Дмитрий Юрьев Актуальность Христа Церковь и интеллигенция Источник: Русский журнал Как рубеж 1990-х был ознаменован для России грандиозным кризисом свободы когда вопрос о свободе и несвободе был самым больным, самым объединяющим (причем объединяющим даже тех, кто отвечал на него противоположным образом), ведущим к революционным переменам так и сегодня, на закате 2010-х, самым больным русским вопросом становится кризис совести.
Кризис политики, в которой невозможно понять, кто прав и кто хороший.
Кризис бизнеса, пришедшего через гипертрофированный культ успеха к отрицанию самой возможности нерыночной солидарности, немотивированного добра.
Кризис социальный, когда взращенный в недрах этого бизнеса "средний класс", как бы опора стабильного и прогрессивного развития общества, превращается в коллективного кадавра-потребителя, стремящегося всё хотеть и всё достать, да разрушится мир, лишь бы у меня всё было. Не успевшая осмыслить итоги демократической революции 1990-х Россия в преддверии революции совести, великой религиозной революции, определяющей пути ее развития на десятилетия если не на века вперед. И состоявшиеся выборы Патриарха своего рода "точка невозврата", точка не выборов, но Выбора.
Светские споры вокруг Поместного Собора доброжелательные или злобные, отстраненные и вовлеченные в основном, остаются по эту сторону самого смысла Выбора, который делает Церковь в эти дни. Вопросы программы и отношений с властью, продвижения православной культуры в школу и православных ценностей в повседневное поведение, все эти важные и острые вопросы оставляют в стороне вопрос самый главный, не переводимый на язык культурологи или этнографии. Суть сегодняшнего Выбора не в выборе между голосованием и жребием и даже не в выборе между кандидатами. Она в Выборе главном, очень трудном, для многих невообразимом. То есть, в конечном счете, в Выборе ответа на единственно важный вопрос: а можно ли укреплять Православие, Церковь, исконные ценности, позиции священноначалия и многокультурную межконфессиональную толерантность ценой одного небольшого компромисса отказа от Веры в Бога?
Компромисс Звездония
Потому что все споры о культурологических, ценностных и методологических преимуществах той или иной этики, соглашения о взаимоуважении сторонников разных ценностных систем, наконец, непримиримые войны любителей и ненавистников "фофудьи", равно как и все конфессии с религиями не имеют никакого значения, пока не задан один-единственный вопрос: есть ли Бог? Иисус Христос Сын ли Божий? и пока на этот вопрос не дан ответ. Потому что все культурологические и ценностные дискуссии представляют собой типичный пример страусиного метода решения главных вопросов жизни. Потому что в условиях, когда главный вопрос уводится в тень, оказывается возможным что угодно. И составление толерантно-либерально-гражданского учебника по духовно-нравственной культуре, в котором учащиеся получат представление обо всех равно уважаемых системах ценностей атеистической, православно-христианской, магометанской, буддийской, сайентологической, а также Пророка Сай-Бабы в одном флаконе (причем "равное уважение" подразумевает категорический отказ от самой постановки вопроса об истинности и ложности).
И превращение Православной Церкви Христовой во влиятельную общественную организацию с аббревиатурой РПЦМП (борющуюся, кстати, за воссоединение с государством).
И православный антисемитизм (между тем как если и действительно Христос есть Бог, то антисемитизм ненависть к евреям по крови есть ни что иное, как ненависть ко Христу, Божьей Матери и апостолам, то есть христоненавистничество; равно как и современный иудаизм, отрицающий сбывшееся ветхозаветное обетование и отлучающий Народ Израилев от Христа есть ни что иное, как антисемитизм).
И рассуждения о том, как много общего у идеологии "светлого коммунистического будущего" и у веры в Царство будущего века.
И состязания в "благочестии" и "нравственности" с магометанами-ваххабитами (в диапазоне от Али Полосина до Максима Шевченко).
