Rambler's Top100

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru
постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_62543.html


19 февраля 2009

Андрей Гайосинскас

Христианская жизнь Литвы

Литовские независимые католические общины

Здание SSPX в Шауляй (бывшая синагога)

Здание приората в Каунасе

Традиционная месса в Шауляй

Первая церковь ЛНКЦ (Провиденс)

Разрушенный храм мариавитов в Крюкай

Мариавитский епископ Тулаба

Могила священника Микалаускаса

о.Жильвинас с семьей

История, особенности и настоящее литовских католических общин, не находящихся в юрисдикции Папы Римского, – тема достаточно мало изученная и известная широкому кругу читателей, интересующихся церковной историей. Все немногочисленные независимые литовские общины можно делить по двум признакам: временному и пространственному. В пространственном отношении их можно поделить на отечественные (находящие в Литве) и эмигрантские (находящиеся за рубежом). Зарубежные общины находятся исключительно в США, в прочих ареалах литовской эмиграции (Германия, Бразилия, Австралия, Великобритания) независимые католические общины не сформировались. По времени образования все общины можно разделить на созданные в первой четверти 20-го века, и на созданные после восстановления независимости Литвы.

Образование независимых церковных общин в США и полное отсутствие таковых в среде эмигрантов в других странах объясняется достаточно просто – в США вообще более либерально относятся к независимым общинам, нет юридических препятствий к регистрации общин и покупке земли для построения храма. Кроме того, ментальность американского общества, которая влияет и на эмигрантов, положительно относится к созданию малых общин.

1. Начало 20-го века в Литве. Мариавиты.

Мариавиты как движение и незарегистрированный орден образовались в лоне католической церкви Польши в конце 19-го века. Непризнанные церковной структурой, они выделились в отдельную церковь в 1906 году (и были признаны таковой царскими властями). В числе отделившихся от Римской Католической церкви 33 священников было и два литовца – Юозас Гринкявичус и Антанас Тулаба. Священник Гринкявичус служил викарием в местечке Пилипова, где создал крепкую мариавитскую общину в 400 человек, в 1910 начал выпускать газету "Мариавит" ("Marijavitas"). После распада Российской Империи местечко Пилипова оказалось в составе Польши (где пребывает и поныне), и в двуязычной мариавитской общине началось постепенное притеснение литовской части. После смерти Гринкявичуса новым священником был назначен поляк, месса на литовском прекратилась, и спустя какое-то время, благодаря активной ассимиляционной политике Польши, литовская часть общины исчезла.

Вторым мариавитским священником-литовцем был Антанас Тулаба, центральная фигура литовского мариавитства. Он был викарием прихода в городке Жемойи Панемуне, откуда был переведен на сельский приход в 1905 году. В 1906, после создания отдельной мариавитской церкви, Тулаба возвращается в Жемойи Панемуне, где его хорошо знали, и начинает проповедовать. Первую литовскую мессу он отслужил 29 июня 1906 года в деревне Римшайшки. Вскоре его приход и место пребывания перемещается из Жемойи Панемуне в близлежащую деревню Крюкай. В 1907 он открывает еще один приход в деревне Клангяй (где к 1920 году была построена часовня, община состояла из 10 семей). Т.к. Тулаба денег за требы не брал и от правительства (как католические священники) содержания не получал, ему приходилось жить с собственной земли. К 1909 году образовывается и мариавитская община в Вильнюсе (имела две семейные часовни и одну общинную – теоретически вмещавшую до 600 человек), которую также окормлял Тулаба. После образования независимой Литовской Республики, образовался и приход со своей часовней в Каунасе (существовал до начала Второй Мировой войны). В 1926 году Литовским правительством было зарегистрировано две общины (в Крюкай с 55 верующими и в Каунасе с 17), однако реальное число верующих было больше (была еще одна часовня в деревне, еще в трех деревнях были семейные часовни, т.е. обслуживающие 1-2 семьи). Кроме того, не все соглашались открыто признать принадлежность к мариавитской церкви. Имелись случаи нападения на мариавитские часовни, умерших не давали хоронить на приходских кладбищах (отдельные мариавитские кладбища были созданы в Вильнюсе, Каунасе и нескольких деревнях). Давление на мариавитов, массивно осуществляемое в прессе, давало результаты – пик членства в церкви приходился на 20-е годы, и католическая пресса постоянно печатала реляции о воссоединении с католической церковью отдельных бывших мариавитов и целых семей.

