поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
22 мая 2009  распечатать

Алла Тучкова

Алла Тучкова: Людей учат навязывать свою глупость и заурядность

Источник: АНН

Одним из самых распространенных современных мифов является миф о необходимости житейской самореализации. Он превратил страну в сумасшедший дом, где посредственность назойливо пытается явить себя миру, терзая свои и чужие нервы.

Этот навязываемый сверху миф утверждает, что каждый человек должен обязательно раскрыть свои способности и свою личность – в карьере, творчестве или в личной жизни. Причем, если человеку не дадут самореализоваться на работе или в семье, то он может начать кидаться на окружающих и вредить им. Например, в одной газете было написано: "Психологи выяснили, что 24% юношей и 15% девушек самореализуются посредством открытой агрессии. Выход из сложившейся ситуации психологи видят в грамотном направлении активности школьников и в предоставлении социально-приемлемых способов самореализации".

Совершенно непонятно: почему человек, не обладающий талантами и знаниями, должен демонстрировать нам себя во всей красе? А ведь людей специально учат не стесняться глупости, заурядности и непрофессионализма. Например, на телевидении есть передача, где любой желающий может спеть, сплясать или продемонстрировать какой-нибудь иной самодеятельный номер всей стране. В Интернете на разных сайтах постоянно размещают опросы, порой сопровождая их припиской: "Нам интересно ваше мнение".

Хосе Ортега-и-Гассет еще в 1930 году с возмущением писал в своем трактате "Восстание масс": "Сегодня у среднего человека самые неукоснительные представления обо всем, что творится и что должно твориться во вселенной. Поэтому он разучился слушать. Зачем, если все ответы он находит в самом себе? Нет никакого смысла выслушивать, и, напротив, куда естественнее судить, решать, изрекать приговор. Не осталось такой общественной проблемы, куда бы он не встревал, повсюду оставаясь глухим и слепым и всюду навязывая свои "взгляды".

Хосе Ортега-и-Гассет утверждал, что в прежние века заурядные люди не доходили до такой наглости, чтобы высказывать свои глупые мысли. Он сетовал на то, что мир дожил до "тирании интеллектуальной пошлости в общественной жизни".

С тех пор положение только ухудшилось. Теперь наши города забиты заурядными людьми, которые яростно отстаивают у окружающих свое право на самореализацию. Ведь если им не удастся реализовать себя, они, в соответствии с новыми психологическими открытиями, будут мучиться. И эти люди полагают, что лучше уж им измучить окружающих, чем терзаться самим. Если же становится ясно, что окружение превозмогло и не дало человеку возможности раскрыться в карьере или личной жизни, тогда начинается новый этап – самоутверждение на чужих костях.

Иногда, рассказывая в телепередачах о преступлениях, нам сообщают, что иного способа самореализации преступник не нашел. И при этом подспудно вдалбливается мысль о том, что это некий закон – вредить миру, если он не дал тебе самореализоваться по-человечески. Хотя в таких случаях, как и в случаях, когда кто-то оскорбил или унизил кого-нибудь, чаще говорят о том, что человек самоутвердился. Но подоплека у этих терминов одна – человек пришел в мир, чтобы проявить себя. Ну, что тут поделаешь, если он не нашел правильного пути, или его с него согнали...

А о том, что и без самореализации в материально-житейском плане можно неплохо жить, и что даже в безвестности и одиночестве можно радоваться жизни, никто сейчас не говорит. Хотя существует множество житий, в которых рассказывается о святых, десятилетиями подвизавшихся в пустынях и лесах, и считавших себя счастливыми. Причем, когда к ним приходили посетители, они, в отличие от многих наших самореализовавшихся "счастливчиков", не кидались на них как дикие звери, а встречали с любовью, стремясь поделиться своей радостью.