Потому что вся привлекательность и приемлемость-для-всех "культурологического", ценностно-идеологического подхода к вере это ни что иное как колоссальное искушение, дьявольская ловушка, которая в конечном счете через своего рода современное саддукейство (когда можно "уважать религию", но отвергать ее реальность) сводится к известному "компромиссу отца Звездония" (персонаж фантастического романа Владимира Войновича "Москва-2042": именно там коммунистическое государство недалекого будущего восстанавливало церковь во всех правах ценой одного маленького компромисса отказа от веры в Бога).
В сущности, история "компромисса Звездония" она же история отделения церкви-организации от Церкви Божией, от Христа это история великих, трагических поражений Православия в XX веке.
"Великая октябрьская революция" 1917 г. была прежде всего и главным образом никакой не "победой пролетариата" или тем более "социалистического строя". Главным смыслом "красного октября" и это прямо считывается и из эмоциональных акцентов Ульянова-Ленина (одержимого к "Боженьке" яростной личной ненавистью), и из самой структуры красной пропаганды было ниспровержение Церкви и борьба против Бога. Главной победой большевиков тоже была не победа над "царским режимом" в борьбе с "царизмом" у них было множество союзников, да и сам "режим" сделал очень много для своего разрушения. Но всенародная воцерковленность, но существование "православного народа", но приходы и церковно-приходские школы, но личное общение миллионов русских крестьян со своими священниками вот что казалось невозможным развалить, и вот что было большевиками расшатано и разрушено в рекордно короткие для такой махины сроки.
"Октябрьская революция" стала прежде всего трагическим поражением христианской апологетики.
Именно на поле апологетики развернулась главная борьба за народные души. "Попы все врали", "Бога нет это медицинский факт" вся эта цепочка примитивных, но предельно жизненных формулировок, апофеозом которых стало более позднее "космонавты в космос летали, и никакого Бога там не видели", поддержанная предметными лекциями о "жульничестве церковников" вот что было брошено против веры миллионов малограмотных православных жителей рухнувшей империи.
К такой возвращающей Церковь к накалу антихристианства первых, апостольских десятилетий силе богоборчества православная Россия оказалась не готова. Слишком много лет и веков провело Православие под крылом Самодержавия, слишком многое переложила Церковь на плечи "кесаря" пусть и вполне искренне верующего во Христа. Слишком обленились, опростились и успокоились пастыри, не представлявшие себе иной жизни, как под крылом царя и защитой полиции.
Главным доказательством Бытия Божия в те дни разрушения и осквернения святынь стала сама по себе ярость богоборчества (один из мощнейших певцов эпохи прямо и недвусмысленно разъяснил суть времени, апеллируя к своему настенному идолу: "Товарищ Ленин! Работа адова будет сделана и делается уже!"): с такой мобилизацией массовых эмоций, с такими затратами сил и средств на "адову работу" можно было сражаться лишь с Тем, Кто есть а возможно, с Тем Единственным, Кто есть, причем во имя пустоты, во имя того, чтобы никого и ничего на свете не было.
Потому что экспрессивная, наглая, энергичная проповедь безбожия пришла в сонный и отвыкший от апостольской проповеди Истины Христовой русский мир. И когда от служителей Церкви, ото всей Церкви потребовалось мобилизоваться на войну во имя Христово, Церковь предстала ослабленной, обезволенной, закосневшей, потерявшей силу веры, оставившей Христа в далеком, доисторическом, отчасти сказочном прошлом. Оказалось утраченным при всем пристрастии русской Церкви к апостольскому и святоотеческому Преданию главное в этом Предании: его абсолютная, беспредельная актуальность, его непреходящая, острейшая, вечная "сегодняшность", восходящая к четырем Репортажам о Виденном, Воистину Бывшем и Вечно Новом.