Кроме литовских приходов Тулаба окормлял Вильнюсский приход (хотя тот и находился на территории Польской Республики), образованный в конце 20-ых годов приход в Риге, а также ездил по территории современной Западной Белоруссии с проповедью мариавитизма (без особого успеха). В 30-ых годах Тулаба, во время посещения Риги был рукоположен епископом. В 1933 году жена Тулабы Леокадия Рамишевска-Тулабене была рукоположена священницей. После раскола Мариавитской церкви в 1935 Тулаба и его община поддержала архиепископа Ковальского. Вторая мировая война сильно ударила по церкви – закрылись почти все часовни, а 23 октября 1944 умер епископ Тулаба. После наступления мира, в 1946 Тулабене попыталась легализовать церковь, что ей удалось сделать в 1947 – 4 декабря был зарегистрирован приход в Крюкай (официально зарегистрировалось 27 человек). Однако в 1956 году приход был закрыт, Тулабене уехала в Польшу, и община фактически перестала существовать. Уже через 3 года – в 1959 мариавитами официально зарегистрировалось только 4 человека (последний официальный и неприсоединившийся ни к кому мариавит скончался в 1989).

После восстановления независимости попыток реанимировать мариавитские общины в Литве не предпринимались. От мариавитского наследия сохранилось только кладбище в деревне Сирвидай (здание церкви в Крюкяй было снесено в 2005). В целом в межвоенный период в Литве насчитывалось около ста мариавитов, на территории Польши от ста до двухсот мариавитов были литовцами и служилась месса на литовском языке. Большинство мариавитов (кроме столичных общин) проживало в районе Занеманья (Užnemunė) Мариавитские общины преследовались католическим большинством и к моменту включения Литвы в состав СССР осталась только самая жизнеспособная – старейшая и центральная община в Крюкай, которая после десятка лет также исчезла.

2. Начало 20-го века в США. Старокатолики и Национальные католики.

Первые независимые литовские католическое общины в США появились по двум причинам. Во-первых новые эмигранты в Америке сталкивались с притеснениями, местные католические епископы относились к ним как к верующим второго сорта. Во-вторых, было желание проводить богослужения на родном языке, на чужбине это желание тем более было актуально из-за опасности быстрой ассимиляции (как показало время, не безосновательной).

Независимые католические общины сталкивались с двумя проблемами – постройкой церкви и покупкой земли для кладбища. Независимые кладбища были для них просто необходимы, так как на католических кладбищах они не могли хоронить умерших (их просто не принимали), а протестантские кладбища с их неосвященной землей для них также были неприемлемы.

Начало Литовской Национальной католической церкви было положено в городе Скрэнтон (штат Пенсильвания), где в 1898 сформировалась Польская национальная католическая церковь. Толчком к созданию независимой католической общины послужил конфликт в литовской католической церкви св.Иосифа. При расширении церкви и постройке приходского дома возник финансовый конфликт – часть земли принадлежала самим прихожанам, тогда как по канонам католической церкви церковное имущество должно принадлежать епархии. Однако самые активные прихожане, составляющие строительный комитет, не хотели передавать свое имущество епархии (хотя ранее часть имущества была уже переведена в надежде на получение кредита), и в январе 1906 года строительный комитет раскололся (точнее второй его состав был назначен священником, а не избран прихожанами). В середине 1906 приход проголосовал за то, чтобы епископ вернул переданное ему ранее имущество, и после категорического отказа община подала на епископа в суд, а также потребовали смены настоятеля церкви. 16 декабря 1906 года после мессы священник Каупас прочел декрет об экскоммуникации каждого члена церкви, кто будет поддерживать претензии к епископу. Суд поддержал епископа, но попечители прихода подали апелляцию. 17 февраля 1907 епископ запретил участвовать в мессе тем, кто не находится в общении с Римом (т.е. оппозиционной группе), но по решению суда им это было разрешено. Такое напряженное сосуществование продолжалось до 11 мая 1908 года, когда Верховный Суд решил дело в пользу приходского совета и повелел епископу вернуть имущество. 31 мая на церковь был наложен интердикт (запрещение любому католику входить внутрь).

