Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_63131.html


13 марта 2009

Михаил Поздняев

Явление Христа медведю

Участники первой школьной православной олимпиады поразили ее организаторов

Источник: http://www.newizv.ru/news/2009-03-11/106457/ Новые известия

Подведены предварительные итоги I Всероссийской олимпиады по "Основам православной культуры", впервые включенным Министерством образования и науки в число школьных "олимпийских" дисциплин. Финал состоится в конце апреля, но организаторы уже сделали вывод о том, что механизм взаимодействия между Минобром РФ и православным сообществом не отлажен. Этим объясняется большое количество "курьезов, несуразностей и явных глупостей" в ответах. За персонажем по имени Протокот Авокун скрывается протопоп Аввакум. На картине "Явление Христа народу", как выяснилось, изображено Крещение Руси. А храм Святой Софии следует искать в Татарстане.

Классики соц-арта Комар и Меламид в 1990-х были увлечены грандиозным проектом "Выбор народа". Основываясь на социологических опросах, они представили публике "идеальные картины", якобы написанные в разных странах мира. В частности, на полотне "Явление Христа медведю", кроме зверя и Спасителя, восседающего на еловом пне, были изображены резвящиеся дети.

Детвора, которая сегодня резвится на переменках, обладает ничуть не меньшей фантазией. В этом убедились организаторы I Всероссийской олимпиады школьников по "Основам православной культуры". Учебная дисциплина, о которую было сломано столько копий, решением Министерства образования и науки РФ впервые включена в список олимпиад. В ноябре–начале марта проведены школьный, муниципальный и региональный этапы в 30 регионах, в них участвовали 7 тыс. подростков. Финал намечен на конец апреля. Однако уже сейчас "есть все основания полагать, что это мероприятие по проявленным участниками риску и отваге сопоставимо со спортивными ристалищами", убеждена заведующая кафедрой социальной педагогики Свято-Тихоновского гуманитарного университета Татьяна Склярова. По ее словам, многие ответы поражают большой глубиной. Так, комментируя евангельское "зарыть талант в землю", один из "олимпийцев" пояснил: "Господь дает нам таланты, чтобы нас любили, берегли. Кто зарывает свой талант, отказывается от своего счастья".

Еще одна школьница начала бы знакомство эмигранта с православной культурой поездкой на Бутовский полигон или "в какую-нибудь деревеньку, где на клиросе поют бабушки и где так и веет благодатью и Светом Божьим от каждой иконы, от росписей с еще неотмытыми ругательствами... И если после этого он не полюбил бы Россию, я призналась бы в своем бессилии!".

Задача не из легких. Куда более короткий путь – в Третьяковку, где выставлено "Явление Христа народу". Правда, нужно будет еще рассказать эмигранту, что там изображено. В одной из работ (вероятно, под впечатлением телерепортажей из Киева) высказано предположение, что "сюжетом к данной картине явилось событие Крещения Руси".

"Предварительные итоги олимпиады показывают, насколько пока не отлажен механизм взаимодействия между Минобрнауки РФ и православным педагогическим сообществом", – заявила Татьяна Склярова. Этим объясняется множество "курьезов, несуразностей и порой явных глупостей" в ответах. Однако заметим, о картине Александра Иванова можно узнать не только из учебника ОПК. Как и о том, что на Куликовскую битву Димитрия Донского благословил преподобный Сергий, игумен Радонежский, а не "Сергий и Губин радостный", стремившиеся "освободить Русь из-под натяга ига татарского". Идеологами старообрядческого раскола были, по мнению школяров, Протопок Овакум, Протанов Авакур и Протокот Авокун, а не протопоп Аввакум. О том, где находится жемчужина византийского искусства Святая София, сказано в учебнике истории для 6 класса. Но рисковые и отважные "олимпийцы" предлагают другой адрес – Татарстан. На худой конец – Википедию (в Интернете ведь есть все)...

История споров об ОПК начинается с циркуляра № 5925 от 9 декабря 1999 года, обращенного покойным Алексием II, всем архиереям РПЦ. Им предписывалось организовать преподавание ОПК в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях и в ежегодных отчетах указывать "количество школ, в которых преподается православное вероучение". Исторический циркуляр завершался рекомендацией: "Если встретятся трудности с преподаванием "Основ православного вероучения", назвать курс "Основы православной культуры" – это не вызовет возражений у педагогов, воспитанных на атеистической основе".

За 10 лет удалось воплотить в жизнь многое из патриаршего циркуляра. Кроме самого важного – сделать ОПК предметом, не похожим ни на один другой, свободным от духа казенщины и скуки. Отсюда – а не от "нестыковки" Минобра и РПЦ – все благоглупости в работах "православных олимпийцев". "Свойство молодежи таково, что все, что ей навязывают, у нее вызывает протест, – пояснил "НИ" настоятель столичного храма Царя-мученика Николая и всех царственных мучеников протоиерей Михаил Ардов. – Если вы хотите, чтобы огромное число молодых относилось к православию дурно, начинайте им его внушать. Да и кто будет вести эти уроки? В каких институтах будут учить этих преподавателей? Кто сочинит увлекательные, талантливые учебники? Эти вопросы не решены – и не решаемы. В Российской империи закон Божий преподавался повсюду, но разве интеллигенция, которая погубила Россию, не проходила закон Божий?"

РЕКЛАМА