В извечных внутрицерковных разделениях истинное Православие всегда "держалось старины", отвергая всякие попытки исказить Благую Весть мудрствованием любого "обновленчества", пытающегося подменить истину Евангелия той или иной формой проповеди страстей, принципов и идеалов "князя мира сего". Изощренность дьявола, который высматривает себе место в любых деталях, довольно быстро нашла брешь в оборонительных редутах "поборников древнего Предания" оказалось, что не так уж трудно подменить приверженность вечно новой Евангельской Истине поклонением древности как таковой (сразу же превращающейся в идол древности). На путях такого идолопоклонства русские старообрядцы нашли бездну изуверства и пропасть раскола. На путях такой ритуализованной, формальной, фарисейской борьбы с бесчисленными ересиархами религиозной "модернизации" Православие попалось в тщательно расставленную ловушку "обновленцев" и вместо того, чтобы обличить ложность их мнимой и изначально обветшавшей "новизны", согласилось с главной клеветой "обновленчества", фактически признав, что Православное Предание ценно прежде всего своей "древностью", а вовсе не непреходящей, вечной, Божественной Новизной.
Век будущий и век минувший
Подмена Вечности "древностью" главная причина второго великого поражения Русского Православия в ХХ веке. Неудача "Второго крещения Руси", для которого в начале 90-х было, казалось, готово все, коренится в отказе от единственной Цели стяжания Святаго Духа и поисков Царства будущего века ради возвращения к ложному благополучию века минувшего, века мнимого торжества "православия-самодержавия-народности", века искушения Церкви образом "Третьего Рима", влекущим ее по пути "Второго Рима", рухнувшего под ударами магометан.
Священнослужители, пережившие драматические девяностые когда тысячные очереди выстраивались в полувосстановленные храмы за крещением, когда катастрофически не хватало священников, когда жажда народной души к новой проповеди на месте выжженной земли коммунистической морали натолкнулась на тотальную неготовность Церкви и ее служителей к повторению апостольского подвига признают, что дело здесь не только в разрушительных последствиях семидесятилетнего богоборчества, но и в том, что внутри "церкви как организации" возобладали иные приоритеты. Выстраивание отношений с государством и обществом, с цивилизацией и конфессиями, в общем, с лицами, фигурами и проблемами мира сего вытеснило на обочину главное необходимость заново, на пустом (тщательно опустошенном) месте каждой человеческой души возвести Новую Церковь. Новую не в смысле модернизированную, "современную", переводящую псалмы на пиджин-инглиш, а Новый Завет на язык менеджерских инструкций: такая "новизна" есть плоть от плоти мира старого, ветхого, обреченного Крестной Жертвой на смерть. Речь идет о единственной и вечно Новой Церкви, раз и навсегда данной нам Евангелием.
Именно против этой Новой Церкви а не против "идей" и "ценностей", которые за две тысячи лет забылись бы и устарели идет сегодня война на уничтожение, сравнимая по своему масштабу и ожесточенности с "адовой работой" товарища Ленина, а по своей диверсифицированности и хитроумности ее превосходящая.
Именно новизна и вечная актуальность Христа, Царя Будущего Века, объединяет в единый, тотальный фронт ненависти князей века минувшего, при всей их, казалось бы, несовместимости.
Действительно, что может быть общего у апологетов светского образования, "антиклерикалов", с одной стороны, и активистов проекта исламизации России? А у "православных русских патриотов" и пропагандистов откровенного христоненавистничества? А между тем, общее находится.
Вполне светские государственные чиновники пролоббировали выделение в 2007 году на развитие мусульманского религиозного образования в России около 300 миллионов государственных рублей. Мотивируя это беспрецедентное спонсирование исламского проекта необходимостью "формировать лояльную умму", они попросту удвоили размер фонда, который без их помощи и так сформировали бы ваххабистские спонсоры исламизации России. В результате, в стране буквально на пустом месте в чрезвычайно сжатые сроки формируется дееспособная инфраструктура исламского прозелитизма, направленная на вовлечение в агрессивную исламизацию страны десятков тысяч новообращенных магометан причем, как это следует из географии проекта, преимущественно русских, а вовсе не "мусульман по праву рождения".
На тот случай, если спецоперация "исламская Россия" по официозного варианту не пройдет все-таки, в отличие от аппаратных кураторов "исламского проекта", высшие руководители государства не скрывают своей принадлежности к Русской Православной Церкви готовится и другая схема: и вот уже Гейдар Джемаль оказывается вместе с Каспаровым, Лимоновым и другими "антиклерикалами" из либерально-западнической "Другой России" в роли одного из инициаторов радикальной "национальной ассамблеи". К либералам-западникам а также к атеистам из академического сообщества любят апеллировать и другие "сыны аллаха" (вроде Нафигуллы Аширова), особенно когда речь заходит о том, чтобы поставить вне закона преподавание в школах России основ православной культуры каким бы компромиссным и "культурологическим" ни был при этом подход РПЦ.