Несколько лет община существовала без священника, пока в 1912 не обратилась к польскому независимому епископу Годуру (чья история отделения практически идентична описанной), который 25 февраля 1912 совершил в церкви мессу, а священник Станислав Мицкевич прочел проповедь на литовском (в тот же день Мицкевич был назначен настоятелем церкви, а приход вошел в состав "Польской Национальной Католической Церкви"). Присоединение к другой церкви не было поддержано большинством прихожан, и в 1913 вновь начались суды за церковь (теперь со стороны католиков-лоялистов), которые закончились 20 апреля 1914. По решению суда церковное здание возвращалась католической церкви. В том же 1914 для литовской национальной католической общины был рукоположен собственный священник – Йонас Гритенас. Молодая община занялась постройкой новой церкви (закончена в 20-ых годах), которая была освящена во имя Провидения Господня.

14 ноября 1916 года был основан второй литовский национальный католический приход в составе ПНКЦ в городке Лоуренс (штат Массачусетс), приход Святого Сердца Иисуса, служить туда был назначен священник Гаспарунас. В ПНКЦ было решено выделить литовские общины в формально независимую братскую церковь. Так в 1924 и была создана Литовская национальная католическая церковь, а священник Гритенас 17 августа рукоположен епископом. При приходе была построена епископская резиденция. Начавшей было активно развиваться церкви подрезало крылья несчастье – 29 декабря 1928 года скончался 44-летний епископ Гритенас. С этого момента церковь, достигнув своего пика, практически перестала развиваться, новый епископ для нее так и ныл рукоположен. De jure оставаясь независимой деноминацией, ЛНКЦ de facto являлась епархией, причем не слишком самостоятельной, польской церкви. В 1935 ЛНКЦ насчитывала 6 общин с 4,5 тысячами верующих, которые обслуживали 6 священников, в 1960 число общин и священников упало до 4, а верующих осталось чуть менее 4 тысяч. В 1965 году ЛНКЦ перестала существовать как самостоятельная деноминация, влившись в ПНКЦ, причем даже не как самостоятельная епархия, а в качестве отдельных приходов. Ныне в ПНКЦ существует только два литовских прихода (как это ни парадоксально – два старейших, Провидения Господня и Святого Сердца Иисуса) и ни одного священника-литовца. Службы в этих литовских приходах совершают польские священники (сами службы проходят на английском языке), а большую часть прихожан составляют старики и люди пожилые, молодой крови в общине очень мало. Ассимиляция, секуляризация и отсутствие притока новой крови подкосили литовские национальные приходы и привели их на грань исчезновения.

При каждом приходе обычно существовало несколько небольших кладбищ, разбросанных по местам проживания верующих. Ныне большая часть этих кладбищ заброшена. Так на национально-католическом кладбище в городке Бенсилем (штат Пенсильвания), созданном в 1925 при литовском приходе св.Марии (в Филадельфии) похоронено 22 человека, из них только 15 этнические литовцы (последнее захоронение в 1959, ныне кладбище заброшено).

