поиск:
RELIGARE - РЕЛИГИЯ и СМИ
  разделы
Главное
Материалы
Новости
Мониторинг СМИ
Документы
Сюжеты
Фотогалереи
Персоналии
Авторы
Книги
  рассылка
Мониторинг СМИ
24 марта 2009  распечатать

Николай Шешин

Я – За возрождение десятины

Протоиерей Александр Степанов, председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии

Источник: Фома

"Малые" пожертвования прихожан в сумме превышают взнос "большого" спонсора.

Кто виноват?

Хотя кризис сегодня – это больше область тревожных ожиданий и слухов, чем реальных проблем для большинства наших граждан, многие, кто оказался сегодня в трудном положении, пытаются ответить на этот вопрос. Однако стремление искать виновных, оглядываясь вокруг, ничего не прояснит и ничему не научит. Можно обвинять некомпетентную власть, жадных олигархов, враждебную Америку... По-христиански же нужно взглянуть прежде всего на себя. Если говорить о кризисе в целом – виноват в нем, наверное, почти каждый, потому что никто себя особенно не стремился сознательно ограничивать в потреблении: все хотели получать больше, покупать больше, в кредит брать больше, развлекаться больше. Кому-то это удавалось осуществлять в масштабах миллионных, кому-то – в мизерных, но хотение было одинаково. Глаза разгораются, и самому человеку не остановиться. Эта похоть плоти по существу и есть причина кризиса: приходится платить за такую чрезмерность желаний. Сейчас всем придется ужаться в потреблении, но важно, как мы к этому будем относиться: как к досадным неудобствам, которые нам кто-то создает, или как к тревожному звонку, призывающему задуматься над своей собственной жизнью. Пока чаще просматривается желание устроиться как-нибудь так, чтобы все было по-прежнему, и тяготы понес (конечно, это будет справедливо) ближний мой.

Что делать?

Всем нам очень недостает гражданского чувства, чувства общности наших интересов и судьбы: каждый "свою грядку окучивает" и варится в семейных проблемах – а все остальное его не касается. Кризис, как и другие испытания, затрагивающие каждого, может быть толчком к объединению, консолидации. Может, впрочем, и не быть. Так случилось в 90-е: каждый старался выживать сам по себе, а многие старались преуспеть именно за счет окружающих. Это был опыт "дикого капитализма". В новый кризис мы входим, хотелось бы верить, немного другими. Кто-то, приобретя вожделенные материальные блага, понял, что не в них счастье, кто-то для их приобретения пожертвовал близкими и потерял, быть может, самое дорогое, а кто-то приобрел опыт того, что "блаженнее давать, чем брать", и уже другими глазами смотрит на мир. Как пастырь, я буду у себя на приходе призывать своих прихожан к взаимной помощи. Я убежден, что в Церкви, в общинах должна произойти консолидация ради помощи тем, кто испытывает трудности. Если мы в Церкви не сможем наладить такую взаимопомощь, то чего же тогда требовать от мира сего?

Необходимо понимать: жертвовать должны не только те, кто очень богат, но и люди со средним достатком, каждый в меру своих возможностей. Может быть, стоило бы возродить традиции пропорциональных пожертвований, подобных десятине, которая присутствовала в Церкви тысячелетиями. На приходах можно установить кружки в помощь семьям, временно испытывающим трудности. Я уверен, что если настоятели будут систематически призывать к таким пожертвованиям, то эти кружки никогда не опустеют. Малые пожертвования многих прихожан дадут больше, чем один богатый спонсор. Для меня недавно большой радостью было принять пожертвование одной из семей нашего храма в пользу другой семьи, оказавшейся в связи с кризисом в трудной ситуации (деньги они передали через меня, так как не были уверены, что пожертвование будет принято от них напрямую). Жертвователи – обычная молодая интеллигентная семья со средним достатком и тремя детьми. Сегодня, судя по социологическим опросам, большинство людей в нашем обществе рассчитывает преодолевать свои трудности только своими силами или опираясь на кровную семью. Настоящим христианским свидетельством внешнему миру было бы расширение своей семьи до пределов христианской общины, где все друг другу братья и сестры не на словах только, но "по жизни". Если бы кризис помог нам в этом, то можно было бы только благодарить Бога за очередную милость и заботу о нас, грешных и эгоистичных.

Плеть и обух, или некоторые побочные темы

Мне бы так же хотелось рассказать о ситуации, в которую попал один из моих прихожан. Он работает на крупном петербургском производстве, и недавно руководство предприятия с целью оптимизации расходов начало заметно больше эксплуатировать сотрудников: подрезало обеденное время, увеличило нагрузку и тому подобное. Причем прихожанин наш, без сомнения, смог бы добиться от начальства улучшения условий для себя: он человек образованный, а генеральный директор – его давний знакомый. Однако он хотел бы бороться за права своих коллег, но ответа от них не слышит – все возмущаются и "бухтят", а в конечном итоге принимают выставленные работодателем условия как данность.

