Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_6431.html


17 сентября 2003

Александр Петров

Обзор СМИ. Церковь, выборы, секты

Народная партия Геннадия Райкова, блок "Родина" Сергея Глазьева и Партия жизни Сергея Миронова провели предвыборные съезды, утвердили программы и списки кандидатов в Госдуму, последняя пойдет на выборы блоком и под руководством двух спикеров - Сергея Миронова и Геннадия Селезнева, сообщают 14 сентября "Известия" в материале "Жизнь, православие, патриотизм. Еще три крупные партии провели предвыборные съезды".

"Предвыборную "тройку" собрали по беспроигрышному принципу: "хозяйственник-воин-духовный наставник". В роли хозяйственника выступит Райков, воином НПРФ стал бывший командующий СКВО, ныне помощник президента Геннадий Трошев. С лицом духовным было сложнее - им запрещено совмещать деятельность церковную и политическую. Выкрутились: третьим стал референт патриарха Николай Державин, благообразный мужчина с не менее достойной фамилией. Публичная деятельность для него не в новинку: Державин ведет программу на ТВЦ и комментирует прямые трансляции на Рождество и Пасху", пишет газета.

Помимо этого, в материале сообщается о создании левоцентристского альянса под названием "Великая Россия - Евразийский союз", о котором было объявлено на съезде Евразийской партии. В предвыборный блок помимо евразийцев вошли Российская партия мира Руслана Аушева, Гражданская партия России Дамира Серажетдинова, а также Российская партия труда Сергея Храмова, партия "Интернациональная Россия" Омара Бегова и "Державный союз России" Леонида Ивашова. Как ожидается, блок возглавит исполнительный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Павел Бородин.

Стало известно, что Партия "Русь" идет на выборы самостоятельно. Федеральный список партии, которая провозгласила сутью своей идеологии возрождение русских традиций общественной и политической жизни, возглавили офицер, Герой Советского Союза Валерий Бурков, президент Института современной женщины Лидия Русанова и зампред комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Владимир Медведев.

Тему участия Церкви в предвыборной компании также освещает "Газета.ru" в статье "Патриархия сделала предвыборную ставку".

"Перед закрытой частью, на которой члены "Народной партии" перешли к обсуждению списков, - пишет "Газета.ru", - Геннадий Райков произнес программную речь. Из нее стало понятно, что на выборы партия пойдет с лозунгами о сильном государстве, возрождении духовных ценностей России, с критикой сексменьшинств и призывами к смертной казни. Основная цель народников – победить нищету. Партийцы посчитали, что в России 38% всех семей (16 млн. человек) живут за чертой бедности, так что у "Народной партии" будем чем заняться".

"Русская православная церковь приветствует активное участие мирян в общественно-политической жизни", приводятся здесь слова Николая Державина, которого рекомендовал лично патриарх, как сообщил "Газете.Ru" один из депутатов.

Развивая тему, "НГ-Религии", публикует эксклюзивное интервью с Глебом Павловским, озаглавленное: "Серые кардиналы" добрались до православия. Иерархи бездумно предоставляют право говорить от имени Русской Православной Церкви и толковать ее интересы странноватым политикам и дельцам".

"Любой политической силе в стране, чтобы выйти к людям, нужны какие-то принципы - ответ на вопрос о том, что, собственно, она предлагает России. У описанных мною людей позиции нет, они враждуют между собой и спаяны временными интересами, а православие для них своего рода идеологическая лицензия. Россия действительно нуждается в твердых и честных, может быть, и жестких традиционалистах. Но люди, для которых Церковь это просто большое ХОЗУ (хозяйственное управление. - Прим. ред.), не должны нас учить православию, они его только дискредитируют. Из-за этого голос Церкви в России имеет слабое влияние на общество, несоизмеримое с ее высоким авторитетом. Впрочем, против попыток политической спекуляции верой не раз выступал сам Патриарх", - полагает Глеб Павловский.

"Как я уже не раз говорил и писал, есть собственно православие и есть клерикальные махинации, за которые православие никакой ответственности не несет. Есть Церковь, и есть мирские по духу злоупотребления церковностью. Клерикальные тенденции вообще исходят не от Церкви, они вторичны и материалистичны, даже прямо корыстны. Это попытки политиков, которым нечего сказать людям, скрыть свою идейную нищету за показной набожностью".

Можно ли говорить об РПЦ как о серьезной политической силе, кого можно считать серьезными православными политиками? – на эти и другие вопросы также отвечает известный политолог в своем интервью "НГ-Религии".

Издание "Газета" в статье "Дмитрий Аяцков собирает деньги на Судный день" касается диалога бизнеса и церкви в Саратове.

Как стало известно, архиепископ Саратовский и Вольский Лонгин при поддержке Дмитрия Аяцкова, взявшего на себя роль посредника, обратился за финансовой помощью к областным бизнесменам.

"Все участники встречи должны “объединить усилия, чтобы помочь становлению православия в Саратовской области - в каждом районе, поселке, в каждом доме". “Мы уже договорились, что максимально передадим Русской православной церкви те здания, сооружения и земли, которые принадлежали ей до революции. Этот процесс уже идет, - благодушно вещал Аяцков. – Нам нужно многое отреставрировать и построить. Но, как прекрасно сказал владыка Лонгин, нам нужно построить храм в собственных душах".

