Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_62910.html


05 марта 2009

Владимир Воропаев

Писатель-христианин. К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя

Источник: http://www.portal-slovo.ru/vinograd/ Журнал "Виноград"

Весной этого года отмечается 200-летие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Редакция "Винограда" не могла остаться в стороне от столь значимого для русской культуры события. Предлагаем вашему вниманию статью одного из ведущих исследователей творчества писателя, председателя Гоголевской комиссии РАН, доктора филологических наук, Владимира Алексеевича Воропаева, написанную им специально для нашего журнала.

19 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских родился сын Николай. Три дня спустя младенец был крещен в местной Спасо-Преображенской церкви. Мать Гоголя, у которой двое детей перед тем умерло, едва появившись на свет, дала обет перед чудотворным образом Святителя Николая, называемым Диканьским, если будет у нее сын, наречь его Николаем и просила местного священника молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу. По словам сестры писателя, Ольги Васильевны Гоголь-Головни, брат ее любил вспоминать, почему назвали его Николаем.

Первые литературные опыты Гоголя относятся ко времени его пребывания в Нежинской гимназии высших наук. Наиболее значительный из них – поэма "Ганц Кюхельгартен", напечатанная отдельным изданием в 1829 году под псевдонимом В. Алов. После отрицательных отзывов в печати начинающий автор забрал все экземпляры из книжных лавок и сжег.

Подлинным литературным дебютом Гоголя стали "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832), принесшие ему известность. Одобрительно отозвался о них А. С. Пушкин. В начале 1835 года Гоголь издал сборник "Арабески", куда наряду с художественными произведениями вошли научные (исторического характера) статьи, и "Миргород" (в двух частях), который явился продолжением "Вечеров". В. Г. Белинский провозгласил Гоголя главой русских поэтов.

В апреле 1836 года по распоряжению Императора Николая I на сцене Александринского театра в Петербурге был поставлен "Ревизор", который принес его автору славу драматического писателя. Сокровенный смысл комедии Гоголь разъяснил в "Развязке Ревизора" (1846): "Страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба". В 1836-48 годах Гоголь жил за границей (Швейцария, Париж, Рим). В 1842 году он выпустил в свет первый том поэмы "Мертвые души", задуманной как эпос в трех томах, обнимающий собой "всю Русь" и "все человечество в массе". Духовный смысл его идеи раскрыт Гоголем в предсмертной записи: "Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом".

В том же 1842 году вышло собрание сочинений Гоголя в четырех томах. В 1843 году он приступил к работе над "Размышлениями о Божественной Литургии" (оставшимися незавершенными и увидевшими свет только после его смерти), в которых выразил основы своего миросозерцания: "Если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная Литургия, напоминающая человеку о святой, небесной любви к брату".

Последнее десятилетие жизни Гоголя проходит под знаком все усиливающейся тяги к иночеству. Не давая монашеских обетов целомудрия, нестяжания и послушания, он воплощал их в своем образе жизни. "Нищенство есть блаженство, которого еще не раскусил свет. Но кого Бог удостоил отведать его сладость и кто уже возлюбил истинно свою нищенскую сумку, тот не продаст ее ни за какие сокровища здешнего мира". Гоголь не имел своего дома и жил у друзей, – сегодня у одного, завтра у другого. Свою долю имения он отказал в пользу матери и остался нищим, – помогая при этом бедным студентам из средств, полученных за издание своих сочинений. Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей – а между тем созданный им фонд "на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством", составлял более двух с половиной тысяч рублей.

Современники не оставили никаких свидетельств о близких отношениях Гоголя с какой-либо женщиной. О его церковном отношении к послушанию говорит тот поразительный факт, что он по совету своего духовного отца сжег главы незаконченного труда и практически отказался от художественного творчества. О том, насколько труден этот шаг был для Гоголя, можно судить по его признанию в "Авторской исповеди" (1847): "Мне, верно, потяжелей, чем кому-либо другому, отказаться от писательства, когда это составляло единственный предмет всех моих помышлений, когда я все прочее оставил, все лучшие приманки жизни, и, как монах, разорвал связи со всем тем, что мило человеку на земле, затем чтобы ни о чем другом не помышлять, кроме труда своего".

Отражение духовной жизни Гоголя можно найти во второй редакции повести "Портрет" (1842). Художник, написавший портрет ростовщика, решает уйти из мира и становится монахом. Приуготовив себя подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и создает картину, которая поражает зрителя как бы исходящей из нее силой духа. В конце повести монах-художник наставляет сына: "Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится". Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через личный подвиг художника. В повести он как бы наметил программу своей жизни. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.

Зимой 1843/44 года в Ницце Гоголь написал духовно-нравственные сочинения "Правило жития в мире" и "О тех душевных расположениях и недостатках наших, к-рые производят в нас смущение и мешают нам пребывать в спокойном состоянии", в которых открыл новый для себя жанр, близкий к святоотеческой традиции. К позднему творчеству Гоголя относятся составленные им молитвы, а также систематизированные выписки из творений святых отцов и учителей Церкви, характерные скорее для писателя-аскета, чем для светского литератора. Молитвы Гоголя, написанные во второй половине 1840-х годов, свидетельствуют о его богатом молитвенном опыте и глубокой воцерковленности его сознания.

