Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_63551.html


27 марта 2009

Любовь Балакирева

"Воцерковить людей, приходящих в Церковную ограду" – архимандрит Иоанн (Павлихин)

О церковных проблемах периода финансового кризиса, монашеской жизни и перспективах развития церковного музейного дела интернет-порталу RELIGARE рассказал архимандрит Иоанн (Павлихин), наместник Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, директор Церковного историко-археологического музея Костромской епархии РПЦ.


– Отец Иоанн, как, по вашему мнению, будет развиваться церковная жизнь под руководством Патриарха Кирилла?

Святейший Патриарх Кирилл и архимандрит Иоанн (Павлихин)

– Все слои российского общества задают себе этот вопрос, кажущийся с первого взгляда сложным и, может быть, пока не имеющим ответа. Однако, ответ на него, конечно же, есть, и он во многом содержится в самой формулировке вопроса. Никто не сомневается в том, что Святейший Патриарх Кирилл не остановится на том, что уже достигнуто Церковью за последние два десятилетия. Высшие иерархи, духовенство, миряне и даже люди, пока не имеющие отношение к Церкви, с огромным вниманием следят за выступлениями нового Патриарха, многие из которых носят программный характер. С первых минут своего Патриаршего служения глава Русской Церкви обозначил приоритетные направления развития церковной жизни: активизация социального служения, работа с молодежью, создание крепких приходских общин.

Предшествовавшие десятилетия – период нового Крещения Руси, а сейчас от нас требуется направить все свои усилия, чтобы воцерковить людей, приходящих в Церковную ограду.

От нас, духовенства, Патриарх Кирилл требует подтвердить делами то, что декларирует Церковь. Приходская жизнь должна наполниться внутренним содержанием. Люди должны приводиться не столько к земному пастырю, сколько к Пастыреначальнику Христу, что невозможно без деятельного участия в делах милосердия, проповеди не только христианской веры, но и христианского образа жизни.

Не раз Святейший Патриарх Кирилл говорил о том, что Церковь продолжит начинания почившего Патриарха Алексия II, скромно умалчивая о том, что многие принципиально важные события церковной жизни минувших десятилетий неразрывно связаны с его именем и деятельностью на посту председателя Отдела внешних церковных связей. Поэтому преемство внешней и внутренней политики Церкви станет для Патриарха Кирилла продолжением и его собственных огромных трудов, понесенных во имя Церкви в последние десятилетия.

Вместе с тем, несомненно, новый Патриарх – это и новый взгляд на существующие проблемы, требующие немедленного решения; новый стимул для проявления внутренних духовных, творческих резервов пастырей и паствы. Каждый возлагает свои надежды на Патриарха, своего отца, человека, который стал в литургической жизни Церкви, в ее молитвенной жизни на первое место. За него каждый из нас молится в первую очередь, "в первых", а за тем лишь о своих родных и близких. Каждый хочет, чтобы именно его надежды и чаяния отразились в новых церковных реалиях.

Без сомнения Церковью в Патриархи избран самый умный, деятельный, просвещенный иерарх, который обратит внимание на те проблемы, о которых умалчивалось ранее. Уверен, что самое пристальное внимание будет уделено проблеме церковного образования и подготовке управленческих кадров, подготовке православных педагогов, формированию православной интеллигенции.

Сейчас сложное время, время финансового кризиса, потрясающего материальные уклады государств и народов. В это нелегкое время, мне кажется, Церковь под руководством Патриарха Кирилла сможет многого добиться в искоренении самого ужасного кризиса – духовного кризиса нашего общества.

– Вы много лет работаете с архиепископом Александром Костромским и Галичским. Какова роль архиерея в жизни Церкви и развитии отношений с региональной властью?

Архиепископ Александр Костромской и Галичский, Святейший Патриарх Кирилл и архимандрит Иоанн (Павлихин)

– Святая Церковь доверила мне не самое легкое, но очень благодатное и интересное послушание. Не просто быть одновременно монахом, священником, руководителем обители и директором крупного, даже по светским меркам, музея.

Многое удалось сделать за пять лет несения этого послушания. Мне удалось достичь некоторого результата лишь потому, что сей результат – плод церковного послушания своему архипастырю и Церкви. В основе всех реализованных идей лежит святительское благословение моего правящего архиерея. Под его руководством после многолетних "дискуссий" был возвращен Церкви Ипатьевский монастырь, по его благословению создан возглавляемый мною Церковный историко-археологический музей, под его омофором братия совершает свой молитвенный и деятельный подвиг.

Личность владыки-архиепископа многогранна – это смиренный послушник Святейшего Патриарха, несущий груз ответственности не только за большую и очень бедную епархию, но и за молодежное церковное движение на посту председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Ровно двадцать лет владыка Александр управляет Костромской епархией. За эти годы число приходов увеличилось почти в четыре раза. Костромская епархия прошла с ним тяжелейшие испытания и радостные вехи. Увеличилась паства, множество пастырей получили через положение его рук дар священства. Им основана Костромская Духовная Семинария. Деятельность владыки имеет высокие оценки со стороны Церкви и Государства. Меня поражает его уникальная трудоспособность и физическая выносливость. До поздней ночи в окне его кабинета горит свет. График богослужений владыки сравним, пожалуй, лишь с графиком Святейшего Патриарха.

Я счастлив, что мое церковное послушание проходит под руководством архиепископа Александра. Стараюсь многому научиться у владыки в решении сложных задач, которые требуют огромной выдержки и неординарных решений.

В настоящее время местная Церковь может добиться огромных результатов, находясь в тесном контакте с региональной властью. Такой контакт, безусловно, есть. Церковь стала неотъемлемой частью жизни Костромской земли.

В настоящее время Костромской области очень повезло – губернатор Игорь Николаевич Слюняев по-настоящему церковный человек. Его нередко можно увидеть в костромских храмах в толпе молящихся. Любимым местом молитвы Игоря Николаевича является наша святая обитель.

Меняется жизнь области в лучшую сторону трудами губернатора и владыки, которых объединяет удивительная трудоспособность и жертвенность.

– Какие проблемы вы видите в современной монашеской жизни?

– В монастырь поступают люди из мира и несут свойственные этому миру человеческие недостатки. Основной проблемой современного христианского общества мне видится отсутствие жертвенности. Молодые люди, приходящие в монастырь, считают, что им за то, что они оставили "вся красная мира сего", обитель должна быть благодарна до последних дней их жизни. Этот постулат некоторых несознательных личностей вызывает улыбку, но вместе с тем, таким ложным мнением заражены многие поступающие в обитель. Немало людей поступает в монастырь, как говорили в старину "не ради Иисуса, а ради хлеба куса". Это тоже признак нашего времени: многие потеряли кров над головой и способность самостоятельно зарабатывать на хлеб насущный. Недуг винопития и табакокурения делает людей неспособными к жизни в монастыре. Можно долго перечислять проблемы, с которыми сталкиваются наместники, настоятели и настоятельницы монастырей, но я бы хотел особенно обратить внимание на проблему, свойственную и монастырям, и приходам – это нецерковность большого количества людей, именующих себя христианами. В монастыре это огромная проблема, к которой я стараюсь относиться с пониманием. Действительно, откуда может взяться такое столь необходимое качество как церковность у людей недавно пришедших в Церковь и не встречавших в своей жизни духоносных старцев, горячих пастырей, жизнь которых была посвящена лишь Богу и Церкви. Что такое церковность? Этому понятию трудно дать точные характеристики. Это едва уловимый для человеческого глаза и ума синтез духовных качеств человека. Для человека церковного на первый план выступает интерес Церкви, а не личные амбиции; церковный человек чувствует себя частью Церкви и всего себя без остатка, жертвенно приносит служению церковному. Манера речи, образ мысли, не говоря уже о поступках, выдают человека нецерковного.

Если в миру это простительно (там человек делает свои первые шаги на встречу к Богу), то в монастыре это может принять угрожающие формы. Отсюда проистекает проблема очень актуальная в наше время – младостарчество и даже псевдостарчество. Отсутствие жизненного опыта, любовь не к Церкви, а к себе в Церкви, отсутствие духовного образования, смирения и послушания приводят к тому, что эти горе-старцы приводят людей, взирающих на монастырь как на "луч света в темном царстве", не ко Христу, а к себе, становятся некоторыми духовными тиранами, владычествующими над "наследием Божиим".

Отсутствие жертвенности, церковности, отсутствие духовного образования, на мой взгляд, главные проблемы современных монастырей, проистекающие из проблем всего общества.

– Скажите несколько слов о перспективах развития церковного музейного дела.

Во время осмотра экспозиции музея

– Развитие музейного дела имеет огромные перспективы. В дореволюционное время церковные музеи, созданные при епархиях и монастырях, часто именовавшиеся "древлехранилищами", позволили сохранить огромное количество памятников древнерусского искусства. Во многих случаях коллекции этих древлехранилищ стали основой областных музеев уже в Советское время. Нам посчастливилось достичь самых впечатляющих результатов развития церковной музейной деятельности – впервые Государство доверило религиозной организации-учреждению "Церковному историко-археологическому музею Костромской епархии Русской Православной Церкви" целую музейную коллекцию бывшего музея-заповедника "Ипатьевский монастырь". Уникальные предметы древнерусского искусства, являющиеся частью единого Государственного музейного фонда, переданы Церкви в безвозмездное пользование.

Нам удалось создать музей, значительно превосходящий тот музей-заповедник, бытовавший в Советское время в стенах Ипатьевского монастыря по уровню хранения, реставрации и экспонирования предметов религиозного назначения. Думаю, что у нас будут последователи, но всем им следует помнить, что это огромная ответственность перед Церковью и Государством. Необходим штат квалифицированных сотрудников, специально оборудованные помещения, соответствующие инструкциям Министерства культуры.

Нашему примеру могут последовать монастыри и прочие церковные объекты, в стенах которых расположены светские музеи. В этом случае удастся сохранить уникальную взаимосвязь предметов с местом их исторического бытования. Именно эта мысль была основополагающей при передаче нашему музею предметов религиозного искусства.

Это лишь один из аспектов необходимости создания подобных нам музеев.

Православный храм включает в себя множество культурных и духовных компонентов: архитектура, живопись, музыка, история, литература. Устройство церковных музеев при храмах, монастырях и епархиях может оказать грандиозное воздействие на формирование личности молодого человека. В некоторых случаях, например, в отдаленных селах, храм является единственным объектом культурного наследия. Устроенный при таком сельском храме церковный музей окажет огромное воспитательное воздействие на молодежь.

Говоря об исключительности нашего примера, я имею в виду передачу нашему музею предметов, являющихся государственной собственностью. Необходимо отметить, что церковные музеи, хотя их и немного, уже существуют при некоторых храмах и монастырях и оказывают заметное влияние на воспитание молодежи. Их должно быть значительно больше, и мы готовы оказать помощь в формировании правильного подхода к хранению и экспонированию предметов, являющихся частью культурного и духовного наследия.

Беседовала Любовь Балакирева

РЕКЛАМА