Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_64181.html


16 апреля 2009

Юрий Максимов

О целительном покаянии

Источник: http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3006 Радонеж

Один воин спросил однажды старого монаха: принимает ли Бог раскаяние? И старец промолвил: скажи мне, возлюбленный, если у тебя порвется плащ, то выбросишь ли его вон? Воин ответил: нет, я зашью его, и опять буду употреблять. Тогда старец сказал ему: если ты так щадишь свою одежду, то неужели Бог не пощадит Свое творение? И воин, услышав это, отошел с радостью в свою страну.

У человека, вступившего на путь следования Христу, как и у этого воина, не сразу получается полностью победить грех. Иногда грех побеждает его. Но у того христианина, кто полон решимости бороться до победы, есть прекрасная возможность – отказаться от приверженности сделанному греху, принести покаяние в нем перед Богом и Церковью. И Бог очистит его от греха, и появится возможность всё исправить.

Как человек, который, идя по дороге, споткнулся и упал, может и должен встать, так и человек, который, желая стать православным христианином, совершил грех, может и должен очиститься от него в священнодействии исповеди. На исповеди он признаётся и раскаивается в своём грехе священнику, который является преемником апостолов, получивших власть прощать грехи от Самого Христа: "кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20:23).

Иногда может показаться удивительным приверженность людей ко греху. Ведь, казалось бы, для многих очевидна мерзость греха, а также и те мучения и горькие последствия, которые он порождает. Почему же многие люди совершенно не желают отказываться от греха, хотя при этом хотят быть хорошими?

Секрет заключается в том, что укоренению в человеке греха способствует и грехом же порождается особое ослепление ума, когда выстраивается такая ценностная и понятийная система, которая позволяла бы грешнику продолжать грешить и при этом оправдывать себя, скрывая и подавляя естественное чувство стыда.

Поэтому главнейшее средство борьбы с грехом и называется покаяние (metanoia), что в переводе с греческого означает "перемена ума". Благодаря такой перемене человек отказывается от ложных самооправдательных понятий, начинает видеть в себе поразивший его грех, определять его как грех, переставать отождествлять его с собой, выносит его на свет и суд истины и отказывается от него в процессе исповеди.

Покаяние необходимо для каждого человека: "Если говорим, что не имеем греха, – обманываем себя, истины нет в нас. Если исповедуем, грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1Ин. 1:8-9).

Злые духи всячески стараются отвлечь человека от покаяния. Вот одна из самых распространённых их уловок. Подталкивая человека ко греху, диавол при этом внушает ему мысли: "Бог добрый, Он простит", а уже после греха старается ввергнуть в отчаяние, внушая уже совсем другие мысли: "Бог справедливый, и Он тебя покарает за то, что ты сделал". Чтобы привести к отчаянью, диавол внушает человеку, что он уже никогда не сможет выбраться из ямы греха, не будет помилован Богом, не сможет получить прощения и исправиться.

Отчаяние – это смерть надежды. Человек отчаявшийся, то есть, потерявший надежду, нередко скатывается к другим, ещё большим грехам, предаётся наркомании, пьянству, блуду, полагая себя всё равно уже погибшим. Крайнее же проявление отчаяния, – самоубийство. Каждый год на земном шаре миллион человек кончает жизнь самоубийством, – столь велико число людей, которых злым духам удаётся увлечь в эту пропасть!

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что уже невозможно исправить всё к лучшему, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Но это величайшая бесовская ложь!

"Пусть никто не говорит: "Много я нагрешил, нет мне прощения". Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: "...бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся" (Лк. 15:10), и еще: "Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк. 5:32)" – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, он может покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить её радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Итак, лучше не грешить, но если уж случилось впасть в грех, то надо поспешить очистить его покаянием с твёрдым намерением больше не совершато этого греха.

Самое главное – это то, чтобы при покаянии внутреннее намерение человека было чистым, свободным от всякого лукавства. Для победы над грехом необходимо решительно отказаться от него в любых его проявлениях. В этой истине заключается причина того, что иногда и большие праведники вдруг впадали в великие грехи и умирали без покаяния, а с другой стороны, иногда великие грешники искренне каялись и становились святыми.

Потому что если человек даже очень добрый, и уже отказался от весьма многих грехов, но имеет в душе одну, хотя бы и небольшую греховную страсть, от которой не желает отказываться – этого достаточно для его погибели. Этим он оставляет в своей душе крючок, дергая за который, диавол может сбросить его в пропасть. Если человек по своей воле оставляет в себе хотя бы маленький грех, то тем самым он всё равно показывает, что в выборе между грехом и Богом он выбрал грех, а не Бога.

И наоборот, даже если человек до недавнего времени погрязал в грехах, но сейчас воспринял твёрдую решимость отказаться от них всех, и готов проявлять эту решимость в своих словах и делах, то он может спастись и стать святым, потому что в своём внутреннем выборе между грехом и Богом он выбрал Бога, а не грех.

Для спасения самое важное не то, много ли у человека грехов или мало, а то, как он к ним относится, хочет ли отказаться от них, или хочет оправдывать свою к ним привязанность. Покаяние приносит пользу только для первых.

РЕКЛАМА