Миф о необходимости житейской самореализации базируется на каинитском мировоззрении. Согласно библейской истории, в далекой древности человечество разделилось на две ветви – потомков нечестивого братоубийцы Каина и потомков его благочестивого брата Сифа. Сифиты признавали, что человеческая природа повреждена. Они искали исцеления у Бога и всеми силами стремились к Нему и к высшему, духовному, миру. А каиниты, как пишет архимандрит Лазарь (Абашидзе) в книге "Ангелу Лаодикийской Церкви", пошли "по пути развития своих поврежденных способностей, по пути самоупоения, самообмана и усыпления совести, к поиску иллюзорного счастья". Их не интересовал мир духовный.

В какой-то момент эти две ветви человечества перемешались, но не растворились друг в друге. Поэтому в одной семье могут рождаться и каиниты, и сифиты. Сейчас потомки Каина настолько умножились и приобрели такую власть в мире, что только их точка зрения и слышна. А разрозненные изможденные сифиты мечутся в тоске, не умея жить по чужим правилам и не зная своих преданий.

Миф о необходимости житейской самореализации увеличивает число людей, которые не дают другим покоя и не имеют его сами. Ведь далеко не каждый будет молча терпеть выходящую за всякие рамки приличий самореализацию какой-нибудь обделенной умом бездарности. Также этот миф растравливает в людях гордыню, внушая, что они и без всяких усилий со своей стороны обладают какими-то ценными качествами. А гордыня пагубна и для людей незаурядных. Уже давно было замечено, что если человек начинает считать себя великим талантом, у него может пропасть способность создавать шедевры.

К тому же миф о самореализации побуждает нас к раннему и непрерывному раскрытию своих талантов. Хотя прежде чем обогатить чем-то общество, надо долго и кропотливо работать над своим детищем, чтобы не вынести на суд публики какого-нибудь недоделанного уродца. Периоду жизненной активности обязательно должен предшествовать большой период лишь внутренней активности, борений, страданий и безвестности. Ничего из того, что имеет значение, просто так никому в этом мире не дается.

Кем был бы Достоевский, если бы он не прошел через каторгу? Его произведения, написанные до каторги, в тот период, когда он был обласкан литературными мэтрами, не идут ни в какое сравнение с масштабом романов, которые он создал после многолетних страданий.

Преподобный Антоний Великий обладал большой мудростью и великими духовными дарами. Он, например, мог без лекарств исцелять больных, знал будущее, имел дар одними словами обращать вспять хищных зверей. Но прежде, чем Антоний Великий начал удивлять людей такими чудесными деяниями, он прошел через большие труды и страдания. Почти в самом начале своего иноческого подвига он провел двадцать лет в полном уединении, не покидая своего местопребывания и не видя никого из людей.

Эпиктет писал в работе "В чем наше благо?": "Если хочешь быть участником в истинной мудрости, будь мудрецом про себя. Так и рожь вырастает. Зерно запахано под землю на время. Там оно укореняется для того, чтобы потом хорошо взойти и дать богатый плод. Если стебелек выйдет из земли раньше времени, то колос не вызреет и не даст плода". А в Древнем патерике приводятся слова одного старца, который сказал: "Не учи прежде времени, в противном случае все время жизни твоей будешь скуден в разуме".

Конечно, если бы наши предки не делали всего того, что подпадает под нынешнее понятие "самореализция", то не было бы вообще никаких цивилизаций. Но ими двигали иные причины. Во время революций люди жертвовали собой ради идеи. Дома строили для того, чтобы было где жить. Художники писали картины, потому что не могли их не писать. И разве что люди, одержимые манией величия, считали, что мир нуждается в том, чтобы они явили себя во всей своей красе.

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

10.03.2024

Щипков. "Путин. Россия как семья"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 299

03.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 1 / Генезис"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 298

01.03.2024

Непонятый Булгаков, или Информационная война против русской классики
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

25.02.2024

Щипков. "Путин и Русский мир"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 297

18.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 2"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 296

15.02.2024

Путин Западу: "Душу никому не удастся разделить". В чём духовное единство народов исторической Руси?
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

11.02.2024

Щипков. "Православная мысль в советской России. Часть 1"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 295

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты