Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_65402.html


26 мая 2009

Сергей Миронов

Выступление на заседании Координационного совета на тему "О состоянии и совершенствовании правового регулирования содержания воинских захоронений погибших при защите Отечества в Российской Федерации и за рубежом" 22 мая 2009 года (г.Москва)

Источник: http://mironov.ru/firstface/speeches/326.html Mironov.ru

Уважаемые участники Координационного совета!

Думаю, вы согласитесь со мной, что наше сегодняшнее заседание – это начало подготовки к 65-летию Победы над фашизмом.

Великая Отечественная война давно закончилась, но, как это ни горько, судьбы миллионов наших соотечественников ещё не установлены. Одни – считаются без вести пропавшими, останки других до сих пор не преданы земле. Из 9,5 млн. захороненных солдат больше половины покоятся как неизвестные.

Достойное содержание воинских захоронений, установление имён похороненных, открытие новых мемориалов в память о погибших защитниках Отечества – наш святой долг.

Как писал великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский:

Да в чадах к Родине

Любовь зажгут отцов могилы.

Нам сегодня предстоит обсудить, какие правовые и организационные меры мы должны предпринять, чтобы не прервалась связь поколений, чтобы традиции почитания воинов, отдавших свою жизнь за Отчизну, не исчезли.

В настоящее время в 49-ти зарубежных государствах и в нашей стране установлено 47265 мест воинских захоронений.

К сожалению, не все страны относятся к воинским захоронениям в соответствии с Женевскими конвенциями. Мы всё чаще становимся свидетелями вандализма по отношению к могилам советских бойцов в Эстонии, Латвии, Польше, Чехии и даже на Украине.

Парадокс заключается в том, что России оказалось легче договориться о сохранности и уходе за воинскими могилами с государствами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, чем с бывшими советскими республиками.

И это неудивительно. Переоценка хода и итогов Второй мировой войны – часть стратегического плана США и Европейского союза по превращению нашей страны в третьеразрядную сырьевую державу.

Не случайно Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев на днях издал Указ о создании Комиссии при Президенте по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Считаю, что на отношение к захоронениям советских воинов может повлиять только поиск совместных с зарубежными странами решений на основе межгосударственных договоров и соглашений.

Уважаемые коллеги!

Требуют совершенствования и отдельные российские нормативные правовые акты по содержанию воинских захоронений.

Например, выполнение работ по их обустройству в соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" возложено на органы местного самоуправления[1].

Фактически речь идёт о выполнении муниципалитетами государственного полномочия, находящегося в совместном ведении Федерации и её субъектов. Но его финансирования, как того требует закон, практически не производилось.

Согласно Федеральному закону "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" ответственность за сохранение памятников возлагается на федеральные, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Соответственно, на содержание мемориалов должны выделяться средства из различных бюджетов. В итоге в регионах конкретные суммы разительно отличаются. До мелких городских и сельских поселений они просто не доходят.

Большинство муниципалитетов дотационны, отсутствие средств не позволяет им содержать воинские захоронения в надлежащем состоянии. Выручают или спонсорские пожертвования, или общественные инициативы.

Другой пример. В Федеральном законе "О погребении и похоронном деле"[2] старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях на территории Российской Федерации. Получается, что если такие захоронения будут обнаружены на территориях других государств, они не будут обладать таким статусом.

Необходима корректировка законодательства и по объёмам полномочий федеральных органов в отношении воинских захоронений. Несмотря на создание специально уполномоченного органа по увековечению памяти защитников Отечества[3], организация учёта, паспортизация воинских захоронений на территориях других государств, проведение мероприятий по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий одновременно возложены и на МИД России.

Кроме того, участие в установлении сведений о пропавших без вести поручено ФСБ, МВД, СВР России. Из законодательных положений не ясно, кто и в каком объёме будет заниматься этой работой. Нужно, наконец, разобраться, кто и за что отвечает.

На одном из последних заседаний Российского организационного комитета "Победа" Президент России дал указание Минфину о выделении ежегодно на восстановление и поддержание наших воинских мемориалов за рубежом 5 млн. долларов.

К ноябрю должен быть разработан проект федеральной целевой программы по восстановлению воинских захоронений в России и за рубежом. В ней предполагается определить окончательную сумму, которая потребуется для этой работы Управлению Министерства обороны России по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Нам нужно будет ознакомиться с проектом этой программы и проследить, чтобы средства на её выполнение были заложены в федеральный бюджет 2010 года.

Нужно выяснить, почему на сайте "Мемориал" уже выложено 11 млн. графических образцов страниц архивных документов, 23 млн. записей об участниках Великой Отечественной войны, а могилы защитников Родины до сих пор остаются безымянными.

Надеюсь, что предложения, выработанные нами сегодня, заложат прочную основу правового регулирования содержания воинских захоронений как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.

Благодарю за внимание.

РЕКЛАМА