Игорь Мещан Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий: время волонтеров Главный ресурс Церкви не в деньгах, а в людях Источник: Фома О том как встретить кризис и, что Церковь может сделать для людей в этих условиях, мы беседуем с архиепископом Нижегородским и Арзамасским ГЕОРГИЕМ.
Владыко, сегодня кризис проникает во все сферы: в жизнь простых людей, в дела благотворительности, в культуру. В связи с этим возникает вопрос: как следует относиться православному человеку к этой тяжелой ситуации? Бояться ли будущего и можно ли как-то подготовиться к нему?
У царя Соломона было кольцо, на котором был написан замечательный девиз: "И это пройдет". Именно он и должен определять наше отношение к будущему вне зависимости от того, как обстоят дела в настоящем: плохо или, напротив, хорошо.
Нынешний экономический кризис серьезное испытание, но отнюдь не самое страшное из тех, что могли бы быть. Увы, такова реальность: подобные беды постигают нас регулярно. Человек болеет, теряет близких, умирает
все это случается даже в самые внешне благополучные времена. Да и в целом кризис, если вдуматься, не так уж страшен. Вспомните: в прошлом веке мы пережили не одну войну, прошли через невероятные катастрофы, которые несравнимы с нынешней ситуацией. Так что стоит вспомнить об этом, постаравшись не поддаваться унынию и паническим настроениям. Это серьезная трудность, но вовсе не катастрофа.
Конечно, все это не отрицает серьезных и вполне ощутимых людьми проблем. Таких, к примеру, как увольнения. Дело ведь не только в финансовом благосостоянии важную роль здесь играет и самооценка человека, который начинает ощущать себя никому не нужным, всеми оставленным. А это может просто сломать его, если у него не найдется внутреннего стержня, не будет веры в Бога, которая всегда выше всех земных неприятностей. И здесь, кстати, крайне важна наша роль, роль священнослужителей, которые в нынешних условиях должны проявить больше внимания к людям, быть готовыми в любой момент подставить плечо, поддержать.
А еще стоит понять: что же мы потеряли из-за кризиса, не это ли является главной причиной нынешних трудностей? Может быть, это повод вспомнить, как мы жили в прошедшие годы? Вспомнить культ потребления, который затмил собою все. Быть может, сейчас, посылая нам кризис, Господь удерживает человечество от гораздо более страшной катастрофы, которая могла бы случиться, воцарись у нас потребительский культ окончательно?
Конечно, всем нам нужно постараться вести себя как можно более достойно в нынешних условиях. Трудиться, несмотря ни на что, и помнить, что какие бы тяжелые на первый взгляд испытания ни посылал Господь, в конечном счете Он никогда не оставит нас без Своей поддержки.
Но как в нынешних условиях поступать тем, кто вынужден принимать жесткие решения? К примеру, бизнесменам, перед которыми стоит выбор: сократить часть сотрудников или через какое-то время закрыть все предприятие? Что им делать в такой ситуации?
Прежде всего, дорогие братья и сестры, нужно быть честным. Внутренне честным перед самим собой. Ведь сейчас нередко мы наблюдаем увольнения людей на фоне огромнейших зарплат, которые сохраняет себе управленческое звено. А еще нужно не забывать, что в тяжелое время, когда пришла беда, повседневные законы деловой жизни отходят на второй план. Вот и сейчас речь идет не о деловом партнерстве, а о спасении людей, о помощи им. И подходить к планированию своей деятельности стоит именно с этих позиций.
Конечно, бывает безвыходная ситуация. Скажем, предприятие погибает, и нужно принять какие-то меры. Но ведь меры могут быть разные. Допустим, вместо увольнений снижение зарплат, причем сперва снижение зарплат в директорате. Можно сократить рабочую неделю и вместе с тем оплату, но люди обязательно должны быть заняты, хотя бы частично. Они должны остаться со своей работой. В конце концов, сегодня плохо, а завтра может стать лучше, так зачем принимать столь резкие решения и терять работников?
Поверьте, если поступить с людьми по-христиански, то это дело будет благословлено Богом, и Господь не оставит вас.
Я хотел бы вспомнить одну историю из жизни Свято-Введенской Оптиной пустыни. В середине XIX века в России был большой голод и монастырь тоже жил скудно, но настоятель, архимандрит Макарий, стал затевать большие стройки. Окружающие начали на него роптать: "Что делает наш игумен? У нас и так нет средств! И так мало пропитания, а он безумствует. Занимается строительством каких-то корпусов и так далее". На что он ответил: "Вокруг обители люди голодают, надо им помочь. Можно просто раздавать пропитание, но они станут превращаться в тунеядцев. А можно дать им работу за малое пропитание, чтобы они заработали себе это пропитание. И тогда это будет правильно". И самое главное, история лишний раз подтверждает, что Господь начинает помогать людям, ведь все оказались в выигрыше: обитель преумножила свои строения, а окружающие получили себе работу и пропитание.
Наверное, если в своей жизни мы будем опираться на святоотеческое наследие, на историю жизни Церкви, на историю нашего отечества, то нам удастся преодолеть трудности. Мы поможем себе, мы поможем своим близким, да и всей стране, потому что не стоит ждать, что общая ситуация изменится исключительно благодаря главе государства и правительству. А у нас, кстати, весьма популярна такая тенденция: мол, они большие начальники и пускай сами решают проблемы. А мы все на местах, такие грамотные директора и управленцы, пока что все оптимизируем за счет других людей!
Такое поведение вовсе не располагает простых людей к их начальству. Логично предположить, что это недовольство может со временем принять самые резкие формы...
А вот здесь я бы хотел обратиться ко всем с просьбой быть как можно более трезвыми. Отстаивая свои права, пытаясь помочь себе, не следует толкать локтями ближнего и уж тем более нельзя расшатывать нашу страну. Собственно, самое главное, что нам нужно сделать, это сохранить Отечество. Конечно, сейчас не 1917 год и даже не 90-е, да и проблема у нас не общероссийская, а общемировая. Все это делает нас более едиными. Но угроза революционных брожений, попыток сломать все, что у нас есть на данный момент, остается. И это ложный путь, который может завершиться тем, что кризис кончится, но страны у нас больше уже не будет.
Я понимаю, что это трудно, но это наш гражданский долг хранить свою землю, любить свой народ и строить свою Святую Русь, как бы этому ни противостояли внешние обстоятельства. Это дело каждого из нас, а не только "больших начальников" и других абстрактных деятелей, которые "всё за нас решат".
Вы говорили о необходимости священникам быть более чуткими к людям в нынешней ситуации. Но кроме духовной поддержки Церковь всегда отличалась своим социальным служением. Можно ли людям в нынешних условиях кризиса благотворительности рассчитывать на ее силы?
Думаю, всем нам, нашим церковным миссионерам, кризис как раз не помешает трудиться. А может быть и наоборот: подтолкнет к более решительным и активным действиям. Ведь, собственно говоря, во многом смысл существования Церкви: монашества, священства, православных мирян это служение ближнему. И сейчас мы должны прилагать все свои силы: и материальные, и духовные, и физические к тому, чтобы поддержать людей.
Не могли ли бы Вы рассказать немного об опыте Вашей епархии в этом направлении?
Важную роль сейчас играет волонтерство, и его значение, я думаю, будет расти. Не только в силу материальных трудностей, но и потому, что именно то служение, которое несут волонтеры, добровольцы, будет сегодня наиболее востребовано.
Люди у которых все хорошо, не очень ясно понимают, какую важную роль играет для человека, попавшего в беду, простое внимание со стороны ближних. Дома престарелых, военные госпиталя важно, чтобы человек не чувствовал себя там одиноким, а зачастую именно волонтеры помогают бороться с одиночеством, преодолевать его.
В Нижегородской епархии добровольцы работают со всеми видами социальных учреждений: с детьми, стариками, с людьми в больницах. У нас есть программа работы с сиротами, которых наши прихожане берут на воспитание. В прошлом году особое внимание мы уделили местам заключения: было построено восемь полноценных храмов, и теперь они есть в семнадцати из двадцати колоний, находящихся на территории нашей епархии. Священники регулярно служат в них, помогают осужденным.
Мы готовы к тому, что в ближайшее время могут возникнуть какие-то новые социальные трудности, и мы готовимся принять участие в их разрешении. Не думаю, что наша помощь поможет избежать их на сто процентов, но помочь "смягчить удар" мы постараемся.
И, кстати, наша епархия сама по себе крупный работодатель, полностью отказавшийся на данном этапе от увольнений.
Хотелось бы узнать Ваше мнение о состоянии нашей благотворительности. Ожидается, что пожертвования будут снижаться. В том числе и те, что идут на Церковь.
Мне кажется, что это далеко не самая главная проблема. Материальная и финансовая помощь, конечно, играет важную роль, но гораздо важнее то, какие отношения сохраняются у людей между собой. Мы сможем оставаться людьми и не имея ни денег, ни кирпичей для строительства. Материальные вещи лишь еще один, необязательный проводник к Богу, а вовсе не самоцель. Поэтому вряд ли кризис повлияет на миссионерскую и социальную деятельность Церкви.
Может, в этом году мы не отреставрируем столько храмов, как в прошлом. Это не трагедия. Ведь мы все равно будем жить, радоваться, благодарить Господа, веря в лучшие времена и благодарно принимая нынешние. Потому что мы будем помнить о главном: каким бы трудным ни казалось нам это время Господь все равно с нами. ■
|