“Но реакция аудитории оказалась противоположной. - сообщает "Газета". - "Два раза деньги сдавали на колокольню - а где деньги-то?!" - не сдержался молчавший всю встречу директор саратовского филиала ЛУКОЙЛа Семен Глозман. Зал зашумел, раздался хохот и аплодисменты. "Настоящее, неподдельное оживление наступило, когда прозвучал вопрос, где деньги", - заметил епископ Лонгин, глядя на веселящихся бизнесменов. "Наверное, контроля не было", - взял на заметку губернатор, когда зал немного успокоился".

"На Дону шахидов нет", под таким заголовком "Независимая Газета" публикует интервью с главой Центрального Духовного Управления мусульман по Ростовской области и Югу России Джафаром Бикмаевым.

В связи с очередная волной терактов, след которых ведет в Чечню, корреспонденты "НГ" пытаются выяснить, насколько, по мнению Джафара Бикмаева, правомерно в сознании многих людей настороженное отношение к исламу, и существуют ли на Дону какие-либо подпольные организации, проповедующие ваххабизм.

"Подобный стереотип массового мышления очень далек от истины. Ислам - это человеколюбивая религия, которая проповедует терпимость и уважение к ближнему, отказ от агрессии и применения силы. Миф о разделение исламом на "верных" и "неверных" и непримиримости мусульман к людям другой веры в корне неверен. Мусульмане лишь выступают противниками многобожия, поскольку Всевышний, создавший землю, один для всех вне зависимости от исповедываемой религии.

Террористы, в свою очередь, лишь прикрываются религией, понятиями "чистота веры" или "борьба с неверными", которые в их трактовке к истинному исламу не имеют никакого отношения. Настоящим мусульманином может считаться только тот человек, от руки которого не пострадали другие люди. С точки зрения ислама, никакая смерть не оправданна и только Всевышний, который даровал жизнь человеку, имеет право ее отнять. Не случайно пророк Мухаммед говорил, что убийство одного безвинного человека приравнивается к убийству всех людей" - Ситуацию того, что у многих обывателей мусульмане сегодня ассоциируются с бандитами, для которых представители других религий являются "неверными", - комментирует сложившуюся ситуацию Джафар Бикмаев.

Сразу два объемных материала были посвящены владыке Антонию (Блуму).
"12 сентября - 40 дней как ушел из жизни один из самых почитаемых русских иерархов митрополит Антоний. Его книги издаются и переиздаются, его беседы с лондонскими прихожанами расшифровываются и продолжают публиковаться. Владыка был одним из немногих церковных публицистов, который искренне уважал человеческое Знание, даже если носителями этого Знания являются люди неверующие" - пишут "Известия" в материале "Пока ты не святой, будь образованным. Беседы митрополита Сурожского Антония (Блума) были глотком воздуха для российских интеллигентов". Далее газета публикует избранные места из наиболее интересных бесед с владыкой Антонием.

На сайте "Православие.ru" опубликовано "Интервью с клириком храма святого Иоанна Воина на Якиманке протоиереем Николаем Ведерниковым", в котором о. Николай рассказывает о беседах, которые проводил владыка Антоний во время своих приездов в СССР. В интервью идет речь о том, кто приходил на эти беседы, каково было значение бесед владыки Антония и т.д.

"Религиозный омут: сектантские организации в России", под таким заголовком "Правда.ru" рассказывает об одной из религиозных общин Ростова, а именно о "Церкви Христа". Заголовок материала красноречиво выражает позицию автора по отношению к сектам и во многом предопределяет содержание публикуемой статьи.

"Говорят, что эта община – ещё не самое худшее место, куда может попасть ростовчанин. Здесь не приносят жертв сатане и не занимаются групповым сексом. Напротив, членам "Церкви Христа" запрещено иметь недозволенные отношения до свадьбы, встречаются и проводят свободное время они только с единомышленниками, вступают в брак также со "своими". Попадают в общину в основном приезжие и просто одинокие люди, замученные своими проблемами. Их подкупает показное участие, доброжелательная атмосфера. Только вот запросто покинуть организацию они потом почему-то никак не могут" – пишет автор статьи, Виктория Стеклова. Далее подробно рассказывается об истории, доктрине и "пирамидальном" принципе работы "Церкви Христа". "Сейчас на территории Ростова действует около 85 религиозных организаций. Но больше всего жалоб поступает именно на "Церковь Христа", - на такой оптимистической ноте заканчивается статья.

В журнале "Новый Мир" опубликована большая публицистическая статья Юлии Ушаковой "Атипичная религиозность в постсоветской России".

"До недавнего времени наше общество имело весьма смутное представление о сектах. Когда речь шла о русском дореволюционном сектантстве, понятие “секта” прилагалось к религиозным группам, которые некогда откололись от Православной Церкви, что с точки зрения ее догматики является “ересью” — учениями, расходящимися с церковным Преданием. Логично было бы предположить, что для коммунистической идеологии “опиум народа” одинаково вреден в любой упаковке: будь то ортодоксия (Православие) или ересь. Однако отношение к сектантам за семьдесят лет советской власти резко колебалось вместе с колебаниями линии партии. Эта кривая линия вычерчивалась не по доктринальному принципу, а по беспринципному постулату “цель оправдывает средства”- отмечается во вступлении к статье."

В статье приводится краткий исторический экскурс в прошлое российского сектанства, автор не обходит стороной тему "романа" большевиков с сектантами в 20-е годы.

"Сектанты изначально составляли замкнутую референтную группу, стоящую в оппозиции к исторической России, к ее культурной традиции. Историко-культурная беспочвенность русского сектантства облегчала использование его в политических интересах" - делается вывод. Далее автор рассуждает о судьбах и положении старорусских, западных, а также принадлежащих к международным организациям, сект в современной России.

РЕКЛАМА