Отдельная независимая католическая община была создана и в городке Вествил (штат Иллинойс). Вся община во главе со священником Пранасом Микалаускасом (местные жители его также называли отцом Фрэнком) откололась от римско-католической церкви. Называемая "Литовская католическая церковь Святого Креста" (Lietuvių katalikų Švento kryžiaus bažnyčia) община имела церковное здание и несколько кладбищ в округе. После смерти отца Пранаса 6 сентября 1933 года новым священником стал Жигимантас Випартас (Zigmunt K. Vipartas); при нем церковь вошла в "Североамериканскую римскую старокатолическую церковь", которую возглавлял архиепископ Карфора. На тот момент это была крупная старокатолическая церковь, объединяющая большую часть старокатолических общин Америки, и существовавшая благодаря либеральной политике Карфоры, дававшего общинам значительную автономию. 15 августа 1944 года Випартас был рукоположен епископом, и сам участвовал в 40-ых и 50-ых годах в нескольких рукоположениях старокатолических епископов. Однако демографическая ситуация в Вествиле постепенно менялась, достаточно сильная ассимиляция сопровождалась оттоком литовского населения из города. В 60-ых года община перестала существовать, а через некоторое время и здание церкви было разрушено. Теперь в Вествиле живет всего несколько человек литовского происхождения, а от общины осталось только кладбище, в центре которого, около могилы о.Микалаускаса стоит сохранившийся церковный колокол с надписью на литовском.

3. 90-е годы в Литве. Лефевристы.

Священническое братство св.Пия Х (FSSPX) было создано архиепископом Марселем Лефевром в 1970 году для защиты и развития традиционной дореформенной католической мессы, повсеместно замененной Вторым Ватиканским Собором на реформированную мессу на местных языках. Только в 1988 году, после рукоположения четырех епископов без согласия Рима, произошло отлучение от церкви (снятое 21 января 2009 года). Само Священническое общество видит себя частью Римской Католической церкви, которая лишь временно административно не подчиняется местной структуре РКЦ и Папе Римскому. Священник братства (немец Хеггенбергер) впервые посетил Литву 23 октября 1991 года, через пол года после смерти монс.Лефевра, тогда же в Литве была отслужена первая месса и появился первый верующий (К.Сиглявичус). Однако регулярная работа в стране началась только в 1995 году (в марте – реколлекции в Паланге, Кястутис Смиглявичус уезжает учиться в предсеминарию, в ноябре по его следам идет еще один верующий – Эгидиюс Науйокайтис, в декабре начинается выпуск журнала "Падем на колени"/"Pulkim ant kelių" – на данный момент уже вышел 31 номер). К началу 1996 года традиционалистов в Литве было всего 16 человек (10 в Вильнюсе и 6 в Каунасе). Осенью 1996 Смиглявичус и Науйокайтис поступают в семинарию в Зайцкофене (в 2000 оба получают дьяконское посвящение). Новый переломный момент наступает в июне 2002 – в Литве учреждается приорат и появляется постоянный священник – Эрик Жакмин, а в Зайцкофене Науйокайтис рукоположен священником (Смиглявичусу рукоположение отложено и вскоре он покидает братство). Начинаются регулярные богослужения в Вильнюсе, Каунасе и Шауляй (в последнем также насчитывалось 10 верующих). В октябре 2002 года в снимаемом помещении в Каунасе создается часовня св.Казимира (в 2003 на торжественной мессе присутствовало уже 60 человек). А в августе 2003 о.Науйокайтис, закрывает часовню в Вильнюсе и переезжает в Каунас (богослужения в Вильнюсе были возобновлены только в 2007 году). Осенью 2003 в семинарию Зайнцкофена поступает еще один литовец – Рамунас Лабанаускас. В 2004 году в Шауляй покупается здание бывшей синагоги, в котором создается часовня Рождества Девы Марии. В мае 2006 года первые монашеские обеты в женском ордене принесла Ванда Кучите, получившая монашеское имя Мария Магдалина. В середине 2007 года приорат переезжает в собственное, еще не до конца обустроенное здание в Каунасе. Ныне общество занимается издательской деятельностью, печатая книги традиционалистской направленности (в том числе и переведенный на литовский язык словарь А.Дворкина "Секты. Обзор тоталитарных сект"), регулярно печатают полемические письма, которые рассылаются всем католическим священникам Литовской Республики, и, конечно, в двух часовнях проводятся регулярные тридентские мессы. Количество верующих, вовлеченных в деятельность братства и посещение богослужений колеблется около 100 человек.