Это, так сказать, незамаскированная атака сарацинских колонн вкупе с кораблями, перетаскиваемыми посуху. Но стены Царьграда подкапывают и изнутри. В самом начале 1990-х, когда Православие, казалось бы, могло начать свою быструю, бескровную и всепобеждающую послесоветскую "реконкисту", его сразу же попытались "склеить", с одной стороны, с "православным национал-патриотизмом", а с другой с многочисленными "тоже православными", ересиархами и прямыми жуликами, "белыми братьями" и "виссарионами христами".
Что получилось в результате?
Огромная масса "простых граждан", нуждавшихся в новом образе правды, в новых простых истинах, пошла в Церковь, а встретила вместо Проповеди пропаганду. Людей стали убеждать, что ненависть к грешникам (а не к их грехам) и презрение к чужакам это и есть признаки истинного благочестия. Полуграмотные ряженые, погруженные в непрекращающееся низкопоклонство перед выдуманным образом "врага" и на замечающие незримого присутствия настоящего врага за их спинами, в их собственных рядах, свершили страшное. Идеологическими союзниками "этнических православных" (объясняющих своей пастве, что Христос и апостолы были "арамейской национальности") стали прямые идолопоклонники, делающие тот самый маленький шаг, который отделяет "национал-патриотическое" кумиротворение от язычества (ведущего войну во имя "русских богов" против "ереси жидохристианства"), зороастризма и иных форм сознательного служения сатане.
Между тем, вся мощь растления, обретенная современной поп-индустрией, брошена на грандиозную мистификацию. "Телекартинка" показывает в одном видеоряду и под одним соусом: репортаж о Патриаршьей Литургии в Храме Христа Спасителя, историю о некоем "патриархе истинно-православной церкви" (большая белая борода, красивое облачение, иконы и свечи вокруг, берет деньги за отпущение грехов) и "священнице", которой голос свыше каждую ночь велит поклоняться иконе действующего президента страны. Кстати, безумствующие ряженые погромщики отлично вписываются в этот ряд со всеми их призывами к борьбе против ИНН, преподавания Дарвина в школе и "еврейской" фамилии Предстоятеля РПЦ а драка "нашистов" с "диомиднутыми" становится единственным "достойным прайм-тайма" телесюжетом о ходе важнейшего для судеб Православия Архиерейского Собора 2008 г.
В этой кромешности Церковь была бы обречена на окончательное опустошение если бы не вечная Актуальность Христа, если бы не неизбывная Новизна Благой Вести. Именно к этой Новизне обращены души миллионов людей. Но готова ли сегодня Церковь та, которая на земле, в душах, умах и воле ее служителей встретить и принять миллионы алчущих Вечно Нового?
Реальность тревожна. Великая традиция неизменности Благой Вести оборачивается вдруг подменой поклонения Древней Истине каким-то археологическим культом старины. Знание Истины, которое не совместимо с любыми заблуждениями и компромиссами в главном в Исповедании Христа Богом, подменяется отказом от Любви и суетной непримиримостью к заблуждающимся. А вместо Крестового Похода не нового потому что старые, по большому счету, не считаются, а единственного Похода, несущего Благую Весть каждой душе изыскиваются паллиативные боковые пути, направленные к мнимой безоблачности "государственно-церковного симбиоза" под крылом бюрократии.
Но на фоне споров и лжи о "несовременности" и "отсталости" Православия, посреди уходящего в пустоту "многоконфессионального" и "плюралистичного" мира сего, вблизи пропасти, в которую мощной поступью движется "закатный", но все более могущественный и все менее способный понимать себя Запад, Церковь Христова стоит со своими, которым так "хорошо здесь быти": с Павлом, Петром, Иоанном и Иаковом, с Илией и Моисеем. И все они наши современники, если только мы выберем общее время со Христом.
|