Лариса Юсипова Кинорежиссер Павел Лунгин: "Батюшка сказал Мамонову: "Ты по профессии актер? Так иди и играй!" Источник: Известия На следующий день после каннской премьеры "Царя" к режиссеру Павлу Лунгину было не пробиться иностранные телегруппы выстроились в бесконечную очередь. Но все-таки он нашел время ответить на вопросы обозревателя "Известий" Ларисы Юсиповой.
Первый успех в Канне пришел к вам в 1990 году – фильм "Такси-блюз" получил приз "За лучшую режиссуру". С тех пор фестиваль изменился?
Мне кажется, да. Тогда он был гораздо компактнее – люди переходили от столика к столику, от разговора к разговору. Сейчас он стал более гламурным, более официальным, делает основной упор на звезд или на скандал...
Но все-таки грех жаловаться на Канн. Он единственный, кто держит марку международного фестиваля, открывает имена, новый кинематограф китайский, корейский...
Американские дистрибьюторы дают советы, как надо снимать фильмы, чтобы они попали на Запад. Одна из рекомендаций в картине не должно быть много национального колорита. Вы с этим согласны?
Делая кино, поневоле сталкиваешься с особенностями национальной психологии. Именно поэтому я и не смог работать во Франции не понимаю их культурных кодов. С другой стороны, если ты делаешь продукт, то он должен быть понятным и в Африке, и в Японии, и в России. Это как сосиски – они везде одинаковые, пусть и с небольшими различиями. Так что в смысле коммерческом они правы. А в смысле уникальности художественного произведения думаю, что нет.
К вам не подступиться: одна за другой идут иностранные съемочные группы. Это свидетельство серьезного успеха?
Да, похоже, картина заинтересовала, хотя я действительно слабо представляю, что они там поняли. Видимо, будут писать, что Грозный был сумасшедшим, и объяснять все его поступки безумием. Не желая понять, что он заложил основы российского понимания власти, основы нашего общества и его личность до сих пор присутствует в нашей жизни.
А личность митрополита Филиппа в нашей жизни присутствует?
К сожалению, нет. Можно, конечно, сказать, что он первый русский диссидент, но это не совсем так. Он не сомневался в Божественном происхождении царской власти, но для него было очевидно, что мораль для царя и для подданных должна быть единой и это христианская мораль. Ведь в чем мысль Грозного? Он говорит: "Да, как человек я грешен, но как царь я праведен". Еще один шаг, и окажется: для того чтобы быть праведным царем, необходимо быть грешным человеком.
Вы известны как человек западной ориентации, интеллектуал. Между тем у вас в фильме дважды буквально экранизируется феномен чуда. Русским воеводам в битве помогает икона. Филипп силой молитвы освобождает себя от оков. Для вас это в буквальном смысле чудо или некий метафизический образ?
У меня нет конечного ответа на этот вопрос. Я скептически отношусь к чудесам и верю в них одновременно. Я не требую никакого объяснения – ни религиозного, ни метафизического. Я просто знаю, что чудеса есть. То, что 200 русских журналистов приехали в Канн во время кризиса, не чудо? Это же не имеет никакого материального объяснения.
У вас в одной из ролей снимается Иван Охлобыстин, который, как известно, уже отец Иоанн. Для вас было важно это обстоятельство или вы его приглашали только как актера Охлобыстина?
Конечно, как актера. Хотя я волновался, когда священнику предложил роль еретика. Но он актер, он не может не играть. И я думаю, что церковные власти это поняли и предоставили ему такую возможность.
А Мамонов тоже спрашивал разрешение на роль у своего духовника?
Наверное. Я в это, естественно, не вмешиваюсь. Он был в гораздо большей степени неофитом во время "Острова" и там очень волновался: а можно ли? Но у него такой простой деревенский батюшка. И он ему сказал: "Ты по профессии актер? Так не болтай иди и играй! Плотник плотничает, актер играет".
Помню, несколько лет назад мы встретились накануне премьеры "Бедных родственников" на "Кинотавре", и я вам сказала: "Ну что, Павел Семенович, опять сняли фильм про евреев?"А вы ответили: "А о чем я еще могу снимать? Бодров снимает про казахов, я про евреев". С тех пор вы снимаете фильмы в основном о вопросах православной веры. Что случилось?
Я стал жить в России более длительными периодами. Я практически сюда переехал. И я просто физиологически, кожей чувствую вопросы и потребности нашего общества. И пытаюсь как-то на них реагировать. Я начинал "Царя", когда про Ивана Грозного все забыли, а сейчас посыпалось...
Общество снова повернулось в эту сторону. Объяснение легко найти. Это ужас и перед нечестностью некоторых демократов, и перед собственной свободой, и перед беспределом в душе...
О чем вы хотите снимать следующий фильм?
Я бы сейчас снял фильм про мигрантов. Мне кажется, сегодня это самая глубокая проблема России и религиозная, и нравственная...
Вы довольны приемом в Канне?
Доволен. Очевидно, пошла какая-то волна, какая-то энергия. Во всяком случае, не было ни одного западного журналиста, который не спросил бы: "Почему "Царь" не в основном конкурсе?"
Отмечают ли западные журналисты уровень игры Янковского и Мамонова?
Да! Они абсолютные мировые звезды.
|