Такая ситуация отнюдь не единична. Многие у нас в народе готовы возмущаться, но когда дело доходит до того, чтобы отстаивать свои права, причем постоянно и законными способами, они умолкают, опускают руки –

мол, плетью обуха не перешибешь. Считают несправедливость почти природным, стихийным явлением, как наводнение или ураган – бороться бесполезно. И кризис, по-моему, с новой силой заставил проявиться такую "народную традицию". Это можно было бы принять за высокую добродетель терпения, если бы ситуация порой не оборачивалась в нашей истории "русским бунтом, бессмысленным и беспощадным", а чаще – мелким озлоблением на начальство и завистью к имущим. В проблемных ситуациях все пытаются как-то своими силами "нажать" и добиться послабления для себя лично. И если получается "нажать", то и хорошо. А не получается – то никто и не пытается действовать законными путями. Отсутствие правового сознания и навыка решать споры инструментами закона – это проблема, конечно, не Церкви, а всего нашего общества. Мой прихожанин испросил у меня благословения на свои труды по защите прав рабочих. Я благословил его действовать в рамках закона, проконсультироваться с юристами и тому подобное. Однако для меня пока открыт вопрос: должен ли православный христианин брать на себя инициативу системной защиты людей от произвола власти или работодателя, то есть брать на себя роль профсоюзного лидера, действуя при этом именно как православный. Традиций христианского социализма в Православии (во всяком случае, в России) не сложилось. Наша Социальная концепция говорит о том, что Церковь "призывает общество к справедливому распределению продуктов труда", но не проясняет, в каких организационных формах такой призыв может отстаиваться. Мне кажется, наступающий кризис может дать толчок для конкретизации подобных вопросов. Здесь нужна общецерковная дискуссия, творческое богословское осмысление нашего малого пока опыта. ■

Цитата:

"Прекрасная есть русская пословица: страшен сон, но милостив Бог, и мы верим в милость Божию и просим, чтобы Господь преклонил эту милость ко всем нам. Мы же с верою и надеждой будем призывать имя Спасителя нашего, родившегося в Вифлееме ради нас и нашего ради спасения...

Само слово "кризис" переводится с греческого как "суд". И всякий кризис есть суд Божий, который отделяет правду от лжи, обнаруживает человеческую неправду.

И если сегодня экономический кризис, значит, это суд над человеческой неправдой, над алчностью, над непомерным желанием иметь как можно больше, над потерей контроля над своим потреблением. Суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций...

....Мы верим, что Господь поможет России. Будем молиться, чтобы Господь помог всем странам мира не только преодолеть это искушение, результат человеческой греховности, но выйти из этого кризиса очищенными и просветленными, с правильным пониманием того, как нужно жить, чтобы не согрешать пред Богом, в том числе и в сфере экономики..."

Из проповеди Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Кирилла на Богослужении в Храме Христа Спасителя, Рождество 2009 года

ЩИПКОВ
ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»
TELEGRAM
НОВОСТИ

21.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 7 / Экономика нацизма"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 305

14.04.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 6 / Комплекс превосходства"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 304

11.04.2024

Российские спортсмены под нейтральным флагом: унижение или единственный шанс? Олимпиада-2024
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

07.04.2024

Щипков 303. "Незавершённый нацизм. Часть 5 / Нацизм и либерализм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 303

31.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 4 / Расизм и нацизм"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 302

28.03.2024

Дамы-господа или товарищи? Система обращений как основа национальной безопасности
Авторская программа Василия и Николая Щипковых "Брат-2"

24.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 3 / Тоталитарность"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 301

17.03.2024

Щипков. "Незавершённый нацизм. Часть 2 / История термина"
Передача "Щипков" на телеканале "СПАС", выпуск № 300

/ все новости /
РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА
КНИГА
МОНИТОРИНГ СМИ

30.04.2023

Зачатьевский монастырь:
Александр Щипков
15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончины

04.08.2022

Официальный сайт Московского Патриархата:
Алексей Заров
Врачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подвалам

25.12.2021

Красная звезда:
Андрей Гавриленко
Объединив потенциал лучших экспертов
В Минобороны вышли на новый уровень в военно-политической работе

04.12.2021

Православие.ru:
Ирина Медведева
"А вы дустом не пробовали?"

24.11.2021

ForPost Новости Севастополя:
Эдуард Биров
Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния

/ весь мониторинг /
УНИВЕРСИТЕТ
Российский Православный Университет
РЕКЛАМА
Цитирование и перепечатка приветствуются
при гиперссылке на интернет-журнал "РЕЛИГИЯ и СМИ" (www.religare.ru).
Отправить нам сообщение можно через форму обратной связи

Яндекс цитирования
контакты