арабском мире не с позиций надменной сверхдержавы, которая навязывает свой путь развития и наказывает за нежелание следовать этим путем, а на равных - ведь у нас действительно общие интересы", считает Ахмед Билалов.

"Время Новостей" в статье Кирилла Василенко "Спасибо за внимание. Лидеры мусульман обещают отблагодарить президента" приводит подробности прошедшей в Москве 22 сентября конференции российских муфтиев.

"Открывшаяся вчера в Москве конференция российских муфтиев началась с глубоких политических реверансов в сторону светских властей. В традициях партсъездов лидеры мусульманских общин начали собрание с сердечной благодарности руководителям государства за хорошие условия, в которых сегодня живут и работают в нашей стране исповедующие ислам граждане", - сообщается в газете. Кроме того, приводятся фрагменты выступления на конференции главы совета муфтиев шейха Равиля Гайнутдина: "Мусульманские организации России сегодня действуют в условиях наибольшего благоприятствования со стороны государства".

"Для российских же мусульманских организаций присоединение в ОИК означает в том числе и рост влияния внутри страны -- во всяком случае они уже не будут выглядеть в глазах руководителей регионов некими младшими братьями Русской православной церкви", - транслирует позицию муфтиев, высказанную на конференции, "ВН".

На сайте "Радонежа" опубликован текст выступления игумена Филиппа (Симонова) на международном общественном форуме "Диалог цивилизаций", проходившим на Родосе с 3 по 6 сентября, на тему "Глобализация экономическая и духовная: христиане и глобальные процессы". В своем выступлении игумен Филипп приводит основные посылки Христианской критики "экономической глобализации".

"18 сентября, в день 92-й годовщины смерти Петра Аркадьевича Столыпина, сайт "Православной энциклопедии" "Седмица.ru" разместил большой материал из статьи В.В. Розанова, посвященный памяти великого государственного мужа, погибшего в этого день в Киеве в 1911 году.

"В день 92-й годовщины смерти Петра Аркадьевича на его могиле у стен Трапезного храма Киево-Печерской Лавры состоялась панихида. Ее возглавил насельник Лавры архимандрит Поликарп в сослужении прот. Валерия Клименко и сводного хора монастыря и Киевской Духовной Семинарии. За панихидой молились члены "Християнської Селянської спілки", "Международной Ассоциации Славянского Единения им. П.А. Столыпина", а также члены Киевского дворянского собрания, потомки российских дворян из Швейцарии, Франции и Италии. Традиция совершать панихиды на могиле Петра Столыпина, Председателя Совета Министров Российской империи в 1906-1911 гг., была возобновлена в 1995 году".

Статья, посвященная Макарьевскому фонду и проводимому им конкурсу, в котором, как известно, участвуют Академия наук и РПЦ на равных условиях, опубликована на сайте "Страна.ru". Она называется "Ломка традиций. Макарьевский конкурс отложен на неопределенное время".

"В день рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), 19 сентября, не состоялось очередное, четвертое награждение лауреатов премии Макарьевского фонда. Дата, на которую оно будет перенесено, неизвестна", сообщается в материале.

Автор статьи, Глеб Борисов, акцентирует внимание на уникальности ежегодно проводимого Макарьевского конкурса: "Между учеными и церковниками никогда не было взаимопонимания, скорее, отношения были довольно натянутыми. Организуя конкурс, они впервые начали общаться и появилось понимание, что церковная наука и наука светская могут сотрудничать".

Как стало известно "Стране.ru", после весеннего заседания Священного Синода, когда митрополит Мефодий был переведен в Казахстан и одномоментно перестал быть председателем Фонда, на эту должность был назначен архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Со слов бывших сотрудников Макарьевского фонда, "владыка Викентий несколько раз приезжал в офис, принял дела, но больше никаких действий не производил".

"Долгая дорога к Aллаху. Впервые в истории журналистка-немусульманка побывала у суфийского шейха", под таким заголовком "Московский Комсомолец" рассказывает об одной дагестанской деревне, где живут по законам шариата "люди пути" – суфии.

"Суфизм в исламе — все равно что сливки в молоке", — говорят суфии. Но более подробное определение получить трудно. "Все, что можно объяснить словами, не есть суфизм", — добавляет шейх и объясняет, что дать определение суфизма непосвященному так же трудно, как объяснить слепому, что такое зеленый цвет. Видные ученые приехали к суфийскому шейху. "Ответь нам, что есть суфизм?" — спросили гости. "Отвечу, если будет на то воля Аллаха", — проговорил шейх и вышел в соседнюю комнату. Там он опустился на колени и обратился к Аллаху с горячей мольбой — забрать немедля его душу, потому что невозможно ответить на вопрос о том, что такое суфизм. Кто понимает, тот молчит. Так говорят суфии".

О Валааме и о Свято-Преображенском Ставропигиальном мужском монастыре рассказывается в материале Людмилы Безруковой "Ухожу в монастырь", опубликованном в газете "Труд".

РЕКЛАМА