4. 90-е годы в США. Экуменческие католики

В 1995 году францисканский монах Эдмундас Аткочунас женится на любимой женщине и переезжает в США. Это первый широко известный случай, когда литовский женившийся католический священник не оставляет свое церковное признание. Однако его мировоззрение сильно изменилось – он не крестил своих детей (считая крещение необязательным обрядом), и вообще созданная им община "Тванске" объединяла "естественное переживание Бога" с национальной культурой. 2 августа 1998 года литовская община "Тванске" (насчитывавшая 17 человек) была представлена независимому епископу Питеру Хикману, принявшим ее под свой омофор. В 2003 году на съезде приходов, которые с 1991 года объединяет приход св.Матфея в Калифорнии (ранее старокатолический), чей священник Питер Хикман в 1996 стал независимым епископом, формально создано "Экуменическое католическое сообщество". Эта деноминация полностью инклюзивная, т.е. кроме женского священства принимает и однополые браки. В частности, этому сообществу принадлежит известный крупный приход, созданный из католиков отделившихся от Папы Римского, и признавших женское священство (приход Воскресшего Христа в Калифорнии). Именно в рамках этой деноминации и развиваются литовские либеральные общины. Уже 13 августа 1998 для общины "Тванске" епископом Хикманом был рукоположен диакон – Жильвинас Якштас, а сама община вскоре выросла до 24 человек. Однако в 2000-ых годах деятельность общины пошла на спад, и та прекратила свое существование, о.Эдмундас в 2007 году вместе с семьей вернулся в Литву.

Весной 1999 года Жильвинас Якштас был рукоположен священником и переехал в Сент-Пол (штат Миннесота), где образовывал экуменическо-католическую общину, точнее даже две – одну англоязычную, а вторую литовскоязычную (Ramove Catholic Church – Католическую Церковь Рамове/Спокойствия), со служением мессы на родном языке. Литовские богослужения посещают до 50 человек, почти все недавние эмигранты (на Рождество и Пасху собирается еще больше людей). Уже десять лет существующая община успешно окормляет литовских эмигрантов, живет полноценной жизнью и растет (хотя из-за миграционных процессов некоторые постоянные прихожане и покидают общину). В марте 2006 года о.Жильвинас был назначен представителем "ЭКС" в Восточной Европе с правом вести переговоры с религиозными и гражданскими лицами, планируется открыть центр "ЭКС" в Литве, при котором будет существовать и община верующих (пока имеются только отдельные представители, которые лелеют создать общину). Сам Якштас с детства чувствовал тягу к священству, однако в Литве женитьба оборвала эти надежды. Только приехав в США, он открыл возможность женатого католического священства. Живет с женой Расой (которая учит детей литовскому в воскресной школе), тремя дочерьми и сыном.

5. Заключение

Независимые католические общины начала 20-го века сперва имели преимущество перед римской католической церковью из-за мессы на литовском языке. Однако после Второго Ватиканского собора это преимущество, способное привлечь часть верующих, они утратили. Фактически основанные в это время общины достигли своего расцвета в 20-е и 30-е годы, после чего шел период застоя, а с 50-ых начался неумолимый спад из-за невозможности привлечь новых верующих и удержать старых (или, что важнее, их потомков). Из образовавшихся 7 общин в США и 4 в Литве ныне остались только 2, и те на грани вымирания. Свобода религиозной жизни в восстановленной Литовской Республике дала возможность самовыражения любой конфессии, однако либеральные или независимые католические общины не стали востребованными и не сформировались. Либеральный католицизм нашел сторонников в эмиграции, где во многом формирование общины связано не с идеологией мигрантов, а с желанием окормления на родном языке. Однако Второй Ватиканский Собор, отнявший почву у либеральных независимых католиков, стал причиной недовольства самой консервативной группы верующих, которая относительно успешно работает в Литве (3 общины с более чем сотней верующих, при начатой с нуля в середине 90-ых миссии и достаточно сильной религиозной пассивностью литовского общества – результат неплохой).

РЕКЛАМА