В 1845 году писатель пережил творческий кризис, сжег первую редакцию второго тома "Мертвых душ", предпринял попытку оставить литературное поприще и поступить в монастырь. По словам В. А. Жуковского, настоящим призванием Гоголя было монашество. "Я уверен, – писал он П. А. Плетневу в марте 1852 года, получив известие о смерти Гоголя, – что если бы он не начал свои "Мертвые Души", которых окончание лежало на его совести и все ему не давалось, то он давно бы стал монахом и был бы успокоен совершенно, вступив в ту атмосферу, в которой душа его дышала бы легко и свободно". Однако подлинный трагизм ситуации заключался в том, что монашеский склад был только одной и, вероятно, не главной стороной гоголевской натуры. Художническое начало преобладало в нем; кризис Гоголя – следствие внутреннего конфликта между духовными устремлениями и писательским даром.

В начале 1847 года Гоголь выпустил "Выбранные места из переписки с друзьями", где высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию и слово писателя. Зерно книги зародилось еще в "Правиле жития в мире", которое глубиной мысли и лаконизмом формы напоминает апостольские послания: "Начало, корень и утвержденье всему есть любовь к Богу. Но у нас это начало в конце, и мы все, что ни есть в мире, любим больше, нежели Бога". Книга Гоголя говорит о необходимости внутреннего переустройства каждого, которое в конечном счете должно послужить залогом переустройства и преображения всей страны. Все вопросы жизни – бытовые, общественные, государственные, литературные – имеют для Гоголя религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к преобразованию общества через преобразование человека. "Общество образуется само собою, общество слагается из единиц, – писал Гоголь. – Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою... Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство".

Книга Гоголя вызвала полемику. Среди откликов особый резонанс имело письмо В. Г. Белинского к Гоголю из Зальцбрунна (июль 1847 года). Суть спора сводилась к "религиозному прогнозу". Для Гоголя понятие христианства выше цивилизации. Залог самобытности России и главную ее духовную ценность он видел в Православии. "Есть примиритель всего внутри самой земли нашей, который покуда еще не всеми видим, – наша Церковь... В ней заключено все, что нужно для жизни истинно русской, во всех ее отношениях, начиная от государственного до простого семейственного, всему настрой, всему направленье, всему законная и верная дорога" (Просвещение, 1846). Никакие благие преобразования в стране невозможны без благословения Церкви: "По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведенье в Россию, минуя нашу Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым".

Гоголь остро ощущал отклонение человека от христианских заповедей. "Невольно обнимается душа ужасом, – писал он матери и сестрам в марте 1851 года, – видя, как с каждым днем мы отдаляемся все больше и больше от жизни, предписанной нам Христом". Единственный выход для русского народа Гоголь видел в исполнении заветов Евангелия. "Один только исход общества из нынешнего положения – Евангелие"; "Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось".

В своих художественных произведениях Гоголь часто утверждал идеал через обличение пошлости (в смысле бездуховности), которая есть искажение образа Божия в человеке: "В уроде вы почувствуете идеал того, чего карикатурой стал урод". В жизни и в творчестве Гоголь, по его собственному признанию, шел путем церковной аскетики – очищения, восстановления в себе образа Божия, воцерковления своих писаний.

В феврале 1848 года Гоголь совершил паломничество в Иерусалим. В последние годы жизни он трижды посетил Оптину Пустынь, где, по преданию, намеревался поселиться в скиту. В феврале 1852 года, за десять дней до смерти, Гоголь сжег бумаги, среди которых, как полагают, находилась беловая рукопись второго тома "Мертвых душ". Перед кончиной он соборовался, дважды исповедался и причастился. В завещании Гоголь предлагал сестрам открыть в своей деревне приют для бедных девиц, а по возможности превратить его в монастырь; просил, чтобы тело его было погребено если не в церкви, то в ограде церковной, и чтобы панихиды по нему не прекращались. Похоронен в Свято-Даниловом монастыре в Москве. На надгробном памятнике Гоголя высечены надписи – из Апокалипсиса: "Ей, гряди, Господи Иисусе", и пророка Иеремии: "Горьким словом моим посмеюся". В 1931 году останки Гоголя перенесены на Новодевичье кладбище.

Исключительная оригинальность и самобытность творчества Гоголя определяется в первую очередь органической связью его поэтики с традициями народной культуры. Фольклорные образы и сюжеты, почерпнутые из преданий, народных песен и дум, сочетаются в произведениях Гоголя с жизненным реализмом, образуя неповторимый художественный синтез. Великий сатирик и обличитель, доподлинно знавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа.

В стилистике прозы Гоголя слились стихии церковнославянского и народного языка. Это подтверждается и собранными им "Материалами для словаря русского языка", где представлены слова и диалектные, и церковнославянские. По Гоголю, характерное свойство русского языка – "самые смелые переходы от возвышенного до простого в одной и той же речи". Суть творческого развития Гоголя заключается в том, что от чисто художественных произведений, где литургическая, церковная тема была как бы в подтексте, он переходит к ней непосредственно в "Размышлениях о Божественной Литургии", сочинениях, подобных "Правилу жития в мире" (собственно духовная проза), и в публицистике "Выбранных мест из переписки с друзьями".

При жизни Гоголя ценили прежде всего как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Гоголевская традиция определила не только явления в духе "натуральной школы", но и многие лирико-мистические, символические, фантастические и гротескные образы у писателей ХХ века. Любое направление или течение в литературе могло по праву видеть в нем своего предтечу. Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни – идеал до сей поры глубоко значимый для России.

Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И все-таки в сознание современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности за то дело, к которому призван.

РЕКЛАМА